+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Индивидуально образовательный маршрут ребенка в доу образец

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Кудинова Наталья Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:

  • интеллектуального;
  • эмоционально-волевого;
  • деятельностного;
  • нравственно-духовного.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) — это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

  1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  2. организовать единую систему работы;
  3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
  4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:

  • растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
  • часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
  • появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.;
  • расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

РАЗРАБОТКА ИОМ

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка — это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма.

Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)

  • организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
  • развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
  • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов — лепки, аппликации, рисования);
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
  • формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ:

1. Этап наблюдения и начальной диагностики.

  • Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
  • Определение причин трудностей ребенка.

2.Этап конструирования образовательного маршрута.

  • построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
  • определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Этап реализации.

Через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,

4. Этап итоговой диагностики.

Проводится завершающая диагностика.

выявить результаты действия маршрута.

ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».

Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.

Деятельность детей

ФИ

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Светлана Пархоменко
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника — развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

— формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Это интересно:  Акт приема передачи птс образец

— возможность занятия разными сферами деятельности;

— совершенствование речевых навыков;

— развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

— развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМ В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: — целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; — содержательный — систематизация и группировка учебных предметов; — технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; — диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; — организационно — педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; — результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута Так как основная цель образовательного маршрута — это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программы Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

— общие сведения о дошкольнике;

— особенности внешнего вида дошкольника;

— познавательная сфера дошкольника;

— уровень знаний по разделам программы;

— уровень развития речи;

— отношение к занятиям;

— наличие трудностей в общении;

индивидуальные особенности;

— дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут по О. О. «Обучение грамоте» для воспитанника старшей группы. Наименование организации:.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника 3–4 лет по пяти образовательным областям Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования,.

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Актуальность проблемы:.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Подразделение ГБОУ школа №1373.

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы по разделу программы «Речевое развитие» Цель: Развитие всех компонентов.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Петров Ваня, средняя группа. Образовательная область «Речевое развитие» Проблема:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Для воспитанника: Попроцкой Анастасии Возраст ребенка: 5 лет По данным диагностики педагогического.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в ДОУ по ФГОС

Общие данные:
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)
Воспитатели (ФИО):
Специалисты:
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Врач
Инструктор по физической культуре

Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК

Актуальность: низкий уровень освоения программы в области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития с учетом имеющегося речевого, психологического, физического здоровья.
Задачи:
• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование представлений о здоровом образе жизни.

Реализация индивидуального маршрута:

Периодичность-Ежедневно.
Рекомендации, формы работы с ребенком:
Ситуативные разговоры, беседы: («Дружная семья», «Волшебные слова» — о доброжелательных отношениях между людьми и др.)
Дидактические игры по выбору, разного вида конструктор
Подвижные игры «Зайцы и морковка», «Надень колпак» и др. (способствовать проявлению инициативы брать на себя ведущую роль в играх)
Результат работы:
Наблюдается положительная динамика в развитии. Стал проявлять интерес к окружающему миру.
Появилась усидчивость. Может заниматься делом рядом со сверстниками
Чаще стал принимать участие в гимнастиках, подвижных играх.

Периодичность-Через день
Рекомендации, формы работы с ребенком:
Решение логических задач.
Игровые ситуации «Научи товарища играть в игру» «Проверь работу товарища»
Дружеские беседы со сверстниками на предложенные ребенком темы.
Чтение худ произведений, разучивание стихов, чистоговорок. Составление рассказа по картинкам. Словесные игры «Хорошо — плохо, Назови ласково», «Кто позвал?»
Результат работы:
Снизился уровень агрессивности по отношению к сверстникам.
Ребенок стал проявлять интерес к художественной литературе. Появились любимые сказки. Стал приносить в детский сад книги для чтения из дома для сверстников.

Периодичность-2 раза в неделю
Рекомендации, формы работы с ребенком:
Трудовая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры и игры в коллективе
(«Моряки», «С.Т.О», Супермаркет», «В гостях»)
Результат работы:
Конструирование из перирод материала, бумаги.
Выполняет поручения взрослого, старается довести начатое дело до конца.
Стал брать на себя роль. Спокойно реагирует на предложения сверстников в процессе игры.

Способы оценки успехов дошкольника: наблюдение

Рекомендации по работе с родителями:
• Индивидуальные беседы
• Консультации «Воспитываем добротой» «Особенности развития ребенка 4-5 лет»
• Совместное участие с ребенком в творческих конкурсах
• Рекомендации по посещению секции плавания
• Консультация педагога — психолога ДОУ
• Консультации учителя — логопеда ДОУ

Педагогика

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.

Это интересно:  Заявление на социальную стипендию образец

Суть понятия ИОМ

Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ — это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • ФГОС ДО.

Цели и задачи

Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

  • формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
  • организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
  • совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
  • создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
  • формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное — право на собственное мнение).

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

  • заказ государства;
  • запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
  • личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
  • материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством — оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.

Для кого и зачем создаётся

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

  • отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
  • с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
  • с опережающим умственным развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

  • тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
  • формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
  • деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
  • развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
  • формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
  • понимания сути понятий пространства и времени.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Кто составляет и ведёт

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но — что имеет особое значение — делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев

Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

Что включает

Основное направление Цели и задачи Методы и средства
Сенсорное воспитание Ц.: развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления.
З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие
М.: упражнения, игра.
С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок.
Экологическое воспитание Ц.: расширение представлений об окружающей природе.
З.: *учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе,
*расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля,
*формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов.
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность.
С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом — уголь, камень, смола, песок, щебень).
Развитие основных видов движений Ц.: развитие общей моторики, координации.
З.: *развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие.
*воспитывать организованность.
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра.
С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д.
Нравственное воспитание Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения.
З.: учить умению управлять своим поведением
М.: упражнения, игра.
С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды.
Речевое развитие Ц.: развитие речи.
З.: *расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков,
*учить использовать в речи синонимы, антонимы,
*совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу,
*формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка,
*совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
*учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными,
*учить образовывать однокоренные слова,
*воспитывать культуру речевого общения,
*упражнять в составлении предложений,
*учить делить слова на слоги.
М.: дидактические упражнения, игра, беседа.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры — схемы, кассы, предметные картинки.
Социально-коммуникативное развитие Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием — осмысление понятий — время, знак, символ.
З.: * закреплять навыки использования вежливых слов.
* воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах.
* воспитывать оптимистические качества.
* формирование навыков самообслуживания.
* закрепление знаний о ПДД
М.: упражнения, игра, вопрос.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры — схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД.
Это интересно:  Добровольное информированное согласие на проведение прививок образец

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

  • Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
ФИ ребёнка Характер трудностей
Личностные Познавательные Коммуникативные Психомоторные Регулятивные Комплексные
  • Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
ФИ Выявленные трудности Причины Результат (как проявляются)
  • Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат — готовая схема маршрута.
  • Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы Цели
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе — что такое хорошо, а что такое плохо). Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам)
Игры, тренинги для развития сферы поведения. Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д.
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса
Приёмы психогимнастики для релаксации Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д.
  • Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.

Примеры

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.

Пример №1

Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц
Неделя
Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Январь
3 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм»
4 неделя Прогулка
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Расскажи друзьям о своём рисунке
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления»
2 неделя Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Мультимедийная игра «Ассоциации»
3 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища.

Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Пример №2

Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:2 раза в неделю

Длительность: 20 минут

Упражнения на занятиях:

  1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку

2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»

3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.

  1. Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
  2. «Почтальон» Разнести письма — примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
  3. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
  4. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
  5. Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент: минутка радости.
  2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
  3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

— работа у магнитной доски;

— упражнения с раздаточным материалом;

— работа в тетради.

Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Наталья Сертакова

Индивидуальный маршрут образования — это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации. С помощью ИОМ можно также выстроить работу с одарёнными детьми. В последующем образовании малыш будет более организованным, но, главное, он получит возможность выбора той деятельности, в которой он чувствует себя максимально компетентным.

Статья написана по материалам сайтов: www.maam.ru, ped-kopilka.ru, paidagogos.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector