Лицензия на право пользования недрами

Вид лицензии на недропользование определяется двумя буквами:

Вид полезного ископаемого (первая буква):

Н – нефть, газ, конденсат;
Б – благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);
К – драгоценные камни и кристаллы (алмазы, пьезооптическое сырье, ювелирные кристаллы);
Т – твердые полезные ископаемые (включая уголь и радиоактивное сырье);
М – подземные минеральные воды, лечебные грязи;
В – другие подземные воды.
Кроме вида полезного ископаемого 1-ая буква может обозначать также:
З – захоронение вредных веществ и отходов;
О – использование отходов;
П – прочие лицензии (создание геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое значение; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и другие цели использования).

Вид работ (вторая буква):

П – геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений ПИ, а также геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;
Р – совмещенное пользование – для геологического изучения, разведки и добычи ПИ;
Э – разведка и добыча ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
Д – другие виды работ, не связанных с добычей ПИ:

  • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;
  • образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Для помощи в получении лицензий и разрешений в сфере недропользования, а так же получении дополнительной информации, Вы можете обратиться к нашим специалистам.

Лицензии на право пользования недрами

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

  • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
  • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
  • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

Законодательство о недропользовании

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

  • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
  • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

Это интересно:  Правила функционирования системы добровольной сертификации

В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

Отраслевые нормативные документы

В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
  • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
  • по видам расходов (элементам затрат);
  • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

  • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

    все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

— на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

— природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

— с поиском и предварительной оценкой месторождения,

— с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

— с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

— на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

— эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

2) горно-капитальные расходы;

3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
  • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
  • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».
Это интересно:  Технико юридические правила тгп

Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

  • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
  • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

  • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
  • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Когда лицензия на пользование недрами не нужна

Вопрос:

В каких случаях не обязательно получать лицензию на право пользования недрами (недра — подземные воды из скважины)?

Ответ:

Получать лицензию на право пользования недрами нет необходимости, если соблюдаются следующие условия:

— подземные воды, получаемые из скважины, расходуются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;

— скважина не является источником централизованного водоснабжения;

— скважина расположена в пределах первого водоносного горизонта.

Обоснование:

В соответствии с п.3 ст.9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Это интересно:  Конвенция 1993 года о правовой помощи

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, необходимо получить лицензию в Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее — Порядок), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.11.2004 г № 710.

Также в соответствии с Порядком, оформление лицензии на добычу воды не требуется для участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

— региональных геолого-геофизических работ;

— научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;

— геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

— контроля за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Разрешение на проведение указанных работ выдают Роснедра или их территориальное органы, а условия проведения работ согласовываются их исполнителями с органами местного самоуправления.

Как получить лицензию на право пользования недрами

Получение лицензии на право пользования недрами – это обязательное условие для тех, кто хочет заниматься добычей и переработкой природных ископаемых. Природные богатства, опираясь на Конституцию РФ, принадлежат стране и, как следствие, народу.

В теории это означает, что любой гражданин может пользоваться природными ресурсами страны. На практике же для этого нужна лицензия на добычу недр.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Что позволяет лицензия на недропользование и её виды

Получение лицензии на недропользование позволяет гражданину абсолютно законно, не преступая грань дозволенного, в соответствии со всеми нормами безопасности, санитарными и экологическими требованиями использовать природные ресурсы.

Такого рода разрешение необходимо гражданам в ряде случаев. На данный момент лицензировать недроиспользование нужно если:

  1. Гражданин хочет организовать бизнес, и его деятельность будет направлена на взаимодействие с природными ископаемыми (ещё не добытыми).
  2. У предпринимателя уже есть свой бизнес, и ему нужно построить объект для захоронения отходов собственного производства, либо подземное хранилище для уже полученных ресурсов.
  3. Крупному предприятию для грамотного функционирования нужен свой источник воды, который предприниматель будет разрабатывать и использовать самостоятельно.
  4. Частному лицу было поручено создание заповедника, заказника, либо центра научных исследований.

Виды лицензий на пользование недрами определены законами РФ, постановлениями правительства. На данный момент классификация различных видов лицензий на недроиспользование выглядит следующим образом:

  1. Лицензия на научные геологические исследования.
  2. Разрешение на добычу полезных ископаемых.
  3. Возводить объекты, которые необходимы для хранения или переработки, захоронения природных ресурсов.
  4. Лицензия на создание охраняемого государством природного объекта.

Штрафы за пользование недрами без лицензии

Некоторые предприниматели считают, что на своей земле они могут делать всё, что пожелают, и игнорируют необходимость получения лицензии. В таком случае, если контролирующий орган это обнаружит, на гражданина будут наложены санкции, а именно:

  1. Все физические лица получат штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Если рабочие знали, что они принимают участие в нелицензированном производстве, то они будут оштрафованы. Если работодатель обманул их, то граждане смогут избежать штрафов.
  2. Санкция для должностных лиц (физического лица предпринимателя) будет намного выше – от 30 до 50 тысяч рублей. Отвечать он будет даже в том случае, если не знал, что такая добыча ресурсов должна быть лицензирована.
  3. Для юридических лиц штрафные санкции варьируются от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Кто может получить и требования к кандидатам

Любое лицензирование пользования недрами прямо связано с коммерческой деятельностью, поэтому частным лицам, которые хотят пользоваться природными ресурсами на своём участке и для своих нужд, получать специальные разрешения на это не надо.

Например, для того, чтобы выкопать большой колодец для производства, предпринимателю нужна будет лицензия, а вот сделать колодец у себя на дачном участке может каждый без сбора дополнительных бумаг.

На данный момент закон обязывает пройти лицензирование недропользования такие категории граждан:

  1. Частные (индивидуальные) предприниматели.
  2. Любые участники простого товарищества (если не создавалось юридическое лицо).
  3. Юридические лица, которые были созданы гражданами Федерации.

Особое внимание стоит обратить на то, что иностранцы не имеют права пользоваться большой частью природных недр Российской Федерации.

Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса). В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом – презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ.

Любой желающий предприниматель (или предприятие) может принять участие в конкурсном процессе и получить право разрабатывать те или иные участки, либо строить определённый объект. Решение принимает специально созданная комиссия.

Министерство экологии и природных ресурсов, которое курирует данное направление, при рассмотрении заявок в первую очередь обращает внимание на:

  1. Экологическую безопасность выдвинутого предложения.
  2. Экономическую выгоду.
  3. Попадает ли описанный конкурсантом проект под виды лицензий на недроиспользование.
  4. Технологическая реализация задачи признана безопасной и дееспособной.

Порядок оформления лицензии на пользование недрами

После поведения аукциона или конкурса весь процесс подготовки, оформления и выдачи лицензии ложится на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В министерстве для этого вопроса создано отдельное агентство – Роснедра.

  1. Первый шаг на пути к получению лицензии – это объявление конкурса (аукциона). Инициирует этот процесс правительство РФ, либо администрация субъекта Федерации, если она была наделена такими полномочиями.
  2. На официальном сайте торгов размещается информация о проведении конкурса или аукциона. Сделано это должно быть заранее, чтобы у конкурсантов была возможность ознакомиться с требованиями, подготовить свои проекты и собрать необходимую документацию.
  3. На сайте заполняются заявки, которые направляются в контролирующую комиссию вместе с остальными документами. Все они проверяются, неподходящие кандидаты отсеиваются.
  4. В открытом доступе проводится сам аукцион (конкурс). За ним может следить каждый гражданин, если того пожелает. Таким образом государство реализует функцию общественного контроля использования недр.
  5. Через 30 дней комиссия выдаёт свой вердикт по состоявшемуся конкурсу и объявляет победителя.

Необходимые документы

Для получения лицензии гражданин, кроме прохождения конкурса (или аукциона) должен подать пакет документов, которые также отдельно проверяются и оцениваются министерством и другими контролирующими органами.

Отдельные виды документов (например, лицензия на добычу нефти) могут требовать дополнительных бумаг, но основной перечень документации на данный момент выглядит следующим образом:

  1. Заявление, оформленное по шаблону Министерства экологии и природных ресурсов. В этом документе должна быть информация о лице (физическом или юридическом), которое подаёт заявление, о финансах, о прошлых проектах и о научно-технической базе, которая находится в распоряжении исполнителя.
  2. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в ЕГР юридических лиц.
  3. Свидетельство о регистрации организации (заверенная копия).
  4. Справки из налоговой (о постановлении на учёт и об отсутствии задолженностей).
  5. Копия устава (можно заверить печатью предприятия, а не у нотариуса).
  6. Вся документация, связанная с бухгалтерским балансом за последний отчётный период и за год, который ему предшествовал.

Могут ли отказать?

Отказ в получении лицензии можно получить двумя путями: на этапе конкурса (аукциона) или на этапе допуска к ним.

Если вас допустили к торгам, но вы их проиграли (конкуренты предложили большую сумму в случае аукциона, или их предложения признали более выгодными в конкурсе), тогда оспорить это решение можно только через суд и только в том случае, если вы подозреваете присутствие незаконного влияния на комиссию.

Второй вариант отказа – это проблемы на моменте допуска к конкурсу. Они могут возникнуть если:

  1. Заявка, которую подавал предприниматель, была оформлена не по шаблону, либо в неё были внесены не все данные.
  2. Данные, которые были поданы заявителем, оказались ложными.
  3. У предпринимателя нет доказательств своей технической и финансовой возможности реализовать проект.
  4. У заявителя в обороте находится слишком много проектов такого рода, и передача ему ещё одного нарушит антимонопольное законодательство.
  5. Все документы оформлены правильно, но квалификации или экономической самостоятельности заявителя недостаточно для того, чтобы реализовать поставленную задачу.

Как получить лицензию на руки

Получить лицензию на руки можно в местных органах власти, либо в контролирующих органах Министерства экологии и природных ресурсов, подав перед этим заявление. Для производства в наличии лицензии на руках нет необходимости.

Главное, что данные о ней есть в соответствующих реестрах.

Сроки действия

В зависимости от вида разрешения варьируются и периоды действия разрешительного документа. На момент начала 2018 года Министерством экологии и природных ресурсов определены такие сроки:

  1. Лицензия на добычу полезных ископаемых получается относительно бессрочно (на весь период проведения работ, которые нужны для получения того или иного ресурса).
  2. Лицензия на геологическое изучение недр действительна пять лет. Если же с этой целью разрешительная документация получаются на территории Красноярского, Камчатского или Хабаровского края, срок увеличивается до 7-ми лет. Лицензия на изучение континентального шельфа выдаётся на 10 лет.
  3. Лицензия для добывания подземных вод выдаётся предпринимателю на 25 лет.
  4. Бессрочные лицензии получаются гражданами, которым необходима разрешительная документация для того, чтобы использовать и возводить сооружения под землёй (если они связаны с захоронением отходов, либо созданием хранилищ).

Переоформление лицензии на право пользование недрами происходит в том случае, если цель, ради которой получалось разрешение, ещё не достигнута, а срок действия разрешительной документации уже истекает.

В таком случае гражданин подаёт заявку на продление (либо переоформление) лицензии в Министерство экологии и природных ресурсов. Если за предпринимателем не было замечено нарушений условий пользования лицензией, то её срок продлевается.

Заключение

Лицензирование – важный элемент предпринимательства, связанного с зарабатыванием недр, который направлен на защиту прав всех граждан Федерации. Без лицензии добыча и изучение природных ресурсов не может считаться законной и в достаточной мере безопасной.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: www.cfin.ru, predprinfo.ru, prava.expert.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector