Объектом образовательных правоотношений выступают

Особенности связи и взаимодействия субъектов образовательного правоотношения в значительной степени определяются спецификой объекта образовательного отношения и его правового состояния, так как именно объект соединяет («фокусирует») субъекта права и субъекта обязанности в правоотноше-ние. 226 В связи с этим проблема объекта имеет не только сугубо теоретическое, но и практическое значение с точки зрения правового регулирования соответствующих правоотношений и правоприменительной практики.

Обращаясь к рассмотрению объекта образовательного правоотношения, следует заметить, что в целом вопрос об объекте правоотношения продолжает оставаться дискуссионным. В дореволюционной российской юридической науке в качестве объекта частноправовых отношений было принято рассматривать, как правило, вещи, а публично-правовых — действия участников правоотношений. В современной юридической литературе высказываются разнообразные мнения по этому вопросу. Различные авторы относят к объекту правоотношения: материальные и нематериальные блага, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности; 227 поведение его участни-ков; 228 действия участников и явления (предметы) окружающего мира, на которые они направлены; 229 правовой режим различных благ 230 и т. п. Особенным разнообразием отличаются подходы исследователей гражданских правоотношений. Большинство административистов в продолжение российской дореволюционной традиции в качестве объекта административно-правовых правоотношений по-прежнему называют действия и поведение лиц, хотя в последнее десятилетие и среди них появились сторонники множественности объектов административно-правовых отношений. 231 При этом ряд исследователей выводят объект за пределы правоотношения, другие рассматривают его как составную часть правоотношения.

Представляется, что в образовательном отношении объект выступает в качестве его составной части и представляет собой то, по поводу чего оно возникло и на получение/предоставление чего направлены действия его участников.

Исходя из этого предположения, объектом идеальной конструкции образовательных правоотношений можно признать нематериальные, духовные блага, на овладение которыми (присвоение которых) в рамках процесса обучения и воспитания направлен интерес правомочной стороны (граждан, имеющих право на образование).

Нематериальные духовные блага в юридическом смысле характеризуются тем, что они неосязаемы, неотделимы, непередаваемы и неотчуждаемы. В образовании педагог выступает как носитель указанных благ, они от него неотделимы. В рамках образовательного процесса он их не передает и не отчуждает каким-либо способом. Фактически, используя педагогические методы, он обеспечивает их приобретение или, точнее говоря, создание их индивидуальной разновидности обучающимся. Иначе говоря, особенностью нематериальных духовных благ как объекта образовательного отношения является то, что до его установления эти блага никому не принадлежат, никто не является их собственником, однако в его ходе они приобретают характеристики состояния принадлежности правомочному субъекту, проявляются как его свойство и могут быть измерены в рамках аттестационных мероприятий.

На практике в фактических общественных отношениях указанные нематериальные блага всегда предстают в конкретной форме. Соответственно в целях установления конкретного образовательного отношения они, как его объект, также должны быть выражены в индивидуальных количественно-качественных характеристиках, которым объективное право придает юридическое значение. 232

В юридической литературе фактически единственное определение объекта образовательного отношения было дано В. М. Сырых. Исходя из сформулированного законодателем понятия «образование», он рассматривает объект образовательных правоотношений как «системные, политематические знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании». 233 В Концепции Кодекса об образовании объектом образовательных правоотношений также признаются только такие знания, умения и навыки, «уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту, что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и соответствующим документом». 234 Таким образом, объектом образовательных правоотношений могут выступать далеко не всякие знания, умения, навыки и «ключевые компетенции», получаемые, вырабатываемые, формируемые и развиваемые «познающим субъектом». Как отмечает В. М. Сырых, в качестве объекта они могут выступать «прежде всего в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания». 235

Приведенные определения объекта образовательных правоотношений представляются не вполне точными по ряду оснований.

Прежде всего педагогические парадигмы и само представление о содержании образования со временем изменяются. Как уже отмечалось, в настоящее время в качестве важнейшего компонента образования, кроме знаний, умений и навыков, называются ключевые компетенции. При этом ни одна из дефиниций не закреплена законодательно, что ставит под сомнение целесообразность их использования при формулировке определения объекта образовательного отношения. Кроме того, это определение, основанное на легальном определении образования, рассмотренном ранее, характеризует объект образовательных отношений, складывающихся только в сфере стандартизированного образования.

Однако, как известно, не все образовательные программы осуществляются на основе государственного образовательного стандарта, и освоение некоторых видов программ не завершается достижением определенного образовательного уровня. В соответствии с Законом государственный образовательный стандарт устанавливается только по основным образовательным программам, и, в виде исключения, законодатель допускает возможность стандартизации отдельных дополнительных образовательных программ (ст. 7 Закона). Государственный образовательный стандарт включает федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В настоящее время в Российской Федерации установлены стандарты общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. В сфере дополнительного образования детей и взрослых стандарты отсутствуют.

Что же может выступать как некоторая объективированная, формализованная форма нематериального духовного блага, позволяющего характеризовать его не только как предмет внешнего мира, но и как объект образовательного отношения?

Представляется, что в современной системе образования формой фиксации внешних характеристик указанного нематериального блага как объекта образовательного отношения является образовательная программа. В Российской Федерации реализуются основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (п. 1 ст. 9 Закона). В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона каждая образовательная организация имеет право самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы. По замыслу законодателя именно этими документами определяется содержание образования определенного уровня и определенной направленности, обеспечивается системность образовательного процесса в конкретной образовательной организации. Содержание основных образовательных программ государственных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений (организаций) определяется государственным образовательным стандартом. Компонент образовательного учреждения составляет 5—10 % от общего объема программы, за счет чего все же достигается некоторая вариативность образования в различных образовательных организациях. С дополнительными образовательными программами, за исключением тех, по которым установлены государственные требования, ситуация практически обратная: их содержание определяется преимущественно самими образовательными учреждениями (организациями).

Следует заметить, что правомочная сторона в определении содержания образовательной программы практически не участвует либо участвует в очень незначительной степени. В профессиональном образовании свой интерес она реализует через выбор направления подготовки (специальности) и образовательного учреждения (организации). В общем образовании диспози-тивность при определении содержания проявляется только в части выбора факультативных курсов из числа предлагаемых в школе. В дополнительном образовании субъект права вправе выбрать любую образовательную программу, но все же не может, исходя из собственных интересов, повлиять существенно на ее содержание. На практике индивидуальные образовательные программы являются единичными и встречаются, главным образом, при обучении одаренных детей и детей с отклонениями в развитии. Относительно более частым фактом является индивидуальный учебный план, определяющий сроки и последовательность изучения предусмотренных образовательной программой дисциплин. Закрепленное законодательно право на обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом (п. 4 ст. 50 Закона) выступает как одно из правомочий субъективного права обучающегося.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют заметить, что по сравнению с советским периодом, когда содержание образовательных программ и учебные планы определялись директивно уполномоченными органами государственной власти и не могли быть изменены ни образовательным учреждением, ни педагогом, ни обучающимся, сегодня ситуация принципиально поменялась.

У субъектов образовательного отношения появились некоторые права в части определения содержания образования. В то же время объем этих прав далек от правовых возможностей сторон гражданско-правового отношения, обладающих автономией воли и практически свободных в выборе его объекта. Возвращаясь к объекту образовательного отношения, можно утверждать, что именно образовательная программа представляет собой ключевую единицу, которая позволяет вывести практически применимое определение объекта образовательных правоотношений, т. е. определить его признаки и правовое состояние. В ней, как правило, указываются цель и задачи, содержание образования (дисциплины, дидактические единицы), объем учебного времени, формы занятий, промежуточной и итоговой аттестации, а также требования к уровню подготовки выпускников по результатам ее освоения, т. е. планируемый результат обучения. В образовательных программах часто определяются также условия обучения (требования к учебному оборудованию, вспомогательным средствам обучения, кабинетам и т. п.).

При этом следует подчеркнуть, что образовательная программа представляет собой только операциональную единицу, т. е. «образ» объекта, но не сам объект образовательного правоотношения. Она является документом, который сам по себе не может удовлетворять законные интересы и потребности субъектов. В то же время образовательная программа — это тот документ, на основе которого в ходе образовательного процесса будут происходить передача и получение зафиксированных в ней знаний, формирование умений и навыков, овладение «ключевыми компетенциями», т. е. присвоение обучающимся конкретного нематериального блага, по поводу которого было установлено образовательное правоотношение. Другими словами, именно образовательная программа позволяет определить параметры объекта, по поводу которого устанавливается конкретное образовательное правоотношение и соответственно то направление, в котором на протяжении всего правоотношения будет осуществляться правовая деятельность его участников. В итоге эта целесообразная и правомерная деятельность сторон образовательного правоотношения приведет к появлению образовательного результата в виде полученных знаний, сформированных умений, навыков, а также «ключевых компетенций». Таким образом, правовая деятельность сторон, вступающих в правоотношение по поводу конкретной образовательной программы, направлена не просто на реализацию этой программы в ходе образовательного процесса, но на достижение обучающимся заявленного в нейпланируемого результатаее освоения.

Достижение этого результата фактически подтверждает факт приобретения обучающимся тех самых нематериальных духовных благ, по поводу которых возникло образовательное отношение. Это устанавливается в ходе итоговой аттестации выпускников и является основанием выдачи выпускнику документа о соответствующем образовании и/или квалификации. Этот документ, подтверждая получение образования определенного уровня, носит правоустанавливающий характер, так как дает право на получение образования следующей ступени или занятия соответствующей профессиональной деятельностью. В случае непрохождения или неуспешного прохождения итоговой аттестации выпускник получает справку о том, что прошел обучение по данной образовательной программе. Выдача обучающемуся одного из вышеуказанных документов означает завершение образовательного отношения.

В силу системных свойств правоотношения указанные специфические особенности объекта образовательного отношения, выражающиеся в способах создания и использования его полезных свойств (т. е. деятельности участников), а также в особенностях его правового режима, оказывают существенное влияние на структуру и способы реализации прав и обязанностей всех участников образовательного правоотношения, а соответственно на материальное и юридическое содержание образовательного правоотношения.

226 Дудин А. П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980. С. 36—66

227 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 329; Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. С. 23—24

228 Иоффе О. С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Иоффе О. С. Очерки по гражданскому праву. Л., 1957. С. 48; Гражданское право. Учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. 6-е изд. Т. 1. М., 2004. С. 99; Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 2006. С. 313

229 Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 150; Советское гражданское право / под ред. В. Т. Смирнова и др. В 2 т. Т. 1. Л., 1982. С. 73—74

230 Гражданское право. Учебник. В 2 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд. Т. 1. М., 2003. С. 294—295

231 Конин Н. М., Журик В. В., Петров М. П. Административное право Российской Федерации. Учебно-методический комплекс / под ред. Н. М. Конина. М., 2005. С. 118

232 Чеговадзе Л. А. Структура и состояние гражданского правоотношения. С. 224

233 Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. С. 31

234 Основные положения Концепции Кодекса Российской Федерации об образовании (Общая часть) / под общ. ред. В. М. Сырых, Ю. А. Кудрявцева. М., 2001. С. 10

235 Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. С. 2 9

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

ПРАВО В ОБРАЗОВАНИИ / 4 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / МОДУЛЬ 1 ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА / 2 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / 4 Образовательные правоотношения

Правоотношение — один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Именно правоотношение, его познание дает возможность конкретизировать субъектов, между которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей; именно правоотношение позволяет определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению к друг другу; наконец, возникнув, правоотношение всегда обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Это интересно:  Контроль в международном праве

Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные, т.е. вторичные, отношения. Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две группы: образовательные (преципионные) правоотношенияи правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) –комиторные правоотношения.

Образовательные правоотношения в собственном смысле слова (преципионные правоотношения)особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.Комиторные правоотношения— все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой

Основное внимание мы уделим в данном случае образовательным правоотношениям, поскольку именно они, как уже говорилось, являются первичными и смыслообразующими для правового регулирования всей системы образования.

Как и всякое другое правоотношение, по своему составу оно складывается из объекта, субъектовисодержания.

Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Субъекты образовательных правоотношений – участники образовательного процесса, вступающие между собой вправовую связь на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектом конкретного вида правоотношений, точнее сказать, в одном случае участник образовательного процесса выступает субъектом правоотношения, в другом таковым не является. Так, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом образовательного отношения в том смысле, что начало и осуществление его педагогической деятельности опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением педагогико-психологических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, предусмотренные Конституцией РФ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании».

Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям. Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) иинституциональные (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является ихправосубъектность– предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.

Как известно, правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств – правоспособности и дееспособности. Если правоспособность есть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, тодееспособность – предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые. Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его. Данное обстоятельство, может быть, как никакое другое характеризует специфику образовательных правоотношений.

В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособ­ность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично. Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным. Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо воз­расту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособ­ность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовер­шеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст.ст. 26, 27, 28 ГК РФ). Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица, (ст.29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляю­щих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ). В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых). Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей). Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учится ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена. Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ. Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному. Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущен к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа), педагогического вуза или получения университетского образования. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в области именно гражданско-правовых отношений.Однако, они же не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях. Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуют толькособственными действиями. Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образованияне восполняется, как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями). Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам. Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Содержаниевсякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

Субъективные правапредставляют собойпредусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов.Юридическая обязанностьестьпредусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права).Пассивная обязанность носит названиезапрета (правового запрета)..Особой разновидностью юридической обязанности являетсяюридическая ответственность— обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав. Каждому субъективному праву какого-либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов). Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления, образуют правовой статус (образовательно-правовой статус) этого субъекта. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образовательной сфере;

— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Именно система и различные сочетания субъективных прав и юридических обязанностей между собой составляют ядро правового статуса определенного субъекта правоотношения. В последующих главах пособия рассматриваются лишь некоторые, наиболее характерные для субъектов образования, правовые статусы: а) обучающихся, б) работников системы образования (прежде всего, педагогических работников) и в) образовательных учреждений.

Правоотношения в сфере образования

Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений :

Образовательные правоотношения в собственном смысле слова (преципионные (первичные)) — особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.

Комиторные правоотношения — все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой.

Это интересно:  Правила технологического присоединения к электрическим сетям 2020

Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), компетенций, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего вида и уровня образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Субъекты образовательных правоотношений – участники образовательного процесса, вступающие между собой в правовую связь на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектом конкретного вида правоотношений, точнее сказать, в одном случае участник образовательного процесса выступает субъектом правоотношения, в другом таковым не является. Так, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом образовательного отношения в том смысле, что начало и осуществление его педагогической деятельности опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.).

С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением педагогико-психологических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, предусмотренные Конституцией РФ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании».

Все субъекты образовательных отношений могут быть объединены в группы по различным критериям. Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) и институциональные (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.).

Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является их правосубъектность предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса.

Как известно, правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств – правоспособности и дееспособности. Если правоспособность есть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, то дееспособность – предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые.

Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его.

В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично. Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным. Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо возрасту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовершеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст.ст. 26, 27, 28 ГК РФ). Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица, (ст.29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ). В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

Специфика образовательного права состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых). Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей). Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учится ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена. Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ. Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному. Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущен к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа) или вуза. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в области именно гражданско-правовых отношений. Однако, они же не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях. Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В определенных ситуациях, как правило, связанных с совершением деяний, причиняющих вред образовательным отношениям, либо обучающимся, граждане и иные лица могут лишаться права выступать субъектами образовательных правоотношений, то есть правосубъектности (т.е. и правоспособности, и дееспособности). К примеру, педагогическая деятельность может быть запрещена отдельным лицам по приговору суда или медицинским показаниям, по иным указанным в законе основаниям. Лицо, которому запрещено заниматься педагогической деятельностью, не признается субъектом данного вида образовательных отношений и в силу этого факта оно и не обладает дееспособностью, не может своими действиями приобретать права и обязанности, связанные с осуществлением педагогической деятельности.

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуют только собственными действиями. Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образования не восполняется, как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями).

Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам. Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Содержание всякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

Субъективные права — предусмотренная содержанием правовых норм мера возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов.

Юридическая обязанность — предусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права). Пассивная обязанность носит название запрета (правового запрета).

Особой разновидностью юридической обязанности является юридическая ответственность — обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

Отсюда органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав. И то, и другое обеспечено возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Правовой статус (образовательно-правовой статус) субъекта — совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления.

Основные виды правовых статусов субъектов образовательных отношений:

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образовательной сфере;

— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Образовательные правоотношения

Правоотношение как один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений, его разновидности, субъекты и объекты. Понятие и специфика образовательного права. Сущность правового статуса субъектов образовательных отношений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.05.2012
Размер файла 12,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

правоотношение образовательный статус регулирование

Правоотношение — один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Познание особенностей того или иного правоотношения дает возможность конкретизировать субъектов, между которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей, определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению друг к другу.

Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) — комиторные, т.е. вторичные, отношения. Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две основные группы: образовательные (преципионные) правоотношения и правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) — комиторные правоотношения.

Преципионные правоотношения — особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.

К комиторным правоотношениям относятся все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой

В данном случае основное внимание мы уделим преципионным правоотношениям, поскольку именно они, как уже говорилось, являются первичными и смыслообразующими для правового регулирования всей системы образования.

Как и всякое другое правоотношение, по своему составу оно складывается из объекта, субъектов и содержания.

Основными объектами рассматриваемого типа правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

Это интересно:  Права и обязанности медицинской сестры

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности их, социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающим своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Субъектами преципионных правоотношений выступают участники образовательного процесса, находящиеся в правовой связи друг с другом на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник образовательных отношений и не всегда становится неизбежно субъектом правоотношений, возникших на основе конкретных нормативных предписаний и установлений. В ряде случаев такой ситуации может и не быть. Скажем, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом преципионных правоотношений в том смысле, что начало и процесс осуществления его педагогической деятельности опосредованы соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением психолого-педагогических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, закрепленные в Конституции РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и иных документах, а также на организационный и методический опыт поколений отечественных педагогов средней и высшей школы.

Все субъекты образовательных отношений могут быть разбиты по группам по различным критериям. Однако, наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) и институциональные (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является их правосубъектностьпредусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса.

Известно, что правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств — правоспособности и дееспособности. Если правоспособность есть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, то дееспособность — предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) силами осуществлять эти права и обязанности — использовать первые и выполнять вторые. Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его. Данное обстоятельство, может быть, как никакое другое характеризует специфику образовательных правоотношений.

В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично. Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным. Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо возрасту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовершеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст. ст. 26, 27, 28 ГК РФ). Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица (ст. 29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ). В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых). Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей). Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последним основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учиться ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д. Более того, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» образовательная правосубъектность лица, обучающегося в общеобразовательном учреждении, начинается, по общему правилу, с 6 лет 6 месяцев, что является исключительной прерогативой именно образовательных правоотношений.

В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена. Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ. Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному. Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущено к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа), педагогического вуза или получения университетского образования. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в области именно гражданско-правовых отношений. Однако, они не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях. Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуют только собственными действиями. Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образования не восполняется, как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями). Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам. Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Содержание всякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

Субъективные права представляют собой предусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов. Юридическая обязанность есть предусмотренная правовыми нормами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права). Пассивная обязанность носит название запрета (правового запрета). Особой разновидностью юридической обязанности является юридическая ответственность — обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и / или организационного характера.

Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав. Каждому субъективному праву какого-либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов). Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления, образуют правовой статус (образовательно-правовой статус) этого субъекта. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

— статус родителей обучающихся;

— статус работников образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— статус образовательного учреждения;

— статус учредителей образовательных учреждений;

— статус органов управления образованием;

— статус органов управления образовательным учреждением;

— статус трудового (педагогического и административного) коллектива образовательного учреждения;

— статус общественных организаций, действующих в образовательной сфере;

— статус государства как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Именно система и различные сочетания субъективных прав и юридических обязанностей между собой составляют ядро правового статуса определенного субъекта правоотношения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и виды правоотношений. Теория юридических фактов. Объекты, субъекты и содержание правоотношений. Понятие механизма правового регулирования. Роль правоотношений в механизме правового регулирования. Регулятивные и охранительные правоотношения.

курсовая работа [63,0 K], добавлен 19.12.2016

Использование диспозитивного и императивного способов юридического регулирования общественных связей в гражданском и уголовном праве. Определение принципов позитивного обязывания, дозволения и запрещения. Структура, объекты и субъекты правоотношения.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 28.01.2011

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 25.11.2008

Содержание налогового правоотношения, участники этих отношений в Российской Федерации. Характеристика налоговых и финансовых органов как субъектов налоговых правоотношений, их функции и полномочия. Определение правового статуса налогоплательщиков.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 25.05.2012

Гражданское правоотношение как результат правового урегулирования общественных отношений. Его классификация, субъекты и объекты. Основание возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Способы и порядок защиты гражданских прав.

реферат [16,6 K], добавлен 02.04.2012

Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

курсовая работа [38,8 K], добавлен 10.11.2014

Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 27.04.2011

Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 21.10.2015

Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 16.10.2010

Содержание, объекты и субъекты гражданских правоотношений и их виды как общественных отношений. Физические и юридические лица наряду с индивидуальным участием. Сингулярное и универсальное правопреемство. Теория многоступенчатого объекта отношений.

реферат [18,9 K], добавлен 30.06.2008

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studopedia.ru, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector