+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая характеристика конституционного права рф

Глава III . КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика

Термин «конституция» произошел от латинского слова constitutio , что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция – основной закон (или несколько основных законов), имеющий высшую юридическую силу.

Вопросы, регулируемые Конституцией. Конституционное право – одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права свойственна в ярко выраженной форме функция обеспечения общественного интереса.

Что же закрепляют нормы конституционного права? Краткий ответ будет таков: устройство государства.

Предмет конституционого права составляют:

1. Принципы, или основы, государственного устройства, Они могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства – суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы.

2. Основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина.

3. Основы федерализма, т. е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами.

4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения

110 Глава III . Конституционное право

системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности.

5. Основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Особенности Российской Конституции. Основным источником, т. е. нормативным актом, в котором содержатся нормы конституционного права, является Конституция Российской Федерации.

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более двухсот лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924 г., 1936 г., 1977 г.) Срок действия российских конституций небольшой – соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, т. е. фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

1. Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства, а права и свободы человека. Права и свободы личности гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся

§ 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 111

классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

2. Конструкция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из 9 глав «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, по существу только зарождается в России и пока он не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных обычаев (например, формирования Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.

5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и

112 Глава III Конституционное право

2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции – стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

6. Конституция РФ – это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия – правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция – это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Сущность конституции. По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США – в 1787 г., во Франции и в Польше – в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан – это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции – функции поиска и установления оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых

§ 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 113

сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба – это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а г о пути регресса

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Юридические свойства Конституции РФ. Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

1. Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция – это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта – это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции. Верховенство и юридическая сила Конституции позволяют установить режим конституционной законности на территории страны.

3. Прямое действие Конституции. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия

114 Глава III Конституционное право

между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституция – ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

5. Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.

6. Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.

Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

Конституция – это нормативный документ, обладающий особыми юридическими свойствами, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

§ 2 Конституционный строй России 115

§ 2. Конституционный строй России

Конституционный строй – это способ организации государства.

Закрепление конституционного строя России производится с помощью многих и многих норм, относящихся к различным отраслям права. Так, например, систему и порядок функционирования министерств регулирует административное право, порядок ведения уголовного процесса – нормы уголовно-процессуального права. Однако ведущее место среди них принадлежит нормам конституционного права, которые фиксируют основные устои российского общества. Закрепление основ конституционного строя в Конституции отнюдь не означает, что тем самым они автоматически оказываются реализованными. Нет, еще предстоит приложить много усилий миллионам людей, с тем чтобы они получили практическое воплощение. В этом смысле Россия находится лишь на начальном этапе решения данной задачи.

Элементы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции Российской Федерации.

I . Россия – демократическое государство (ст. 1). При этом подразумевается, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ.

Термин «власть» означает способность воздействовать в нужном направлении. Различают множество видов власти. Помимо государственной существует власть политическая, партийная, корпоративная, производственная, религиозная, семейная и т. п. Государственная власть отличается тем, что она имеет всеобщий характер (т. е. распространяется на всех людей, проживающих на территории государства), она универсальна (т. е. способна регулировать любые социальные вопросы), она осуществляется с помощью государственного механизма, и, наконец, она располагает специальным механизмом ее обеспечения, т. е. аппаратом принуждения. Понятно, что столь широкие полномочия могут быть использованы и против народа.

В демократическом государстве народ сам решает, кому их передать, в процессе свободных выборов или на референдуме. Демократия проявляется не только в формировании органов госу-

116 Глава III . Конституционное право

дарственной власти, но и в участии в работе органов местного самоуправления,. Местным самоуправлением, к числу форм которого относятся не только органы местного самоуправления, но и различные местные референдумы, собрания граждан и др., решается множество вопросов местного значения. Однако сейчас местное самоуправление используется не в полной мере, часто оно носит формальный характер.

Демократическое государство основывается на принципе разделения властей (об этом принципе подробно шла речь в гл. I учебника). Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью, к установлению недемократического режима. В самом деле, у любого человека при отсутствии контроля возникает искушение повести себя не совсем правильно. А уж если этот человек, кроме того, обладает неограниченной властью, то злоупотребления могут быть существенными [1] .

Конституция (ст. 5) закрепляет принцип разделения властей не только на верхнем этаже государственной власти, но и на всей ее иерархии. Кроме этого она устанавливает и разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Принцип разделения властей был введен в Конституцию лишь в апреле 1992 г., а до этого мы гордились, и, как оказалось, напрасно, сосредоточением всей власти в руках Советов народных депутатов. Естественно, что за такой маленький срок претворить этот принцип на деле нелегко. В жизни встречаются многочисленные случаи его нарушения как на верхней, так и на других ступенях государственной власти.

Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического и политического плюрализма. Принцип идеологического многообразия означает возможность публичного провозглашения любых идей, кроме тех, которые призывают к войне, национальный дискриминации, насилию и т. п. Никакая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в качестве

§ 2. Конституционный строй России 117

государственной или обязательной. Политический плюрализм проявляется в создании условий для оказания влияния на процессуправления обществом со стороны всех политических и иных организаций.

В России признается многопартийность. Причем все политические партии и общественные объединения равны перед законом Запрещаются лишь создание и деятельность таких из них, которые имеют своей целью изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

II . Россия – правовое государство. Об этом в Конституции сказано утвердительно. Скорее всего установление правового государства – это цель, которая пока еще не достигнута. Когда же Россия станет правовым государством на деле? Это произойдет, когда восторжествует принцип верховенства права. В главе первой учебника была дана характеристика правового государства путем указания на его основные признаки. Верховенство права – это самый важный его признак. Законы, которые являются капризом власти или которые наделяют властвующих субъектов особым правовым статусом, основой правового государства быть не могут.

Верховенство права будет налицо, если:

1) издаваемые законы будут качественными, беспробельными и отвечающими потребностям жизни;

2) законы не будут противоречить Конституции Российской Федерации;

3) будет соблюдаться иерархия нормативных актов, т. е. непротиворечивость нормативных актов, имеющих меньшую юридическую силу, актам, имеющим большую юридическую силу, которая зависит от местоположения в структуре государственного аппарата органов, их издавших;

Это интересно:  Как поменять права через госуслуги инструкция

4) законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;

5) законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;

6) естественные права человека будут первичны (и с помощью законов они не будут ущемляться), а отправление государственной власти вторично;

118 Глава III . Конституционное право

7) приоритет будут иметь нормы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел;

8) усмотрение должностных лиц будет иметь место только там, где нет закона;

9) все граждане будут уважать закон, именно уважать, а не бояться, чувствовать и понимать необходимость его неукоснительного соблюдения;

10) усмотрение государственных органов и должностных лиц будет осуществляться на основе принципов права, а не на основе пресловутой «целесообразности», определяемой ими самими и чаще всего отвечающей их собственным интересам;

11) государственные органы и должностные лица (а это самое главное) будут сами строго соблюдать законы и им подчиняться; подчинение государственной власти законам, которые она сама же и издает, является основным индикатором правового государства.

III . Россия – федеративное государство. Это означает, что Россия – государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.

Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство по-прежнему имеет» доминирующее значение и касается всех сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федерации невелико по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.

В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъектами Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов федеральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону федеральных.

§ 2 Конституционный строй России 119

Вместе с тем зачатки федерализма в России уже значительны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах Федерации, будут разбазариваться, исчезать, как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов Федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания долог, так же как долог путь, от несвободы к свободе.

Федерация должна основываться на следующих принципах:

1) государственной целостности. Это означает, что соединение различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить единой общей для всех цели: повышению благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Федерации права выхода из состава федерации на основе одностороннего волеизъявления;

2) единства системы государственной власти. Этот принцип выражается в наличии государственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты Федерации. Выделение же ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздробленности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;

3) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации. О вертикальном разделении властей впер-

120 Глава III . Конституционное право

вые поставил вопрос еще Джон Локк ( XVII в.). Практическое воплощение этой идеи началось гораздо позднее и протекало в ожесточенной борьбе центра и мест. Россия в этом отношении не являлась исключением. Однако всем демократическим государствам присуще цивилизованное разрешение этого вопроса: на договорной основе. В последнее время и в России на основе федеративных договоров (с республиками, с областями и краями) были разграничены предметы ведения Федерации и субъектов Федерации. Это позволило направить разрешение отношений между центром и субъектами Федерации в цивилизованное русло;

4) равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, что выражается в том, что каждый народ России имеет право на определение формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации;

5) равноправия субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что означает требование одинакового подхода со стороны Российской Федерации ко всем субъектам независимо от их величины, количества населения, финансовой мощи и др.

Федерализм – это развивающийся процесс, с каждым днем наполняющийся новыми красками. Может быть изменен объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов, может измениться даже деление Федерации на субъекты (с согласия Российской Федерации), неизменным должно быть одно: сотрудничество и взаимопомощь между субъектами Федерации.

IV . Россия– государство с республиканской формой правления. Республиканский строй в России означает, что:

а) правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;

6) высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными;

в) государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не выполняют свои функции пожизненно;

г) осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Несмотря на то что еще имеются нарушения этого принципа, разделение властей утверждается повсеместно (на федеральном и республиканском уровнях);

§ 2 Конституционный строй России 121

д) высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности. Уход в отставку, освобождение от занимаемой должности, импичмент, непереизбрание на но.вый срок – таковы санкции, носящие скорее политический характер. Помимо этого к «проштрафившимся» могут быть применены и юридические санкции (уголовные, реже санкции имущественного характера, поскольку обычно материальный ущерб, причиненный должностным лицом, многократно превышает его возможности по возмещению вреда). Приходится с сожалением констатировать, что принцип ответственности за ошибки в государственном управлении далеко не всегда выполняется на практике. Нередки случаи, когда виновные должностные лица «пересаживаются» из одного руководящего кресла в другое. Здесь проблема, думается, упирается в повышение сознания народа, его желание или нежелание на себе претерпевать все издержки деятельности нерадивых лиц.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически – также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

Президентская республика – это необходимый шаг при переходе общества от правления, основанного на принципе единовластия (именно так может быть охарактеризовано правление Россией до революции 1917г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к обществу плюрализма центров власти. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:

• на первых порах перехода общества к товарно-денежным, рыночным отношениям;

• в государствах, где сильны монархические традиции;

• в ситуациях, не отличающихся стабильностью;

122 Глава III . Конституционное право

• в странах, имеющих обширную территорию;

• в многонациональных государствах, поскольку национальный фактор чаще имеет для государства значение центробежной силы и требует жесткого «сцепления» частей государственного механизма;

• в период проведения реформ.

Все эти факторы имеются в России на сегодняшний день. Поэтому фактическое установление президентской республики в России вполне оправданно. Сведение к минимуму права Президента распускать парламент повышает устойчивость последнего, снимает конъюнктурность в принятии парламентом законов. Право Президента самому формировать Правительство позволяет избежать «правительственного вакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении.

V . Россия – суверенное государство. Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain ) означает верховенство.

Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие в государстве – это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).

Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические основы

§ 2. Конституционный строй России 123

суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической – осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.

VI . Россия – социальное государство. В это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства – обеспечить своим гражданам следующие условия:

а) каждый гражданин должен иметь достойнный человека прожиточный минимум;

б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх .необходимого. Не отнять, что имеется в наличии, и поделить поровну, а накопить и перераспределить часть созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет

124 Глава III Конституционное право

себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

VII . Россия – светское государство. Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

1) нравственное воспитание людей;

2) психологическая поддержка верующих;

3) социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);

4) борьба за мир;

5) борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

6) экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в средние века, в России – до правления Петра I , в странах Арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время. Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управ-

§ 2 Конституционный строй России 125

ления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе закона Российской Федерации от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

VIII . Экономическая основа России – частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. В Российской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из этого можно заключить, что в Конституции устанавливается курс на рыночное хозяйство, хотя прямо этот термин не употребляется.

Рыночные отношения, которые развиваются в нашей стране, многими ассоциируются в основном с блеском витрин супермаркетов Однако рынок товаров – это лишь видимая часть большого айсберга под названием «рынок». Рыночное хозяйство включает в себя три типа рынков: рынок капитала, рынок труда и рынок товаров. Они могут существовать только вместе. Начинается же рыночное хозяйство с признания и защиты всех форм собственности, но основная нагрузка ложится на частную собственность. Частная собственность – это локомотив общественного прогресса. Она

Это интересно:  Нормы права и нормы морали отличаются по

126 Глава III . Конституционное право

заключается в праве хозяйствующих субъектов, граждан и юридических лиц наиболее абсолютным образом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. В частной собственности могут находиться предметы потребления и средства производства, земля и другие природные ресурсы при условии, что владение ими не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с частной формой собственности (собственности граждан, юридических лиц) существует и собственность государственная (федеральная, собственность субъектов Федерации и муниципальная). Государство берет на себя организацию производства в таких сферах жизни, которые затрагивают интересы всего населения России (оборона, атомная энергетика, производство медикаментов и др.) либо всех людей, проживающих на определенной территории (транспортное, информационное обслуживание, коммунальные службы и т. п.). Государство берет на себя заботу по обеспечению надежности снабжения населения всем необходимым, о гарантиях роста производства и о привлечении к производству и распределению материальных благ всех работоспособных лиц (т. е. обеспечение занятости), о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг и т. п.) или колебаний спроса на международном рынке и т. д.

Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере их защищает. В ст. 35 Конституции говорится о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эти общие положения находят дальнейшую детализацию в других отраслях законодательства (гражданском, природоресурсном, уголовном и др.). Так, если имуществу причинен вред, то собственник имеет право на возмещение убытков в полном размере, а если собственнику имущества чинятся препятствия в осуществлении им права пользования своим имуществом, то защитить себя он может с помощью негаторного иска. Уголовное законодательство предусматривает применение наказаний за такие опасные посягательства на отношения собственности, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество, умышленное причинение вреда имуществу. В нем в настоящее время не делается

§ 3 Конституционный статус личности 127

различия в зависимости от того, на какой вид собственности совершено посягательство: государственную или негосударственную.

IX . Человек, его права и свободы – высшая ценность. Это конституционное установление свидетельствует о том, что в новой Конституции сменились приоритеты. Если ранее на передний план выдвигались интересы общества, государства, коллектива, то сейчас – интересы личности. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства. Такая ориентация позволяет избежать последствий, которые являются результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводят к тоталитаризму. Права и свободы личности должны защищаться государством с помощью всех юридических средств, а не только с помощью судебных органов, которым в этом деле отводится основное место. Но, пожалуй, не менее, а более важное значение имеет создание государством условий – экономических, политических, социальных – для реализации личностью закрепленных в Конституции прав и свобод. Как реализовать право на пенсию по случаю старости, если уровень развития экономики не повышается, как воспользоваться правом на жилище, если уровень заработной платы в стране остается низким? К сожалению, многими конституционными правами граждане пока не могут воспользоваться в полной мере. Однако принцип приоритета прав и свобод человека, закрепленный в Конституции, позволяет россиянам уже сейчас обрести свое достоинство.

[1] Еще в конце XVII – начале XVIII в. некоторые мыслители (Дж Локк, Ш. Л. Монтескье) попробовали разработать такое устройство государственного аппарата, которое гарантировало бы права подданных и исключало бы использование власти в личных, эгоистических целях правителей. Их мысль заключалась в том, что государственная власть не должна находиться в одних руках. Так родилась концепция разделения властей.

Общая характеристика конституционного права, как отрасли права (понятие, предмет, метод).

Термин конституционное право» можно понимать в трех смыслах: как отрасль права, как науку, как учебную дисциплину.

Конституционное право как отрасль права — это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права.

Конституционное право как учебная дисциплина — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки.

Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений.

Конституционное право является одной из отраслей российского права, при этом ведущей отраслью. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).

Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:

а) отношения между человеком и государством;

е) систему государственной власти;

Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:

— императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

— диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:

1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);

2) обязывание (касается организации власти, исполнения долга гражданина перед государством);

3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы).

В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Их особенностью является достаточно часто встречающееся неравенство сторон — участников конституционного правоотношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных обязанностей.

Понятие и предмет науки конституционного права.

Конституционное право, ранее носившее название государственного права, всегда было в центре внимания отечественной юридической науки. Это объясняется прежде всего тесной связью этой отрасли права с политической жизнью страны где национальный менталитет ориентирован на сильное государство. Нельзя забывать и о ведущей роли конституционного права в системе российского права как юридического фундамента для всех других отраслей права.

Наука российского конституционного права — это отрасль знания, предметом которой является правовое регулирование основ построения и функционирования государства и его институтов, взаимоотношений с индивидами, общественными объединениями и территориальными образованиями по поводу осуществления политической власти.

Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе российского права имеется самостоятельная отрасль — конституционное право. Нормы отрасли и выступают специфическим источником познания науки конституционного права.

К предмету науки российского конституционного права относится следующее:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России;

3) практика реализации норм конституционного права;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

— исследование соответствующего понятийного аппарата;

— учение о Конституции России в ее историческом развитии;

— сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

— системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;

— изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;

— анализ формы правления и государственного устройства Российской Федерации.

— исследование организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и других), которые носят методологический характер, тесно связана с наукой «История государства и права России», изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно Конституции РФ) включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.

Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.

Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.

Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что не все конституционные нормы способны породить правоотношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, а путем их провозглашения.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли.

По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Российской Федерации.

3. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

4. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы. На основе Конституции и федерального законодательства издаются все другие правовые акты.

3. По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. От способа воздействия на субъекты права — управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а так же все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т. п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений.

5. По методу правового регулирования. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 2 содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов.

Указанные выше критерии классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами.

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты .

Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т. д.).

Это интересно:  Все права защищены как правильно написать

По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права, хотя существуют и другие мнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие и предмет конституционного права

На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином «государственное право». В настоящей работе термины «государственное право» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы. Однако некоторые ученые считают эти понятия неидентичными, имеющими различное содержание.

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права — финансовые отношения, гражданского права — имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы.

Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество также не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

  • 3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».
  • 4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности различных видов органов власти осуществляется с различной степенью глубины.

К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации.

Это обусловлено тем, что именно через эти органы главным образом обеспечивается самоорганизация общества как целостного политического организма, создается основной каркас механизма управления общественными процессами, принимаются законы, посредством которых осуществляется правовое регулирование наиболее важных общественных отношений.

Полно охватываются конституционно-правовым регулированием и общественные отношения, связанные с функционированием института главы государства — Президента Российской Федерации.

Что касается сферы общественных отношений, связанных с органами исполнительной власти, то к предмету отрасли конституционного права относятся только те отношения, в которых выражаются конституционные основы, главные принципы, определяющие порядок формирования, статус исполнительных органов — главным образом Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Более детально компетенция правительства, всех остальных органов исполнительной власти регулируется нормами отрасли административного права.

Аналогичным образом решается вопрос о пределах конституционно-правового регулирования судебных органов. Предмет отрасли конституционного права в этой сфере включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принципы правосудия. Детально структура, полномочия судебных органов, порядок судопроизводства регулируются нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Однако отношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных, уставных судов субъектов Федерации, полностью охватываются предметом конституционного права. Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой комплексной отрасли как муниципальное право. Итак, можно сделать следующий вывод. Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления Вопрос о критерии единства тех общественных отношений, которые составляют предмет данной отрасли права, является дискуссионным. В учебной и научной литературе высказываются и другие точки зрения.

Размещено на реф.рф
60-х гᴦ. споры по поводу названия – государственное или конституционное право. В названии ʼʼгосударственноеʼʼ акцент делается на регулировании отношений по устройству и функционированию государственной власти. В названии ʼʼконституционноеʼʼ на первый план выступают интересы общества, прав личности во взаимоотношениях с государством. С 90-х гᴦ. термин конституционное является устойчивым.

Предмет КП отличатся от других отраслей тем, что важнейшим элементом этих отношений является политическая власть. При этом КП должно следить, чтобы в этих отношениях полноправно участвовали как общество, так и человек. КП устанавливает их взаимную меру ответственности и свободы. В предмет КП входит поддержания равновесия между тремя субъектами отношений.

Предмет КП: фундаментальные общественные отношения, которые характеризуют основы К строя, сущность и формы власти народа, основы правового положения личности, государственное устройство, система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов ГВ и МСУ.

Метод правового регулирования определяет, как осуществляется это воздействие. Метод – совокупность приемов и способов упорядочивания деятельности. К примеру, отношения в сфере гражданского права предполагают равенство участников в экономическом обороте. Равенство сторон проявляется в таком методе как установление дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинœении сторон, основным методом воздействия выступает властное предписание. В сфере уголовного права приоритетным является метод правового запрета. В КП основные методы воздействия – предписание, запрет, дозволение – используются в полном объёме и дополняют друг друга.

1. Метод властных предписаний (основные характеристики государственной власти, устройство государства, полномочия его органов): ʼʼсуверенитет РФ распространяется на всю ее территориюʼʼ, ʼʼфедеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Метод правового запрета: ʼʼне допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренциюʼʼ

3. Метод дозволения (выбор субъектами одного из вариантов дозволенного поведения): ʼʼПрезидент вправе председательствовать на заседании Правительства РФʼʼ.

Т.о. метод КП комплексно использует всœе три метода правового воздействия, в связи с этим К регулирование является универсальным.

Размещено на реф.рф
норма – установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения. Виды норм: 1. Нормы-принципы, нормы-декларации. 2. Нормы-определœения. 3. Нормы-правила. 4. Нормы-цели и нормы-программы. 5. Нормы-разъяснения и нормы-справки.

1) По определœенности содержащихся в нормах предписаний: диспозитивные (оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участников) и императивные (поступать так и только так).

2) По роли в механизме правового регулирования: материальные (предусматривают содержание действия) и процессуальные (форма процесса, в которой реализована норма)

3) По юридической силе: от наивысшей к низшей (К., ФКЗ, ФЗ, указы президента͵ распоряжения президента͵ постановления правительства, приказы министерства).

4) По территории, на которой они действуют: целое государство, субъект РФ, МО

5) По времени действия: постоянные (1,2, 9 гл. К.) и временные.

Структура отрасли КП включает подоотрасли и институты.

Институт — группа норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений (институт гражданства, основы К строя, основы правового статуса человека и гражданина, избирательное парво, федеративное устройство,система органов государсвтенной власти и МСУ, президента͵ общественных отношений)).

Подоотрасль – группа норм, регулирующих большую часть общественных отношений (парламентское право).

Источники КП: основным видом источников россйиского права является НПА. Что касается КП, то здесь источниками являются те НПА, которые содержат конституционно-правовые нормы. Законы учредительного характера, к которым относятся: Конституция, конституции (уставы) субъектов РФ

1. Федеральные законы: а) законы РФ о поправках к Конституции (особый порядок принятия, право законодатеьной инициативы, одобрение законодательными органами не менее чем в 2/3 субъектов РФ); б) ФКЗ (принимаются 2/3 депутатов ГД и членов СФ по вопросам, которые прямо предусмотрены конституцией: ФКз ʼʼО референдумеʼʼ, ʼʼОб образовании в составе РФ нового субъектаʼʼ, ʼʼО правительствеʼʼ, ʼʼО чрезвычайном положенииʼʼ и т.д.); в) федеральные законы (не могут противоречить ФКЗ, принимаются большинством голосов); г) законы РФ, РСФСР и СССР, которые не отменены, не противоречат действующему законодательству

2. Законы субъектов РФ

Также к источникам КП относятся и НПА, принятые органами государсвтенной влсти РФ, субъектов РФ и органами МСУ:

1) Федеральные: указы и распоряжения Президента͵ Постановления палат парламента͵ постановления и распоряжения Правительства

2) Региональные: НПА органов влатси субъектов РФ – постановления представительного органа, указы ВДЛ, постановления исполнительного органа)

3) Муниципальные: НПА органов МСУ.

Также к источникам КП относятся регламенты палат российского парламента (ГД И СФ), Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, регламент Конституционного суда РФ.

Особый вид источников КП – декларации – провозглашают учреждение новых институтов влатси и права (декларация о государственном суверенитете РФ).

Внутригосударсвтенные договоры и соглашения также являются источником КП, равно ка ки международные договоры, ратифицированные РФ.

Также в отдельных случаях к источникам КП относят решения КС РФ, к. (уставных) судов субъектов РФ, ВАС, ВС РФ.

Для источников любой отрасли права характерна иерархия, исходя из выделœения в публичной системе управления трех уровней власти – федеральной, региональной и местной. Приоритет имеет закон. В Конституции закрепляется иерахия законов. Высшей юридической силой соответственно обладает Конституция РФ, федеральные законы не должны противоречить Конституции, ФКЗ. Вторым по силе являются законы о поправке в Конституцию.

Тема 1. Общая характеристика конституционного права России — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Тема 1. Общая характеристика конституционного права России» 2017, 2018.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, vuzlit.ru, referatwork.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector