+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Аудиторское заключение по мса в 2019 образец

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.

Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

    Кто вправе провести аудит по МСА

    На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

    • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
    • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
    • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

    Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

    Аудиторское заключение в соответствии с МСА

    Автор: Бровкина Наталья Дмитриевна, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ

    Аудиторское заключение в соответствии с МСА: теория, практика применения к отчетности по РСБУ, типичные ошибки, квест «Найти 5 ошибок».

    Оглавление

    Это интересно:  Образец трудового договора с главным бухгалтером

    1. Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

    2. Преамбула к образцам аудиторских заключений

    3. Наименование аудиторского заключения

    4. Адресат аудиторского заключения

    5. Подзаголовки в аудиторском заключении

    6. Мнение аудитора

    7. Концепции финансовой отчетности

    8. Основание для выражения мнения

    9. Типы модифицированного мнения

    10. Мнение с оговоркой

    11. Отрицательное мнение

    12. Отказ от выражения мнения

    13. Сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица

    14. Основание для выражения мнения

    15. Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности

    16. Ключевые вопросы аудита

    17. Важные обстоятельства

    18. Прочие сведения

    19. Прочая информация

    20. Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление

    21. Ответственность аудитора

    22. Имя руководителя аудита

    23. Подпись аудитора

    24. Сведения об аудиторской организации

    26. Представление аудиторского заключения клиенту

    28. Ответы на квест

    Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

    В течении 2017 года аудиторские заключения можно было составлять в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности, если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года:

    СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

    3. Установить, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

    Важно! С 1 января 2018 года составление аудиторских заключений производится только в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, вне зависимости от того, когда был заключен договор на проведение аудита.

    Типичная ошибка

    Выданные в 2018 года аудиторские заключения составлены в соответствии с требованиями ФСАД, или даже по еще ранее действовавшим правилам

    В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения:

    Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности», ст. 6 <КонсультантПлюс>:

    2. Аудиторское заключение должно содержать:

    1) наименование «Аудиторское заключение»;

    2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

    3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

    4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

    5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

    6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

    7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

    7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;

    8) указание даты заключения.

    3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

    4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

    Данный материал актуален, пока статья 6 Закона об аудиторской деятельности действует в этой редакции. При изменении редакции статьи порядок составления аудиторского заключения может быть изменен.

    Поэтому МСА, регулирующие составление аудиторского заключения (МСА 700, 705 и другие) применяется в части, не противоречащей статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности». Об этом указано в пункте 50 МСА 700:

    Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом

    50. Если в соответствии с законом или нормативным актом конкретной юрисдикции аудитор должен использовать определенный порядок изложения или определенную формулировку аудиторского заключения,то такое заключение должно иметь ссылку на Международные стандарты аудита только в том случае, если оно включает как минимум каждый из следующих элементов (см. пункты A70 — A71):

    (b) адресат, как того требуют условия задания;

    (c) раздел «Мнение», в котором выражается мнение о финансовой отчетности и содержится указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, использованную для подготовки финансовой отчетности, включая указание на юрисдикцию, в которой принята соответствующая концепция подготовки финансовой отчетности, отличная от Международных стандартов финансовой отчетности или Международных стандартов финансовой отчетности для организаций государственного сектора (см. пункт 27);

    (d) указание на финансовую отчетность организации, прошедшей аудит;

    (e) заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями. Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ;

    (f) раздел, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 22 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

    (g) раздел «Основание для выражения мнения с оговоркой (или отрицательного мнения)», предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 23 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

    (h) раздел, который содержит информацию в соответствии с требованиями МСА 701 или дополнительную информацию об аудите, предписанную законом или нормативным актом, и который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные этим стандартом, и не противоречит данным требованиям, если применимо (см. пункты A72 — A75):

    (i) раздел, который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные пунктом 24 МСА 720 (пересмотренного), и который не противоречит этим требованиям, если применимо;

    (l) имя руководителя аудита в случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, за исключением редких случаев, когда можно обоснованно ожидать, что такое раскрытие информации может создать угрозу личной безопасности;

    (m) подпись аудитора;

    (n) адрес аудитора;

    (o) дата аудиторского заключения.

    На факт возможного отличия правил составления аудиторского заключения в соответствии с МСА и национальным законодательством указывается также в других стандартах:

    Аудиторское заключение предписывается законом или нормативным актом

    21. В некоторых случаях законы или нормативные акты соответствующей юрисдикции предписывают формат или формулировки аудиторского заключения в таком виде или в таких терминах, которые значительно отличаютсяот требований Международных стандартов аудита. В этих обстоятельствах аудитор должен оценить:

    (a) не может ли возникнуть у пользователей неверное понимание той определенности, которую они почерпнут из аудита финансовой отчетности, и, если это так,

    (b) могут ли дополнительные пояснения в аудиторском заключении уменьшить возможное неверное понимание .

    Если аудитор приходит к заключению, что дополнительные пояснения в аудиторском заключении не могут уменьшить возможное неверное понимание, он не может принять предложение о проведении этого аудита, за исключением случаев, когда это требуется законом или нормативным актом. Аудит, проведенный в соответствии с таким законом или нормативным актом, не соответствует Международным стандартам аудита. Следовательно, аудитор не может включать в аудиторское заключение какие-либо утверждения о том, что конкретное аудиторское задание проводилось в соответствии с Международными стандартами аудита (см. пункты A36 — A37).

    См. также МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункт 43.

    При проведении сравнительного анализа требований МСА 700 и статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» можно сделать вывод, что существенных различий между ними нет.

    Важно!В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения. Поэтому примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА, требуют адаптации в соответствии с правилами национального законодательства Российской Федерации.

    При составлении аудиторского заключения требуется учитывать одновременно и статью 6 Закона 307-ФЗ и МСА 700, то есть получается такой своеобразный «микс» между требованиями Закона и МСА.

    Составление аудиторского заключения

    При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:

    • соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленныхчастью 2 статьи 6Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
    • соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленныхМСА 700(пересмотренный),701,705(пересмотренный),706(пересмотренный);

    допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.

    При составлении аудиторского заключения необходимо ориентироваться на примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА 700, МСА 705 и МСА 706. Кроме того, в соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита, размещенным на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Разъяснения и рекомендации».

    Типичная ошибка

    Аудиторское заключение составляется четко по образцу, приведенному в МСА 700, 705 и других, без учета требований статьи 6 Закона об аудиторской деятельности.

    Это неправильно! Примеры МСА следует адаптировать к требованиям национального законодательства

    Аудиторское заключение по мса в 2019 образец

    Аудиторские заключения (примерные формы), включенные в сборник, одобрены Советом по аудиторской деятельности и предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Указанные формы документов должны применять аудиторские организации, индивидуальные аудиторы с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ.

    (docx. Дата публикации документа: 15.06.2017. Дата изменения: 15.06.2017 )

    СБОРНИК ПРИМЕРНЫХ ФОРМ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ В МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА (версия 2/2017)

    Настоящий Сборник содержит примерные формы аудиторских заключений, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Международными стандартами аудита, введенными в действие для применения на территории Российской Федерации приказами Минфина России. Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г.(протокол № 28, раздел VI) и 6 июня 2017 г. (протокол № 34, раздел II).
    Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

    Аудиторское заключение по пересмотренной отчетности мса 2019 год

    Изучив главу, вы будете:

    знать

    • • систему нормативного регулирования аудиторской деятельности, регламентирующего ответственность аудиторов по формированию аудиторских выводов и заключения;
    • • методологию, методику и порядок формирования аудиторских выводов и заключения;
    • • методики планирования, составления программ и проведения аудиторских процедур;
    • • порядок обобщения и использования результатов аудиторской проверки;
    • • права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в формировании аудиторских выводов и заключения;

    уметь

    • • обобщать результаты проверок и составлять аудиторские заключения;
    • • использовать международные стандарты аудиторской деятельности при проведении аудиторских проверок международных организаций, аудиторских выводов и заключения;
    • • применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок;
    • • разрабатывать рекомендации руководству экономического субъекта но результатам аудиторской проверки;
    • • использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью;

    владеть

    • • способами обобщения результатов проверок и составления аудиторских заключений;
    • • теоретическими основами функционирования ревизии и контроля хозяйствующих субъектов;
    • • приемами практического решения задач контроля;
    • • способами устранения возможных нарушений и ошибок в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
    • • приемами и способами выявления нарушений и противоправных действий в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
    • • способами обобщения результатов проверок и составления аудиторского заключения;
    • • приемами практического решения задач внутреннего контроля;
    • • приемами использования результатов аудита в управлении повышением эффективности предпринимательской деятельности экономического субъекта.

    Основные понятия. Аудиторское заключение, элементы аудиторского заключения, виды аудиторских заключений, аудиторское заключение с модификациями мнения аудитора, мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения, сопоставимость информации, сопоставимые показатели, сопоставимая финансовая отчетность, прочая информация, существенное несоответствие, существенное искажение фактов.

    Международный стандарт аудита 700 Аудиторское заключение по финансовой отчетности»

    В Международном стандарте аудита 700 даны рекомендации аудиторам по поводу формы и содержания аудиторского заключения, выданного в результате аудита финансовой отчетности. В нем также рассматривается ответственность аудитора по формированию мнения по финансовой отчетности.

    Цели аудитора состоят не только в формировании мнения по финансовой отчетности на основе выводов из анализа аудиторских доказательств, но и в четком выражении этого мнения в письменном аудиторском заключении, где также описана база формирования этого мнения.

    Аудитор оценивает, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применяемых принципов подготовки финансовой отчетности.

    В частности, аудитор обязан оценить в свете требований применяемых принципов подготовки финансовой отчетности следующее:

    • • адекватно ли раскрыты в финансовой отчетности отобранные и примененные существенные элементы учетной политики;
    • • соответствуют ли отобранные и примененные существенные элементы учетной политики применяемым принципам подготовки финансовой отчетности и являются ли они надлежащими;
    • • являются ли бухгалтерские оценочные значения руководства разумными;
    • • является ли информация, представленная в финансовой отчетности, надежной, сравнимой, понятной и уместной в данных обстоятельствах;
    • • даны ли в финансовой отчетности адекватные раскрытия, позволяющие квалифицированным пользователям понять воздействие существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчетности;
    • • является ли надлежащей используемая в финансовой отчетности терминология, включая, если применимо, заголовок каждого из финансовых отчетов.

    Необходимо соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского заключения; это облегчает его понимание пользователями.

    Аудиторское заключение составляется в письменном виде, как на бумажном, так и на электронном носителе.

    Аудиторское заключение должно содержать следующие элементы:

    • • название;
    • • надлежащий адресат в соответствии с данным аудиторским заданием;
    • • вводный параграф, указывающий на проаудированную финансовую отчетность;
    • • описание ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности;
    • • описание ответственности аудитора по выражению мнения по финансовой отчетности и объему аудиторской проверки, включающее ссылку на Международные стандарты аудита и национальные стандарты аудита конкретной юрисдикции либо страны, и описание аудита в соответствии с этими стандартами;
    • • параграф, выражающий мнение по финансовой отчетности, и ссылки на применяемые принципы подготовки данной финансовой отчетности;
    • • описание иной ответственности, связанной с отчетностью;
    • • подпись аудитора;
    • • дату аудиторского заключения;
    • • адрес аудитора.

    Аудиторское заключение должно иметь название, указывающее, что оно является заключением независимого аудитора, например «Аудиторское заключение независимого аудитора». Это означает, что аудитором соблюдены требования профессиональной этики, касающиеся независимости.

    Аудиторское заключение адресуется тем, для кого оно подготовлено, часто это акционеры или представители собственника организации, чья финансовая отчетность была проаудирована.

    В вводном параграфе аудиторского заключения содержится перечень полного комплекта проверяемой финансовой отчетности организации с указанием даты и отчетного периода, а также дается ссылка на обзор существенных элементов учетной политики и другую объясняющую информацию.

    Аудиторское заключение должно содержать раздел, озаглавленный «Ответственность руководства (или иной надлежащий термин) за финансовую отчетность». В данном разделе аудиторского заключения описывается ответственность тех лиц организации, которые отвечают за подготовку финансовой отчетности. Аудиторское заключение не должно содержать простого указания «Руководство», но должно использовать термин, который является надлежащим в контексте юридических принципов в данной конкретной юрисдикции. В ряде юрисдикций таким надлежащим указанием могут быть представители собственника.

    Согласно требованиям MCA ответственность за финансовую отчетность несет руководство экономического субъекта. Руководство принимает на себя ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с применяемыми принципами ее подготовки, включая принципы справедливого представления, а также принимает ответственность за такую систему внутреннего контроля, которую оно считает необходимой для подготовки финансовой отчетности и которая не содержит существенных искажений, вызванных недобросовестными действиями или ошибками.

    Если финансовая отчетность подготавливается в соответствии с принципами справедливого представления, объяснение ответственности руководства за финансовую отчетность в аудиторском заключении должно содержать надлежащее в данных обстоятельствах указание на «подготовку и справедливое представление данной финансовой отчетности» или на «подготовку финансовой отчетности, которая дает правильное и справедливое представление».

    Помимо раздела об ответственности руководства экономического субъекта, аудиторское заключение должно включать и раздел, озаглавленный «Ответственность аудитора». Обязанность аудитора заключается только в выражении мнения о финансовой отчетности клиента, основанном на результатах аудиторской проверки, со ссылками на примененные стандарты.

    Аудиторское заключение должно описывать выполнение процедур, используемых для получения аудиторских доказательств в отношении суммарных показателей и раскрытий, содержащихся в финансовой отчетности; отбор выбранных процедур, включая оценку рисков существенного искажения финансовой отчетности в силу недобросовестных действий или ошибки, что определяется профессиональным суждением аудитора. В процессе получения этих оценок риска аудитор рассматривает систему внутреннего контроля, связанную с подготовкой финансовой отчетности в целях разработки аудиторских процедур, которые являются надлежащими в данных обстоятельствах, но не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля организации.

    В обстоятельствах, когда аудитор также обязан выразить мнение об эффективности системы внутреннего контроля в связи с аудитом финансовой отчетности, он обязан опустить слова «рассмотрение аудитором системы внутреннего контроля осуществляется не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля организации» и «аудит оценки надлежащего характера применяемой учетной политики и разумности оценочных значений руководства, а также общего представления финансовой отчетности».

    В разделе, в котором выражается мнение аудитора, ему необходимо четко выразить свое мнение о достоверности и объективности финансовой отчетности организации.

    Словесное выражение мнения аудитора предписывает определенные словосочетания в аудиторском заключении, выраженные в терминах, которые существенно отличаются от требований MCA. В этих обстоятельствах MCA 210 требует, чтобы аудитор оценил: могут ли пользователи неверно понять уверенность, достигнутую в ходе аудита финансовой отчетности, и если могут, то могут ли дополнительные объяснения, включенные в текст аудиторского заключения, устранить возможное непонимание.

    Если аудитор указывает в аудиторском заключении иную дополнительную ответственность по отношению к ответственности аудитора в соответствии с MCA в отношении заключения по финансовой отчетности, то эта иная ответственность должна быть описана в самостоятельном разделе аудиторского заключения, озаглавленном «Заключение в соответствии с требованиями законодательства или регулирующих органов». Например, от аудитора может потребоваться сообщать об определенных вопросах, если они привлекли его внимание в ходе аудита. И наоборот, от аудитора может потребоваться провести дополнительные определенные процедуры и сообщить информацию об их результатах или выразить мнение по специальным вопросам, таким как адекватность бухгалтерских книг и записей.

    Аудиторское заключение подписывается от имени аудиторской фирмы или от имени самого аудитора. В отдельных случаях оно может быть подписано и тем и другим. В дополнение может быть указаны реквизиты, свидетельствующие о профессиональном статусе или о наличии у аудитора или фирмы лицензии, выданной лицензирующим органом.

    Аудиторское заключение датируется числом, когда была завершена аудиторская проверка. Это означает, что аудитор учел влияние всех факторов и событий, известных аудитору и происшедших до этой даты. Аудитор не должен датировать заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством предприятия.

    В аудиторском заключении указывается конкретное местоположение аудитора, где он осуществляет свою практику.

    По результатам аудита аудитор может выразить немодифицированное и модифицированное мнение.

    Немодифицированное мнение – мнение, которое аудитор выражает, если приходит к выводу, что финансовая отчетность подготовлена во всех существенных отношениях в соответствии с применяемыми принципами подготовки финансовой отчетности.

    Если аудитор заключает, что в соответствии с полученными аудиторскими доказательствами финансовая отчетность в целом не свободна от существенных искажений или он не в состоянии получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для того, чтобы прийти к выводу, что финансовая отчетность в целом свободна от существенных искажений, он модифицирует мнение в аудиторском заключении в соответствии с MCA 705.

    Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, www.formy-i-blanki.ru, avtoadvokat62.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector