+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Контроль в международном праве

Главное в контрольной деятель­ности — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. про­верка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля являются сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами:наблюдением; аэрофотосъемкой (если она разрешена догово­ром); использованием искусственных спутников Земли, сейс­мического оборудования и других технических средств; инспек­тированием; обменом информацией и специальными доклада­ми; участием в работе совещаний и т. д.Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм.Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека, Комитет экспертов МОТ, Ко­миссия по наркотическим средствам ЭКОСОС, Международ­ный комитет по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.). Значительная часть международных договоров содержит спе­циальные нормы о контролировании действительного положе­ния в области реализации обязательств. Не случайно в таких договорах особое внимание уделяется правилам процедуры ор­ганов, их функциям и полномочиям. Государства рассматривают контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров. Практика идет по сути усиления роли контроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальных вопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащих мер проверки. Выдвинута идея создания общей многонациональной системы контроля под эгидой ООН. Она поддерживается мно­гими государствами.Результатом контрольной деятельности являются докла­ды, сообщения, другие материалы проверки, имеющие право­вое значение. На их основе государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствую­щие решения — правоприменительные акты.

Реализация международно-правовых норм и механизм их реализации — международный контроль

Международно-правовые нормы действуют, лишь, когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в нормах МП правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г), нормы МП тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании ст.2 Договора между РФ и Индией о выдаче 1998 г. правонарушением, влекущим выдачу, является также правонарушение в отношении налогообложения или доходов, а также носящее чисто фискальный характер.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. Например, ст.29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст.1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей конвенции. Указанная норма МП, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой, — предоставляет физическим и юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых случаях.

Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля. Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению.

Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Следует различать международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (от англ. implementation» — осуществление) норм МП.

Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют:

система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм и обеспечение их реализации. Так, Международный уголовный суд обладает юрисдикцией в отношении: преступления геноцида; преступлений против человечности; военных преступлений; агрессии. Преступность указанных деяний установлена МП;

совокупность норм МП, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм МП, а именно:

система органов российского государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях;

совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.

Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля. Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению.

Институт контроля в международном праве находится на стадии развития и эффективного, поэтапного становления. Международный контроль следует определить как основанную на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельность субъектов международного права или созданных ими органов, заключающуюся в проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и в принятии мер по их выполнению. Институт международного контроля в большей степени относится к отрасли «право международных договоров», поскольку своим предназначением имеет осуществление субъектами международного права своих обязательств, вытекающих из международных договоров и, прежде всего, из принципа «договоры должны соблюдаться». Международно-правовые обязательства субъектов международного права возникают не только из международных договоров, но и из решения межправительственных организаций, которые должны добросовестно выполняться в соответствии с общепринятым принципом современного международного права. По существу, институт международного контроля является частью отрасли права международных договоров, тем не менее, функционирует и в других отраслях международного права, т.е. там, где возникают международно-правовые обязательства субъектов международного права и необходимость установления контрольного механизма в их осуществлении.

Контроль — необходимое условие функционирования всего международного права. Международная контрольная деятельность охватывает все отрасли и институты международного права.

Контрольные механизмы предназначены для того, чтобы путем проверки убедиться, насколько соответствуют действия государств принятым международным обязательствам. Хотя контрольные механизмы не наделяются властными полномочиями, их деятельность более эффективна, если в международном соглашении предусмотрены нормы, устанавливающие ответственность государств в случае нарушения взятых на себя обязательств.

Контрольная деятельность должна проводиться таким образом, чтобы ни одна страна или группа стран не были поставлены в привилегированное положение, при котором эта страна или группа стран могли бы навязывать волю другим государствам. Создаваемые государствами контрольные органы обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не допустить дискриминации в отношении отдельных государств — участников соглашений. Договорная практика государств свидетельствует о четком закреплении принципа невмешательства во внутренние дела государств при осуществлении контрольной деятельности субъектами.

Международный контроль осуществляется коллективными усилиями государств с помощью международных органов и организаций (практически все они в той или иной мере осуществляют эту функцию). Все большее число двусторонних договоров предусматривают создание смешанных комиссий, одна из задач которых — контроль за осуществлением договора.

Все более интенсивный контроль предусмотрен в многосторонних конвенциях. В этих целях создаются специальные органы контроля, причем нередко их деятельность дополняется органами общей компетенции. В результате может возникнуть весьма сложный механизм.

Для иллюстрации можно сослаться на механизм контроля за соблюдением норм в области борьбы с торговлей наркотиками и психотропными веществами. Помимо специальных конвенционных органов контроль осуществляется также многими другими органами, связанными со здравоохранением, занятостью, финансами, сельским хозяйством, воздушным и морским транспортом, почтовой и телеграфной связью.

Особое значение контроль приобрел в таких областях, как права человека, а также сокращение вооружений и безопасность. Лукашук И.И.Международное право. Общая часть. — М., 2005. С.67

Институт контроля в международном праве — межотраслевой; его нормы «разбросаны» по различным отраслям этой системы права (право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное морское право и т.д.).

Предметом контроля являются те международные обязательства государств и других субъектов международных отношений, выполнение которых контролируется (контроль в области прав человека, контроль за разоружением, контроль в области охраны окружающей среды и т.п.).

Различают виды и формы международного контроля.

Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый:

государствами (например, инспекции на объекты по уничтожению химического оружия по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г),

международными организациями (контроль МАГАТЭ за нераспространением ядерного оружия по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г),

специально созданными международными органами (контроль Европейского Суда по правам человека по Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г),

специально созданными межгосударственными органами (контроль Совета сотрудничества по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны,

и Европейскими сообществами и их государствами — членами, с другой стороны, 1994 г).

Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В их числе:

уведомления (Соглашение между СССР И США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет

подводных лодок 1988 г),

отчеты о выполнении договоров и рекомендации (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г),

доклады (по Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г),

рекомендации (Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г),

обмен информацией (Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами 1997 г),

расследования (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г),

консультации (Договор по открытому небу 1992 г),

инспекции (Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г),

посещение объектов (Протокол к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г),

наблюдатели (Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г),

петиции (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г),

рассмотрение споров (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г),

национальные технические средства (Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г).

Перечень видов и форм контроля в настоящее время постоянно расширяется в связи с расширением сферы международного сотрудничества и сужением области «вопросов, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств».

Контрольными механизмами Совета Европы являются Европейский суд по правам человека, Комитет министров, Парламентская Ассамблея.

Среди разнообразных методов международного контроля наиболее действенным является рассмотрение нарушений государством обязательств в международном суде. Характерной особенностью международных судебных органов является то обстоятельство, что они выносят решения, юридически обязательные для сторон. Процедура судебного урегулирования международно-правового спора следствием имеет обязательное соблюдение вынесенного судебного решения. При этом сила окончательного судебного постановления по делу должна уважаться на основе принципа добросовестности.

В международно-правовой практике исполнение решений международных судов является одной из наиболее важных общих проблем.

История международных судебных учреждений началась с Постоянной палаты международного правосудия, созданной Лигой Наций в 1920 г. В ней была впервые воплощена идея всемирного суда, под юрисдикцию которого подпадали бы все правовые споры между государствами. На практике консультативным заключениям Палаты придавали обязательный характер, хотя контроль и осуществление принудительных мер в случае несоблюдения государствами консультативных заключений Постоянной палаты не гарантировались.

Появление Международного суда ООН ознаменовалось введением в Устав ООН положения, предусматривающего способ обеспечения выполнения решений Международного суда. Решение данной задачи осуществляется Советом Безопасности, который при недобросовестном выполнении государством принятого на себя обязательства вправе внести рекомендации об исключении члена ООН на основании Устава ООН.

Эффективна практика ежегодных докладов в парламенте Соединенного Королевства об исполнении постановлений Европейского суда, введенная в марте 2006 г. В своем докладе Совместный парламентский комитет по правам человека рассматривает существенные проблемы исполнения и указывает на меры, которые принимаются органами исполнительной власти.

Данные исследования подтверждают взаимосвязь между деятельностью национальных контрольных механизмов и выполнением государством своих обязательств в части принятия мер общего и индивидуального характера.

Таким образом, национальный контроль в целом является весьма важным и перспективным элементом, выступая в качестве эффективного средства обеспечения исполнения постановлений Европейского суда по правам человека.

Понятие международного контроля.

Одним из важных компонентов обеспечения мира и международной безопасности является осуществление международного контроля как система методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Это осуществляется путем предоставления каждому участнику договора сведений о выполнении обязательств другими участниками. С помощью контроля достигают выполнения намеченных целей, предупреждают и выявляют нарушения договорных положений и обеспечивают добросовестное выполнение взятых на себя обязательств.

Контроль нередко использовался противниками международной безопасности для осложнения переговоров, а иногда – для противодействия достижению договоренностей. Более того, вопросы контроля пытались свести исключительно к техническим мероприятиям. Целью международного контроля является соблюдение условий заключенных конвенционных и договорных норм по вопросам обеспечения международной безопасности. Например, целями контроля за разоружением является соблюдение условий конвенции о запрещении атомного оружия, предотвращения ее нарушений. Понимание контроля как средств обеспечения выполнения международных соглашений прочно вошло международную практику. Это – важное достижение международного сообщества, и оно является средством дальнейших успехов в решении проблем обеспечения международной безопасности.

Вопросы международного контроля относятся к сфере межгосударственных отношений и должны основываться на таких принципах международного права, как невмешательство во внутренние дела и суверенное равенство государств. Ни одна система контроля не может быть правомерной, если она не опирается на эти фундаментальные принципы международного права, и любые попытки обойти их неизбежно обречены на провал. Контроль должен осуществляться таким образом, чтобы его функционирование не было направлено на вмешательство во внутренние дела государства. При этом, соответственно, права и полномочия контрольных органов следует строить на основе уважения суверенитета государств, на равенстве сторон в осуществлении контроля. Контрольная деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы ни одно государство или группа государств не были поставлены в привилегированное положение, при котором это государство ил6и группа государств не могли бы навязывать свою волю другим государствам. Необходимо. Чтобы контроль был взаимным и не было нанесение ущерба безопасности участвующим субъектам.

В Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года предусмотрена необходимость уважения суверенных прав государств при осуществлении контроля. В пункте 6 статье III говориться: «Деятельность по проверке в соответствии с настоящим договором не должна мешать деятельности других государств-участников и должна проводиться с должным учетом прав признанных в соответствии с международным правом.

Деятельность МАГАТЭ.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), располагающее в соответствии со своим уставом контрольными функциями, в случае несоблюдения каким-либо государством правил, касающихся контроля, информирует об этом Совет Безопасности и Генеральная Ассамблею ООН. Деятельность МАГАТЭ обеспечивается двумя направлениями: во-первых, стремлением к достижению быстрого широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; во-вторых, обеспечением, по мере возможности, помощи, предоставляемой МАГАТЭ или по его просьбе, или под его наблюдением или контролем. Основная функция данного специализированного учреждения ОО – поощрять и содействовать изучению атомной энергии для мирных целей во всем мире, выступать посредником в поставке материалов, услуг, оборудования, развивать обмен научно-технической информацией, поощрять обмен и подготовку кадров ученых и экспертов, создавать систему безопасности против неправильного использования помощи, оказываемой Агентством или через него, разрабатывать стандарты безопасности. Роль и значение МАГАТЭ значительно возросли после того, как стало возможным приступить в мире к ограничению и сокращению ядерного оружия, а также к созданию безъядерных зон. Ныне гарантии МАГАТЭ распространяются на большое количество ядерных установок и ядерных расположений. МАГАТЭ разрабатывает основные нормы безопасности для защиты от радиации и издает положения и нормы практики по конкретным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов, а также способствует оказанию чрезвычайной помощи в случае радиационной аварии. Деятельность МАГАТЭ непосредственно связана с разработкой и действием таких международных договоров, как Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии.

Международное гуманитарное право

Понятие и принципы международного контроля

Как известно, международное общение не знает надгосударственного органа, способного обеспечивать выполнение международных обязательств. Поэтому государства прибегают к поиску различных мер, способствующих соблюдению договоров. Одной из таких мер является международный контроль. Что же он представляет собой по существу, в чем заключается деятельность контрольных органов? Как показывает опыт работы контрольных механизмов, их предназначение состоит в том, чтобы путем проверки убедиться, насколько действия государств соответствуют принятым обязательствам по международным договорам.

Вместе с тем, как свидетельствует международная практика, государства не во всех случаях учреждают контрольные органы, но это вовсе не значит, что по этой причине международные соглашения не соблюдаются или могут не соблюдаться. К тому же контрольные органы, как правило, не наделяются властными полномочиями, и, естественно, не могут безусловно обеспечить соблюдение международного соглашения всеми его участниками. Как отмечает венгерский юрист Л. Буса, контроль сам по себе не гарантирует законности в международной жизни. Поэтому говорить о контроле как гарантии соблюдения принятых обязательств и в этом смысле абсолютизировать его значение — значит переоценивать его роль.

На практике фактическое выполнение международных соглашений обеспечивается, а точнее, гарантируется самими субъектами международного права как равноправными участниками международного общения. Поэтому учреждение контроля имеет прежде всего превентивное значение в том отношении, что контрольные органы, информируя о фактическом положении дел в контролируемой области, тем самым как бы предостерегают государства от возможных нарушений условий международных договоров.

В зависимости от содержания договорных обязательств, подлежащих проверке (объекта договора), государства создают организационные структуры контрольных органов, которые имеют различные формы. Так международный контроль, осуществляется:

  • органами международных организаций;
  • специально созданным государствами международным контрольным органом;
  • национальными органами (а также средствами, включая технические);
  • при сочетании международных процедур и деятельности национальных органов и/или технических средств.

Функции контроля могут осуществляться органами международных организаций в соответствии с их уставами или на основе достигнутого особого соглашения между членами этих организаций. Бесспорным является тот факт, что чем ответственней и сложнее возлагаемые на тот или иной контрольный механизм задачи, тем острее ставится вопрос о правомерности осуществления им своих функций, а также применения тех или иных методов проверки. Критерием правомерности международного контроля является соответствие деятельности его органов (средств) общепризнанным принципам и нормам международного права , и прежде всего принципам невмешательства в дела других государств, суверенного равенства, добросовестного выполнения государствами международных обязательств.

В международной практике выработаны рамочные методы контроля , в том числе:

  • представление отчетов и докладов;
  • обмен информацией;
  • наблюдение;
  • посещение объектов;
  • установление контрольных постов;
  • проведение консультаций;
  • рассмотрение жалоб.

С учетом сказанного международный контроль можно определить как деятельность субъектов международного права (прежде всего государств), которая осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права на основе международных договоров и заключается в проверке соблюдения государствами принятых обязательств с целью обеспечения неуклонного и точного их исполнения.

Сферой международного контроля являются обязательства по соглашениям, относящимся практически ко всем отраслям международного права (морскому, воздушному, космическому, праву охраны окружающей среды, правам человека). Особое значение имеет установление международного контроля за соблюдением соглашений в области разоружения и ограничения вооружений, сокращения вооруженных сил.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.org, isfic.info.

»

Это интересно:  Санитарные правила устанавливают санитарно эпидемиологические требования к
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. II. Контроль прибутковості.
  2. III. Тестовый контроль знаний
  3. IV-1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1.
  4. Quasi-деликты в римском праве.
  5. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  6. Аналитическая, контрольная и арбитражная пробы.
  7. Аудиторський фінансовий контроль
  8. База ГДЗС по ремонту и проверке СИЗОД, контрольный пост ГДЗС
  9. БИГ МАК[74] И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ
  10. БИЛЕТ 22. Последовательный контроль надежности.