Фз 360 о выплате накопительной части пенсии

Статья 4 ФЗ от 30.11.2011 N 360-ФЗ . Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

Статья 4. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

1. Единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», — по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

2) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», — по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», — по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

1.1. Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.

1.2. Застрахованные лица, реализовавшие право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения за выплатой средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты.

2. Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 сентября 2012

Впервые в истории российской пенсионной системы Закон дает гражданам возможность получать пенсионные накопления в виде части трудовой пенсии не только пожизненно, в рамках ежемесячных платежей, но и (при наличии прав) в качестве единовременной выплаты. Также гражданам предоставляется право получать в качестве срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, сформированные за счет собственных дополнительных взносов в Пенсионный фонд.

Закон также расширяет возможности правопреемства пенсионных накоплений. Ранее правопреемники могли получить средства пенсионных накоплений застрахованного лица только в том случае, если он умер до назначения ему трудовой пенсии. В соответствии с Законом № 360-ФЗ, в случае смерти застрахованного лица, оставшаяся невыплаченная часть срочной пенсионной выплаты наследуется правопреемниками. Также Закон определяет вопросы правопреемства средств пенсионных накоплений, в случае направления на накопительную часть пенсии средств материнского капитала.

На вопросы читателей о выплате пенсионных накоплений отвечает заместитель управляющего ГУ-ОПФ РФ по ЕАО О.П. Ходакова

Вопрос: Что такое пенсионные накопления?
Ответ: Пенсионные накопления – это средства, накопленные на индивидуальном лицевом счете участника системы обязательного пенсионного страхования в ПФР (и, возможно, в НПФ – негосударственном пенсионном фонде).

Включают в себя:

— суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, перечисленные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования;

— у участников Программы государственного софинансирования пенсий – суммы уплаченных гражданами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; суммы взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы, а также суммы взносов, перечисленных государством на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

— у владельцев сертификата на материнский капитал — суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии;

— доход от инвестирования указанных средств.

Накопительная часть трудовой пенсии есть также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, а также у мам, направивших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Вопрос: Кто имеет право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений?
Ответ: Граждане, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца, либо получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии), которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости (из-за отсутствия необходимого страхового стажа), но достигшие установленного возраста назначения трудовой пенсии по старости: женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет;

Это, прежде всего, относится к «двухпроцентникам», у которых пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию формировались только в течение 3 лет.

Либо граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости, если размер НЧП составляет 5% и менее по отношению ко всему размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части).

Ворос: Кто такие «двухпроцентники»?
Ответ: «Двухпроцентники» — это граждане старше 1967 года рождения, за которых работодателем перечислялись в период с 2002 по 2004 годы 2% из тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, и «исключенные» из накопительной системы в 2005 году (в связи с изменением пенсионного законодательства).
Эта категория граждан может формировать накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, если в ней участвует.

Вопрос:Каков средний размер пенсионных накоплений «двухпроцентников»?
Ответ: Размер суммы средств пенсионных накоплений в среднем составляет чуть более 5000 рублей.

Вопрос: Какие выплаты средств за счет пенсионных накоплений регламентируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»?
Ответ: — единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
— срочная пенсионная выплата;
— накопительная часть трудовой пенсии по старости;
— выплата средств пенсионных накоплений застрахованного лица его правопреемникам, в случае его смерти.

Вопрос: Что такое единовременная выплата средств пенсионных накоплений (СПН), установленная Законом?
Ответ: Некоторые категории граждан получили право обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о выплате им средств пенсионных накоплений не в расчете на ежемесячную выплату части общей суммы средств пенсионных накоплений, а в виде разовой выплаты – т.е. все пенсионные накопления гражданина выплачиваются одномоментно.

Вопрос: Кем и как осуществляется единовременная выплата средств пенсионных накоплений?
Ответ: Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами – в зависимости от того, где застрахованное лицо формировало средства пенсионных накоплений. Порядок выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Что такое срочная пенсионная выплата? Из каких средств она формируется?
Ответ: Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина, т.е.:

добровольных взносов, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;
средств софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

дополнительных взносов работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов в рамках обязательного пенсионного страхования);

дохода от инвестирования вышеперечисленных средств (через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд);

средств материнского (семейного) капитала, направленных владельцем сертификата на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования. Гражданин, формирующий таким образом накопительную часть пенсии, при возникновении у него права на назначение трудовой пенсии может по своему выбору: получить вышеперечисленные средств пенсионных накоплений в виде срочной пенсионной выплаты;

в составе накопительной части трудовой пенсии (ежемесячная выплата, определенная с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии. В 2012 году этот период – 18 лет или 216 месяцев.).

Продолжительность срочной пенсионной выплаты – не менее 10 лет. Т.е. гражданин, решивший получать средства пенсионных накоплений в виде срочной выплаты, сам определяет продолжительность ее получения.

Вопрос: В чем особенности срочной пенсионной выплаты (СПВ)?
Ответ: Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии гражданина (а не за счет взносов работодателя по обязательному пенсионному страхованию!). Т.е. за счет средств, поступающих в рамках Программы государственного софинансирования пенсий (взносы гражданина-участника, софинансирование государства, дополнительные взносы работодателей и доход от инвестирования этих средств), а также средств материнского (семейного) капитала, если владелец сертификата направляет их на накопительную часть пенсии.

В случае смерти застрахованного лица, после назначения ему указанной выплаты невыплаченный остаток средств, вправе получить правопреемники. Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или негосударственный пенсионный фонд), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди – братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Особенность правопреемства средств материнского капитала, оформленного в СПВ, — остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются только отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

Продолжительность срочной пенсионной выплаты определяется застрахованным лицом, но не может быть менее 10 лет.

Вопрос: Если пенсионер выбрал СПВ на 10 лет, а умер раньше, то выплатят ли правопреемникам остаток его пенсионных накоплений?
Ответ: В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники. При этом остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

Вопрос: По каким правилам будет рассчитываться, и выплачиваться накопительная часть трудовой пенсии в 2012 году?
Ответ: Размер накопительной части трудовой пенсии по старости в 2012 году будет определяться путем деления общей суммы пенсионных накоплений застрахованного лица (включая доход от инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости на 18 лет (216 месяцев) — ожидаемый период выплаты.
С 1 января 2013 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

Вопрос: Если гражданин перевел свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд, кто будет выплачивать их?
Ответ:При формировании пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, выплату средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд, куда и следует обращаться гражданину (в т.ч. для оформления и получения срочной пенсионной выплаты, получения единовременной выплаты средств пенсионных накоплений).

Вопрос: Как будет проводиться индексация (корректировка, повышение) накопительной части трудовой пенсии?
Ответ: Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты будет производиться Пенсионным фондом Российской Федерации либо негосударственным пенсионным фондом (если пенсионные накопления гражданина формируются в НПФ) по двум основаниям:

с 1 августа каждого года, исходя из сумм средств пенсионных накоплений, которые не были учтены при назначении выплаты или предыдущей корректировке;

по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в выплатной резерв.

Вопрос: Когда начнутся выплаты пенсионерам-участникам Программы государственного софинансирования пенсий?
Ответ: Выплата средств пенсионных накоплений лицам, в том числе участникам Программы государственного софинансирования пенсии, будет осуществляться, начиная с 1 июля 2012 года.

Вопрос: Облагаются ли выплаты пенсионерам средств пенсионных накоплений налогом?
Ответ: Выплаты, осуществляемы пенсионерам Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом за счет средств пенсионных накоплений, налогообложению не подлежат.

Вопрос: Наследуются ли денежные средства, перечисленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий?
Ответ: По юридической терминологии средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, не наследуются, а передаются правопреемникам (с практической точки зрения – это примерно то же самое).

Если гражданин, сам формировавший средств пенсионных накоплений за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования, умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части, то средства пенсионных накоплений передаются правопреемникам в полном объеме.

Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР, либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди – братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Если гражданин, формировавший средств пенсионных накоплений, умер после назначения ему трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений не передаются правопреемникам.
Если гражданин умер после назначения ему срочной пенсионной выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники.

Во всех случаях средства пенсионных накоплений, полученные правопреемниками, не подлежат налогообложению.

Вопрос: Кто может стать правопреемником средств пенсионных накоплений умершего участника Программы государственного софинансирования пенсии?
Ответ: Правопреемниками являются либо те лица, кого гражданин-участник Программы заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или НПФ), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди – братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Вопрос: Будут ли правопреемники получать средства пенсионных накоплений, поступившие в результате софинансирования государства и средства, поступившие от работодателя?
Ответ: Правопреемству подлежат все дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии гражданина, в т.ч. добровольные взносы, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

средства софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

дополнительные взносы работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов по обязательному пенсионному страхованию);

доход от инвестирования вышеперечисленных средств через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Важно, что эти средства полностью выплачиваются правопреемникам только в случае, если гражданин-участник Программы умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.

В случае, если гражданин умер после назначения ему накопительной части трудовой пенсии, но при этом при назначении пенсии он выделил средства пенсионных накоплений, поступавшие в рамках Программы государственного софинансирования, в срочную пенсионную выплату, правопреемники вправе получить невыплаченный остаток средств.

Если участник Программы умер после назначения ему накопительной части трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений правопреемникам не передаются.

Вопрос: Каким способом правопреемник может получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица?
Ответ: Правопреемники должны подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о выплате им средств пенсионных накоплений умершего гражданина до истечения 6 месяцев со дня смерти гражданина.

Решение о выплате принимается ПФР в течение 7-го месяца со дня смерти гражданина, а выплата средств пенсионных накоплений правопреемника осуществляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о выплате.

Средства пенсионных накоплений правопреемники могут получить либо через отделение почтовой связи, либо на банковский счет (по своему выбору).

* при условии среднегодовой доходности 7,52% (доходность расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в 2009–2011 гг.

1. Если при выходе на пенсию Вы оформите эти накопления в качестве срочной пенсионной выплаты на 10 лет, ежемесячная прибавка составит не менее:

Это интересно:  Как считают стаж при выходе на пенсию

* это расчет, не учитывающий дополнительные взносы работодателей, если они выступают третьей стороной софинансирования

2. Если Вы не оформляете срочную пенсионную выплату, а намерены получать средства накопительной части пенсии, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, пожизненно, то и в этом случае участие в Программе выгодно. Ежемесячная прибавка составит не менее:

* величина, принятая в российском законодательстве для расчета пожизненной пенсии в 2012 году

При этом размер ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств МСК составит примерно:

* Для примерного расчета прибавки к пенсии в данном примере возьмем ожидаемый период выплаты пенсии, как в 2012 году – 216 месяцев. С 1 января 2013 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии

Федеральный Закон №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (30 ноября 2011 г.). Закон посвящен порядку финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Кроме того, закон актуален и в отношении средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

Перечень законодательных актов

Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (24 июля 2002 г.) Закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Определены особенности правового статуса субъектов и участников этих отношений (в том числе Пенсионного фонда РФ, специализированных депозитариев, управляющих компаний, застрахованных лиц и страхователей, брокеров, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов).

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.). Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.). Устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Определяются субъекты правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности. Устанавливаются тарифы страховых взносов, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и дифференцируемые в зависимости от категорий страхователей.

Федеральный Закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (действующая редакция от 28.12.2013). Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями). Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование).

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями). Поправки направлены на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ПФР. Увеличивается фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц. Уточнен порядок определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (02 ноября 2013 г.). Закон посвящен актуарной деятельности. Актуарной признается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Перечислены органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (30 ноября 2011 г.). Закон посвящен порядку финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Кроме того, закон актуален и в отношении средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР).

Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (действующая редакция, 2016) определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (07 мая 1998 г.). Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О минимальном размере оплаты труда» (19 июня 2000 г.). МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Вносятся существенные изменения в порядок денежного довольствия военнослужащих.

Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (с изменениями и дополнениями). Установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности. Размер доплаты определяется расчетным путем. Территориальные органы ПФР контролируют правильность исчисления и уплаты взносов, а также назначают доплаты и выплачивают их одновременно с пенсией.

Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный) (А. А. Кирилловых, 2012)

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № З60-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Закон принят в развитие положений Конституции РФ 1993 г., определяющих государственную политику в сфере реализации социальной функции государства, а также социального законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения граждан в рамках проводимой пенсионной реформы, в частности Федерального закона № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Рассматривается реализация права на выплаты за счет средств пенсионных накоплений и виды таких выплат, их финансовое обеспечение, порядок и особенности формирования и использования средств выплатных резервов в Пенсионном фонде РФ и в негосударственных пенсионных фондах, а также общественный контроль в сфере финансирования указанных выплат. Комментарий рассчитан на руководителей и специалистов пенсионных фондов, управляющих инвестиционных компаний, граждан, имеющих пенсионные накопления, практикующих юристов.

Оглавление

  • Принятые сокращения
  • Введение
  • Комментарий к Федеральному закону

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный) (А. А. Кирилловых, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Комментарий к Федеральному закону

от 30 ноября 2011 г. № З60-ФЗ

«О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫПЛАТ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с порядком финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

2. В целях настоящего Федерального закона под пенсионными накоплениями понимаются:

1) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, находящиеся в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям;

2) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, обратившихся за назначением накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственный пенсионный фонд, находящиеся в доверительном управлении управляющих компаний;

3) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации установлены накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний для передачи в государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва и еще не переданные ей;

4) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в негосударственный пенсионный фонд от управляющих компаний для передачи в управляющую компанию, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях, и еще не переданные ей;

5) средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящиеся в доверительном управлении управляющей компании, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях или в государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, сформированными в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях;

6) средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации из государственной управляющей компании средствами выплатного резерва на выплату накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, но еще не выплаченные застрахованным лицам;

7) средства, поступившие в негосударственный пенсионный фонд из управляющей компании, с которой заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, но еще не выплаченные застрахованным лицам.

3. Иные понятия и термины применяются в настоящем Федеральном законе в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральном законе от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 2002 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральном законе от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Комментируемая статья посвящена предмету регулирования Закона № 360-ФЗ. Наличие вводных норм, отражающих круг регулируемых вопросов нормативного правового акта, является традиционным для законотворческой практики. При этом несмотря на предложенное законодателем наименование комментируемой статьи как «предмет закона», ее содержание все же выходит за рамки названия, поскольку наряду с определением предмета дано развернутое представление о понятии «пенсионные накопления», а также порядка применения иной, имеющейся в пенсионном законодательстве, терминологии в целях применения положений комментируемого Закона.

Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, Закон № 360-ФЗ регулирует отношения, связанные с порядком финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, которые формируются на основании и в соответствии с порядком, установленным рядом действующих нормативных актов. В целом комментируемая норма является бланкетной, поскольку она только называет соответствующие нормативные правовые акты, непосредственно раскрывающие механизм формирования пенсионных накоплений.

В числе таковых, имеющих и собственный предмет регулирования, законодатель называет:

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, и при осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению);

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации);

Федеральным закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений);

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь);

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии).

Как известно, указанные законы сформировали пакет нормативных актов, которые в своих положениях предусматривают возможность, а также механизм использования соответствующих финансовых источников в целях образования пенсионных накоплений граждан.

Основная задача комментируемого Закона – нормативное обеспечение реализации выплат средств пенсионных накоплений граждан, сформированных в соответствии с нормативными актами, предусмотренными выше.

Часть 2 комментируемой статьи дает представление о понятии «пенсионные накопления» для целей правоприменения Закона № 360-ФЗ. Причем законодатель дает весьма широкое представление о пенсионных накоплениях. Представляется, что это является правильным с точки зрения нормативного раскрытия данной категории и будет способствовать более точному определению понятия «пенсионные накопления», в том числе при возникновении конкретных спорных ситуаций, связанных с решением вопроса об отнесении соответствующих денежных средств граждан – застрахованных лиц к категории «пенсионные накопления».

Итак, следует раскрыть конкретные варианты сформированных средств, которые представлены законодателем как пенсионные накопления.

Во-первых, это средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом РФ или НПФ установлена накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Данные средства находятся в ПФ РФ или НПФ и не переданы в доверительное управление управляющим компаниям. При этом имеет место ситуация, когда застрахованные лица еще не получили право на обращение за средствами пенсионных накоплений в силу недостижения ими пенсионного возраста.

Во-вторых, это средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, обратившихся за назначением накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты в ПФ РФ или НПФ. При этом указанные средства на момент обращения находятся в доверительном управлении управляющих компаний.

В-третьих, это средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым ПФ РФ установлены накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата. При этом такие средства поступили в ПФ РФ от управляющих компаний для передачи в государственную управляющую компанию (ГУК) средствами выплатного резерва и еще не переданы ей.

В-четвертых, это средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым НПФ установлены накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата. При этом данные средства поступили в НПФ от управляющих компаний для передачи в управляющую компанию, с которой НПФ заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях. Средства еще не переданы управляющей компании.

В-пятых, это средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящиеся в доверительном управлении управляющей компании. В этом случае соблюдается условие, что с управляющей компанией НПФ заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях. Соответствующий договор доверительного управления (договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений) ПФ РФ может быть заключен с ГУК средствами выплатного резерва. При этом застрахованным лицам установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях.

В-шестых, это средства, поступившие в ПФ РФ из ГУК средствами выплатного резерва на выплату накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, которые еще не выплачены застрахованным лицам.

В-седьмых, это средства, поступившие в НПФ из управляющей компании, с которой заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата. При этом указанные средства еще не выплачены застрахованным лицам.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает порядок определения содержания иных терминов, которые применяются в Законе № 360-ФЗ. Понятийный аппарат представлен действующем законодательстве и применяется для целей реализации Закона № 360-ФЗ в том значении, в котором они использованы для регулирования отношений в нормативных актах, которыми они предусмотрены. При этом законодатель называет конкретный перечень нормативных актов, содержащих категории, необходимые для правильного их представления в контексте толкования положений комментируемого Закона. Следует обратить внимание на основные понятия, которые используются в пенсионном законодательстве, и привести определение необходимых терминов.

1. Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования содержит определение следующих категорий.

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованных лиц – работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специальная часть индивидуального лицевого счета – составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», о доходе от их инвестирования, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Федеральный закон о НПФ содержит определение следующих категорий.

Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.

Застрахованное лицо – физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, или физическое лицо, в пользу которого заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством РФ о трудовых пенсиях, Законом о НПФ и договором об обязательном пенсионном страховании.

Пенсионные накопления – совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инвестиционный портфель управляющей компании – активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, полученных управляющей компанией в доверительное управление от одного фонда.

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.

Управляющая компания – акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Специализированный депозитарий – акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Инвестиционная декларация – неотъемлемая часть договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, содержащая указание цели инвестирования средств пенсионных накоплений или размещения средств пенсионных резервов, описание инвестиционной политики управляющей компании, перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений или размещены средства пенсионных резервов, описание рисков, связанных с таким инвестированием или размещением, а также требования к структуре активов.

Выплатной резерв – обособленная часть средств пенсионных накоплений, сформированная в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости.

Срочная пенсионная выплата – ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая в соответствии с порядком и условиями, определенными Законом об НПФ и Законом № 360-ФЗ.

Единовременная выплата – выплата средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в ст. 4 Закона № 360-ФЗ.

3. Федеральный закон об основах обязательного социального страхования содержит определение следующих категорий.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, – также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

4. Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в РФ содержит определение следующих категорий.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Бюджет Пенсионного фонда РФ – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

5. Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации содержит определение следующих категорий.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Индивидуальный лицевой счет – совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Специальная часть индивидуального лицевого счета – раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления – совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.

6. Федеральный закон об инвестировании содержит определение следующих категорий.

Инвестирование средств пенсионных накоплений – деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.

Управляющая компания – управляющая компания, отобранная по конкурсу, государственная управляющая компания, а также государственная управляющая компания средствами выплатного резерва.

Государственная управляющая компания (ГУК) средствами выплатного резерва – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств выплатного резерва путем формирования инвестиционного портфеля выплатного резерва, включающего средства пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, а также средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации назначена срочная пенсионная выплата, путем формирования отдельного инвестиционного портфеля, включающего указанные средства.

Специализированный депозитарий – акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензии на осуществление депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Инвестиционный портфель – активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации управляющей компании по одному договору доверительного управления, и обособленные от других активов. Одна управляющая компания может сформировать один или несколько инвестиционных портфелей.

Доходы от инвестирования – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Выплатной резерв – обособленная часть средств пенсионных накоплений, сформированная в соответствии с Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости.

Инвестирование средств выплатного резерва – деятельность государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по управлению средствами выплатного резерва.

7. Федеральный закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, содержит определение следующих категорий.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом о дополнительных мерах господдрежки.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

8. Федеральный закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений содержит определение следующих категорий.

Работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, – лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены законом о дополнительных страховых взносах.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений – взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Взнос работодателя – средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены законом о дополнительных страховых взносах.

Статья 2. Виды выплат, осуществляемые за счет средств пенсионных накоплений

За счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее – единовременная выплата);

2) срочная пенсионная выплата;

3) накопительная часть трудовой пенсии по старости;

4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Комментируемая статья определяет перечень выплат, которые осуществляются за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица.

Понятия, которые предлагаются для реализации положений данного закона, используются в том значении, в каком они закреплены в действующем законодательстве (см. комментарий к ст. 1 Закона).

Понятие «застрахованное лицо» дается в нескольких нормативных актах, имеет различное значение в зависимости от сферы применения указанного термина.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

В рамках Закона о НПФ застрахованное лицо – физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, или физическое лицо, в пользу которого заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы (ст. 3).

В свою очередь, Закон о дополнительных страховых взносах понимает под застрахованным лицом – лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 2).

Для целей реализации пенсионных прав граждан законодатель установил специальные виды выплат, которые сформированы в пользу застрахованных лиц, и подлежат осуществлению в конкретных случаях при наличии соответствующих оснований.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений (единовременная выплата). Мировой опыт показывает, что существует значительное количество вариантов порядка получения накопленных пенсионных средств, в том числе допускается выплата части пенсионных накоплений в виде единовременного пособия, получения накопленной суммы, планового изъятия с наследованием остатка неполученной суммы и другие формы [14] .

Данная выплата производится лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого трудового стажа, а также в случае, когда размер накопительной части пенсии трудовой пенсии является крайне низким, не обеспечивающим существенную надбавку к базовой части пенсии (см. комментарий к ст. 4 Закона).

Срочная пенсионная выплата. Выплата подобного рода осуществляется за счет денежных средств, формируемых путем осуществления инициативных дополнительных взносов на свои лицевые счета застрахованными лицами из различных источников (в том числе из средств материнского (семейного) каптала). Такие взносы вправе осуществлять как застрахованное лицо, так и работодатели, а также иные лица. Суть понятия «срочная выплата» означает ее непостоянный, т. е. временный характер. Максимальный срок такой выплаты, как правило, ограничен в 120 месяцев или 10 лет (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Накопительная часть трудовой пенсии по старости. Как известно, данная выплата может выступать элементом пенсионного обеспечения по старости наряду со страховой его частью (п. 2 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях). При этом законодательство о трудовых пенсиях не раскрывает суть данной выплаты. Соответствующее, схожее понятие содержит только Закон о НПФ. Согласно ст. 3 Закона о НПФ накопительная часть трудовой пенсии – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством РФ о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании.

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. Законодатель выделил данную выплату в особый вид, учитывая особенности реализации пенсионных прав наследниками застрахованного лица. Следует отметить, что законодатель ведет о речь не о наследниках, а о правопреемниках умершего, указывая тем самым на особую процедуру получения соответствующих накоплений родственниками умершего. На начальном этапе наследственное правопреемство и, следовательно, нормы наследственного права не применяются, а действует специальный порядок реализации права на получение накоплений через обращение в соответствующее отделение Пенсионного фонда, в котором осуществляется учет застрахованного лица.

Согласно ст. 5 Закона об инвестировании собственником средств пенсионных накоплений выступает государство (Российская Федерация). В свою очередь, Пенсионный фонд РФ распоряжается такими средствами по праву оперативного управления.

Право собственности РФ на указанные денежные средства не может быть изменено по желанию застрахованного лица, так как оно не обладает правом владения, пользования и распоряжения в полном объеме указанными денежными средствами (за исключением распоряжения на случай смерти и возможности передачи в НПФ), а наделено правом требования соответствующей компенсации социальнострахового риска лишь при наступлении страхового случая. Например, средства, учтенные в лицевом счете, поступают к гражданам от государства, а не от умершего лица. Поэтому к приобретению таких средств не применяются правила о наследовании.

При этом до недавнего времени возможность наследования пенсионных накоплений могла наступать только в том случае, если работник ни разу не воспользовался пенсионными накоплениями [15] . Следовало бы согласиться с подобным выводом, поскольку, например, Закон об инвестировании (ст. 38) предусматривает обозначенные выше средства пенсионных накоплений как подлежащие выплате указанным лицам только в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

Данный Закон ликвидировал эту законодательную проблему, которая в некоторых случаях выступала в качестве нормативного пробела (отсутствовал порядок осуществления выплат) и, кроме того, вступала в прямое противоречие с природой средств, принадлежащих застрахованному лицу (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Следует отметить, что реализация прав граждан на такие виды выплат и возникновение соответствующих правоотношений возможны только с 1 января 2002 г., т. е. с момента, когда вступил в действие пакет законов, принятых в целях реализации пенсионной реформы (см. комментарий к п. 3 ст. 20 Закона).

Статья 3. Реализация права застрахованного лица на выплаты за счет средств пенсионных накоплений

1. Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений, указанных в пунктах 1–3 статьи 2 настоящего Федерального закона, к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления.

2. Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости.

3. Размер выплат, указанных в пунктах 1–3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат.

4. Выплата, указанная в пункте 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

5. Порядок и условия возмещения недостающих средств в случае, если сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии на день, с которого устанавливается соответствующий вид выплат, указанных в пунктах 1–3 статьи 2 настоящего Федерального закона, меньше общей суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, подл ежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии за весь период формирования пенсионных накоплений, устанавливаются отдельным федеральным законом.

6. Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды при ежегодном информировании застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии обязаны предоставлять застрахованным лицам информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Комментируемая статья определяет общий порядок и условия осуществления выплат застрахованным лицам.

В части 1 комментируемой статьи законодатель предусмотрел, что застрахованное лицо вправе обратиться за назначением единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты, накопительной частью трудовой пенсии по старости к страховщику, который формирует пенсионные накопления застрахованного лица на день обращения с соответствующим заявлением.

Часть 2 комментируемой статьи предоставляет застрахованным лицам право выбора получения средств пенсионных накоплений в виде срочной выплаты либо в составе накопительной части. Основное отличие указанных составных частей состоит в сроке осуществления выплат. Если срочная выплата предполагает ее обеспечение в течение не менее 120 месяцев (10 лет), то для накопительной части пенсии такого ограничения не установлено. При этом такое право застрахованное лицо может реализовать при условии, если средства пенсионных накоплений сформированы за счет определенных финансовых источников.

К финансовым источникам Законом отнесены: средства дополнительных страховых взносов. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Законом о дополнительных страховых взносах (ст. 2);

взносы работодателя. Взнос работодателя – средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке (ст. 2). Работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, которые участвуют в уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица (работника), в пользу которого уплачиваются эти взносы (ст. 8);

взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, доходы от их инвестирования. Данные взносы представляют собой государственную поддержку формирования пенсионных накоплений и осуществляются за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. В соответствии со ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) [16] Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Указанные денежные средства передаются в бюджет Пенсионного фонда РФ в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

средства (части средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования. Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о дополнительных мерах господдержки. Право на материнский (семейный) капитал подтверждаются именным документом – государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что размер выплат определяется исходя из суммы пенсионных накоплений, учтенных за счет средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица. При этом размер выплат определяется на дату, с которой назначается соответствующий вид выплат.

Согласно ст. 6 Закона о персонифицированном учете индивидуальный лицевой счет открывает Пенсионный фонд РФ на каждое застрахованное лицо на территории РФ. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

Специальная часть индивидуального лицевого счета – составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, включая доход от их инвестирования, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 Закона о персонифицированном учете).

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения регулярно уточняются и дополняются.

Согласно ч. 4 комментируемой статьи выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется в порядке, установленном законами о НПФ и трудовых пенсиях.

Как правило, учтенные суммы пенсионных накоплений должны быть равными суммам произведенных отчислений (взносов). Однако на практике может сложиться ситуация, когда средств на лицевом счете меньше, чем было учтено, например, в результате получения убытков при инвестировании средств пенсионных накоплений.

Часть 5 комментируемой статьи определяет общие условия покрытия недостатка средств, необходимых для осуществления выплат, за счет средств пенсионных накоплений. Данная норма имеет действие «на перспективу» и сформулирована в отсылочном виде, поскольку предусматривает для решения вопросов регулирования порядка и условий возмещения недостающих средств принятие отдельного федерального закона. Этот нормативный правовой акт должен предусматривать компенсационный механизм осуществления пенсионных выплат.

Часть 6 комментируемой статьи закрепила информационные обязанности Пенсионного фонда РФ и НПФ перед застрахованными лицами. В рамках ежегодного информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, указанные фонды в обязательном порядке предоставляют информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Статья 4. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

1. Единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, – по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», – при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

2. Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет круг лиц, имеющих право на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, а также условия осуществления данной выплаты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Принятые сокращения
  • Введение
  • Комментарий к Федеральному закону

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный) (А. А. Кирилловых, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Статья написана по материалам сайтов: www.pfrf.ru, npf-broker.ru, kartaslov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Закон Описание
Федеральный Закон №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»