Что составляет предмет правового регулирования

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

    1. предмет правового регулирования;
    2. метод правового регулирования.

Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования — то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений; это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

    • субъекты — индивидуальные и коллективные;
    • их поведение, поступки, действия;
    • объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
    • социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае — это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Метод же служит дополнительным, юридическим критерием , так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В предмет правового регулирования входят три группы общественных отношений:

1. отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными;

2. отношения по властному управлению обществом;

3. отношения по обеспечению правопорядка.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.

Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

Стадии правового регулирования.

3 основных и 1 факультативная стадии П.Р.

1. Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность:

— Принятие подзаконных актов,

— Официальное толкование правовых норм,

— Опубликование (офиц.) кодексов, законов, актов.

2. Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

3. На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т. е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права — люди не понимают объем допустимых действий и т.д.

4. Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права.

Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам и составным частям механизма правового регулирования относятся:

1. юридические нормы;

2. нормативные правовые акты;

4. акты реализации права;

5. правоприменительные акты;

7. режим законности.

Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения и нарушения зафиксированного в них предписания.

Юридическая норма – это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание.

Нормативный правовой акт – документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Акт реализации права – это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права.

Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мысленных и чувствительных образах.

Законность как режим используется в широком социально-политическом смысле и выступает в нем как режим общественно-политической жизни, т.е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.

53) Методы, способы и виды правового регулирования. Правовые режимы.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Общественные отношения принято делить на три группы: отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные). В зависимости от указанных различий приято выделять два метода правового регулирования: методы централизованного и децентрализованного регулирования.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Властные решения некоторых вопросов передаются на региональный уровень.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Основные средства сформулированы в качестве единых для всей правовой системы.

По степени категоричности правовых предписаний выделяют два метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод – это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права.

Это интересно:  Права инвалидов 3 группы на работе

Диспозитивный метод дает возможность сторонам правоотношения самостоятельно решать сложившиеся вопросы.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания. Выделяют три основных способа:

1. Управомочивание, т.е. предоставление участнику правовых отношений субъективных прав;

2. Обязывание совершить какие-то действия;

3. Запрещение, т.е. возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий;

4. Применение мер принуждения, стимулирующее воздействие норм права (дополнительные способы).

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

Правовой режим – особенности использования определенных подходов в целях специфического правого регулирования. Пример, специфический режим валютного регулирования.

Виды правовых режимов:

* Чрезвычайного положения — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

* Военного положения — особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.

Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.

54) Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъект – это участники правоотношения (физлица и организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами.

1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

В зависимости от используемого метода (централизованный, децентрализованный, императивный, диспозитивный) правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие. Договорные – отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Управленческие – отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка.

Правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений:

1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм;

2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;

3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

55) Состав правоотношений и его элементы. Объекты правоотношений.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться.

1. субъекты правоотношения: участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

2. объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности;

3. содержание правоотношений – это непосредственно субъективные права и юридические обязанности (субъективные юридические права и обязанности (юридическое содержание правоотношений); фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (материальное содержание правоотношений)).

Субъекты права — индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами права могут быть индивиды, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, организации и социальные общности.

Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Включает в себя ряд правомочий:

— Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права, например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению;

— Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать;

— Право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия, например заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей;

— Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности, например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе.

Юридическая обязанность — предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

1.Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

2.Совершение конкретных действий (активное поведение);

3.Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера мер юридической ответственности;

Правосубъектностъ — предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

· материальные блага (вещи, предметы, ценности) — характерны для гражданских правоотношений

· нематериальные личные блага (жизнь. Честь. достоинство) типичны для уголовных, гражданских процессуальных правоотношений

· поведение субъектов и его результаты (услуги и т.д.) характерны для административно-хозяйственный правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания

· продукты духовного творчества (интеллектуальная собственность)

· ценные бумаги, официальные документы – характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских правоотношений

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

На первый взгляд, предметом правового регулирования яв­ляется поведение, деятельность человека. Правовые нормы про­ходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает пра­вомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в кон­кретных отношениях. Если же субъект действует противоправ­но, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть дейст­вий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психиче­ская деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Так как во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренцию другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причи­ной вред окружающей природной среде. Владелец автомобиля использует его для поездок по транспортным магистра­лям с интенсивным движением.

В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуж­дают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе. Владелец автомобиля своим движением препятствует движению других транспортных средств и пешеходов.

Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соот­ветственно и предметом правого регулирования выступает не любое поведение человека, иных лиц, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как обще­ственное отношение. И правом регулируется не столько дея­тельность, сколько социальная связь между лицами, порожден­ная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понима­ется как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значи­мой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно под­разделить на три большие сферы: экономическую, политиче­скую и социальную.

Это интересно:  Правовой режим ценных бумаг

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В основе этих отноше­ний лежит право собственности государства, граждан и их объ­единений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, ор­ганизации и иные лица в процессе удовлетворения своих по­требностей в предметах и услугах. Это отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все ви­ды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом то­варов. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми мате­риальными ресурсами государственного аппарата, армии, пен­сионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения охватывают всю сложную и мно­гообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общест­ва и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставлен­ных им властных полномочий; 2) отношения государства и его органов на международной арене; 3) отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лица­ми в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, прове­дения референдумов, обсуждения важнейших законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с обще­ственными объединениями и политическими партиями; 5) отно­шения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в сис­тему экономических и политических отношений. Это, в частно­сти, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и про­фессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражда­нами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимуще­ственные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования носит объективный ха­рактер и, в конечном итоге, определяется общественными зако­номерностями, уровнем экономического и культурного разви­тия общества. Однако каждое государство, его органы в поис­ках оптимального варианта правового регулирования общест­венных отношений могут допускать известные колебания в оп­ределении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулиро­вания с помощью норм морали, обычаев или традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда госу­дарство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правого регулирования.

В сферу правового регулирования входят отношения, которые имеют следующие признаки:

во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и, инте­ресы общесоциальные;

во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интере­сов ради удовлетворения интересов другого;

в-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

в-четвертых, эти отношения требуют соблюде­ния правил, обязательность которых подкреплена доста­точно действенной силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обме­ну ценностями (как материальными, так и нематериаль­ными). Здесь проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений.

Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обяза­тельность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному уп­равлению обществом.

В управлении социальными процес­сами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Таким образом, общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

5. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ, ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах юридического воздействия.

В теории правового регулирования принято выделять два МЕТОДА правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования построенна координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отно­шений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, в сфере отраслей частно-правового характера.

Метод централизованного, императивного регулиро­вания базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помо­щи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Используются в публично-правовых отрас­лях (конституционном, административном, уголовном праве).

СПОСОБЫ правового регулирования определяются ха­рактером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ (ДОЗВОЛЕНИЕ)— предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, поль­зоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ (ОБЯЗЫВАНИЕ) как предписание совер­шить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ (ЗАПРЕТ) т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сход­ство — и тот и другой предполагают возложение обя­занностей, но если в одном случае обязанности но­сят позитивный, активный характер, то в другом — пас­сивный.

В качестве дополнительных способов правового воз­действия можно назвать:

1) применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, со­блюдение установленных запретов.

2) предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматри­вающих возможность применения правового принужде­ния. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

3) стимули­рующее воздействие норм права, таким способом ока­зывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное право­мерное поведение (за изобретательскую, рационализа­торскую деятельность).

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделя­ются дваТИПА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

Первая формула: «дозволено все, кроме прямо запре­щенного в законе». На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавлива­ются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволе­ний не определен: все, что не запрещено. Он характерен для отношений, регла­ментируемых отраслью гражданского права.

Вторая формула правового регулирования звучит иначе: «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Сказанное означает, что участник правовых отношений по­добного типа может совершить только действия, кото­рые прямо разрешены законом, а все остальные дейст­вия запрещены. Этот тип правового регулирования при­нято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем право­мочий; все, что выходит за пределы компетенции власт­вующего субъекта, категорически запрещено.

Понятие и предмет правового регулирования

Правовое регулирование -форма осуществления функций государства как особого органа управления общими делами общества, а также составляющих его социальных групп (классов, наций, народностей, социальных сообществ и объединений различного рода и назначения). Правовое регулирование является видом социального регулирования и поэтому находится в определенной связи с другими его видами – морально-нравственным, религиозным, идеологическим, корпоративным, эстетическим и другим регулированием жизнедеятельности общества. Наконец, правовое регулирование обеспечивается государством.

В юридической литературе не сложилось единого подхода к понятию «правовое регулирование», что во многом объясняется сложностью и исторической динамикой содержания данного правового явления.

Нередко в теории права правовое регулирование определяется как установление и санкционирование государством норм права, предназначенных для упорядочения общественных отношений, с добавлением к этому каких-либо иных признаков. Например, правовое регулирование общественных отношений определяется как «соответствующая требованиям принципа формального равенства форма упорядочения этих отношений путем официально-властного установления различных общеобязательных правил (норм) поведения людей и их взаимоотношений»[249].

С предложенным определением по смыслу совпадает и встречающееся в законодательных актах указание на источники правового регулирования предмета этих законодательных актов. Так, в прежней редакции п. 1 ст. 1 федерального закона от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[250] было прямо указано на то, что «правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Несколько в ином варианте в статье 1 Патентного закона Российской Федерации (в редакции от 07.02.2003г., но утрачивающего силу с 01.01.2008г. в связи с введением в действие части 4 ГК РФ) говорилось, что «настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов». Наконец, в п.1 ст.3 Федеарльного закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» указывается, что настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют различные субъекты, в частности, российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, индивидуальные предприниматели.

Это интересно:  Новые правила дорожного движения 2020 с пояснениями

По определению проф. А.Ф.Черданцева, правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т.п.)[251]. К ним можно отнести и судебные, административные акты, правовые обычаи и доктрины. Данное определение выходит за пределы собственно правотворчества и охватывает сферу правореализации.

Такой подход представляется наиболее правильным, поскольку не позволяет рассматривать понятия «правовое регулирование» и «правотворчество» в качестве синонимом,т.к. правовое регулирование имеет свои собственные, отличительные признаки.

Признаки правового регулирования, прежде всего, следует назвать его цель, поскольку всякое социальное, в т.ч. и правовое, регулирование предполагает определенную цель, вводится и осуществляется именно для её достижения. Без цели вообще нет регулирования. Цель правового регулирования — реально направляющее упорядочение общественных отношений в виде установления устойчивого и эффективного правопорядка, которое оценивается в теории права как юридическая цель. Но наряду с ней называются еще и социальные цели, ккоторым относят достижение посредством правового регулирования социально-полезных результатов, в первую очередь – создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.[252] Действительно, право не может существовать ради самого себя (наподобие уже давно не действующих исторических источников права — Салическая правда, Законы Ману, Русская Правда и т.д.). Право «живет» только в обществе и в интересах общества, составляющих его социальных групп, слоев, классов и индивидов. Если право не отвечает таким интересам, оно «умирает», отвергается, становится фикцией, воспоминанием о прошлом.

Общей социальной целью правового регулирования можно считать обеспечение сохранения и устойчивого оптимального развития общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Ради этого и существует современное государственное управление делами общества.

Другим признаком правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта регулируемых правом социальных интересов (отношений) невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкции правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным. Норма права без применения ее санкции станет подобной моральной, эстетической и т.д. норме и потеряет свою специфику, выраженную в особенности в установленной в ней и применяемой государственными и иными уполномоченными органами и лицами санкции – мере государственного принуждения (юридической ответственности). Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и, в конечном счете, не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества – его сохранения и устойчивого оптимального развития.

Следующий признак правового регулирования состоит в том, что оно является не разовыми, случайными актами (действиями) государства в лице его управомоченных на правотворчество и правореализацию органов, самого общества, но постоянно осуществляемой их деятельностью, имеющей целевой функционально-управленческий характер.

Правовое регулирование – это направляющая и закрепляющая деятельность государства в лице его управомоченных органов и должностных лиц, а также общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия, изменения и отмены правовых норм, их последующей реализации в конкретных общественных отношениях, а также применения мер государственного принуждения к правонарушителям для установления и поддержания устойчивого и эффективного правопорядка в целях обеспечения сохранения и устойчивого оптимального развития общества и личности.

Правовое регулирование можно определить и как единство направляющей и закрепляющей правотворческой, правореализующей и правозащитной деятельности государства с участием общества. При этом надо заметить, что данное единство является правовым выражением единства государственной власти, в том числе и в правовом государстве, современная концепция которого к числу его основных признаков относит, наряду с принципом разделения властей, и дополняющий его (с определенным корректированием) принцип единства государственной власти.[253]

В философском аспекте правовое регулирование является юридической формойвыражения и закрепления общей и конкретной меры (степени) свободы жизненного поведения участников общественных отношений, определяемой наличными социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и нравственным уровнем его членов и институтов.

Определение правового регулирования предполагает выявление его объекта и предмета.

Под объектомв науке понимается то, на что каким-либо образом воздействует субъект (активное, исходное начало). Как уже говорилось, правовое регулирование оказывает управляющее воздействие на общественные отношения. Отсюда следует, что объектом правового регулирования являются общественные отношения, выраженные многообразием их разновидностей: экономических, политических, духовных, социально-культурных, трудовых, экологических и др. отношений.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, но не все, а только обладающие, как отмечено в юридической литературе, определенными качествами: социальной значимостью, сознательно-волевым характером, доступностью для внешнего контроля[254], возможно и другими, например, потенциальной и реальной конфликтностью интересов, и поэтому нуждающиеся в их направляющем упорядочении с помощью права. Такие общественные отношения имеют определенную (видовую) предметность, которая обычно определяется в законодательных актах в их преамбулах и начальных статьях в виде указания на причины, цели, задачи этих актов и предметно-деятельные отношения, регулируемые положениями (нормами) данных актов. Например, в преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[255] указано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. И в статье 4 этого Закона установлено, что он регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В пункте1 ст. 4 и п.2 ст.2 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006г. №73-ФЗ также установлено, что водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отношения по использованию и охране водных объектов. Соответственно и в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ в качестве предмета его регулирования названы отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), имеющие поэтому свою социальную значимость и целевую нуждаемость в их регулировании.

Правовое регулирование заключается в регулировании как отношений собственно между людьми, их объединениями различного рода и назначения (субъектно-субъектных общественных отношений), так и социально значимых отношений людей непосредственно к материальному миру, природе в процессе их производственной и иной предметно-практической деятельности, в том числе по обмену, распределению и потреблению материальных и духовных благ. Эта предметно-практическая деятельность, выражающая непосредственное воздействие её субъектов на её материальные и иные объекты, опосредует в итоге отношения собственно между людьми и их объединениями (социальными субъектами), т.е. субъектно-субъектные отношения. Такое опосредование проявляется в существовании и правовом регулировании субъектно-объектно-субъектных общественных отношений посредством технико-юридических норм, закрепляемых в технико-юридических актах – стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных правилах и нормах, различных методиках, технических условиях и др.

Таким образом, предметом правового регулирования являются определенные по своей социальной значимости и иным критериям общественные отношения, связанные с социальными и юридическими целями правового регулирования.

Предмет правового регулирования подразделяется на отдельные сферы, регулируемые какой-либо одной отраслью права: административные и налоговые отношения, имущественные и личные неимущественные, трудовые, земельные, брачно-семейные, избирательные и др. отношения.

Правовое регулирование в целом и в отраслевом выражении осуществляется определенными способами и на основе определенных принципов, без учета которых понимание правового регулирования будет неполным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, lektsii.org, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector