Охарактеризуйте основные стадии процесса применения права

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.

Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов. Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

  • — действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;
  • — действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
  • — распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

  • 1) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;
  • 2) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
  • 3) в случае коллизии между общей и специальной нормой изменяется последняя.

В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также преодоление

пробелов в праве путем применения права по аналогии.

3. Вынесшие решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Это завершающая и основная стадия процесса применения норм права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается — начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

Стадии применения права

Как деятельность, организационно оформленная, применение права распадается на ряд стадий, логически взаимосвязанных и последовательно развивающихся этапов. В юридической литературе стадии применения права определяются «как относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций), выражающие развертывание содержания правоприменительной деятельности». Вопрос о стадиях правоприменительной деятельности является одной из ключевых проблем в теории правоприменения, поскольку они являются важнейшими пространственно-временными, динамическими характеристиками этой деятельности.

Эти стадии принято именовать стадиями логической последовательности. Они представляют собой относительно замкнутую, протекающую во времени логическую систему мыслительных операций, направленных на разрешение сложившейся юридической ситуации.

Стадии логической последовательности являются характерными для любой правоприменительной деятельности независимо от каких-либо организационных и юридических особенностей разрешаемого дела. Выделение этих стадий позволяет разработать общетеоретическую модель правоприменения, которая по общему признанию включает в себя три основных этапа:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) выбор и анализ нормы права;
  • 3) принятие решения и его документальное оформления.

Процесс правоприменения надлежит рассматривать в виде соответствующей требованиям определенной юридической процедуры, системы взаимосвязанных правоприменительных действий и операций, составляющих определенные процессуально необходимые ступени или этапы правоприменительных производств по отдельным категориям юридических дел. При этом правоприменитель не просто фиксирует для себя определенные ступени деятельности, этапы достижения цели, а выполняет свою практическую работу в соответствии с заранее установленными процессуальным правом стадиями рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Эти стадии обычно именуют стадиями функционального назначения. Данные стадии характеризуются: 1) наличием собственных целей и задач; 2) особым кругом участников и специфичностью их правового статуса; 3) объективной динамичностью в процессе; 4) специфичностью характера совершаемых действий и порождаемых ими юридических последствий; 5) особым кругом побудительных обстоятельств (юридических фактов); 6) особенностями получения материально-правовых результатов и их процессуального закрепления.

Процесс применения права начинается с исследования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулированию посредством правоприменения. Предмет данной стадии образуют различные жизненные обстоятельства: действия (бездействия), события, состояние. Но это никоим образом не означает, что на данном этапе имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Напротив, фактическое и юридическое содержание в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. Развитие познания правоприменителя представляет собой некий цикличный процесс: от фактов жизни к нормам права и от права вновь к фактическим обстоятельствам.

Это интересно:  Как правильно зарегистрироваться в госуслугах

Среди основных вопросов, которые подлежат выяснению и разрешению на этом этапе, необходимо назвать следующие:

  • • во-первых, устанавливается сама возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде. Предмет правового регулирования не остается неизменным, поскольку развитие общественной жизни вносит постоянные коррективы в вопрос о фактической принадлежности соответствующих явлений к правовой сфере. Вот почему правоприменитель должен ответить на вопрос о том, находится ли случай, подлежащий разрешению вообще в рамках правового поля, может ли он быть разрешен, хотя бы на основе общего смысла законодательства и принципов права. Отрицательный ответ на этот вопрос исключает возможность правоприменения, поскольку вести речь о какой-либо реализации права за его пределами не представляется возможным;
  • • во-вторых, определяется юридическая значимость исследуемых обстоятельств и их конкретное место в предмете регулирования соответствующей отрасли права;
  • • в-третьих, устанавливается личностный аспект подлежащего урегулированию общественного отношения. В этой связи осуществляется сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма;
  • • в-четвертых, проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела;
  • • в-пятых, собранные по делу доказательства должны быть подвергнуты юридической оценке на предмет их относимости, допустимости, достаточности (полноты).

При этом необходимо отметить, что все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых обстоятельствами дела и требованиями процедурно-процессуальной формы частных ситуаций.

Конечным результатом всей работы правоприменителя на этом этапе является реконструкция всех обстоятельств дела, имеющих юридическое значение, только тогда можно говорить о том, что, действительно, установлена истина по делу, а итоговое решение по делу отвечает требованиям обоснованности.

Выбор и анализ подлежащей применению нормы права составляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации.

На этом этапе правоприменителем решаются следующие задачи:

  • • во-первых, осуществляется выбор правовой нормы, подлежащей применению. При этом правоприменитель должен выбрать не только норму материального права, которая будет положена в основу решения по делу, но и нормы процессуального права, которые определяют и регламентируют процедуру применения соответствующей нормы материально-правового характера;
  • • во-вторых, осуществляется анализ выбранных правовых норм, который заключается в проверке их подлинности и юридической значимости, а также в проверке правильности текста соответствующих нормативных актов;
  • • в-третьих, осуществляется толкование выбранных правовых норм. В отличие от анализа правовой нормы, в ходе которого исследуются, в основном, внешняя форма и атрибуты нормы, толкование связано с проникновением во внутренний смысл правового предписания.

Все указанные действия в комплексе преследует единственную цель — обеспечить правильную юридическую квалификацию. Квалифицировать (от латинского qualis — качество) значит относить некоторое явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. В области права квалифицировать — значит выбрать ту правовую норму, которая предусматривает данный случай.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что правоприменитель в той или иной степени сталкивается с необходимостью осуществления юридической квалификации не только на этапах окончательного принятия решения и выбора правовой нормы, когда осуществляется предварительная квалификация, но даже в ходе установления фактических обстоятельств дела.

Первые две стадии правоприменительного процесса подготавливают все необходимые условия для центрального момента правоприменения — принятия окончательного решения по делу и его документальное оформление. Решение по делу — это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей интеллектуальной работы правоприменителя по исследованию фактических обстоятельств дела, сбору и анализу доказательств и их правовой квалификации. Вынесение правоприменительного решения в подавляющем большинстве случаев предполагает его документальное оформление. Отдельные явления устной правоприменительной деятельности (приказ или распоряжение руководителя в адрес подчиненных о производстве каких-либо действий) не типичны для правоприменительного процесса в целом.

Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания:

  • • во-первых, как нормативно-квалификационная проблема, заключающаяся в итоговой оценке собранных по делу доказательств, в установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации деяний, событий, состояний;
  • • во-вторых, как государственно-властная, управленческая деятельность, итогом которой является индивидуально-властное предписание, выражающее волю государства в решении возникшей проблемы. Главное назначение правоприменительного акта заключается в том, что он является юридическим средством воздействия на общественные отношения, реализация которого обеспечивается в том числе и возможностью государственного принуждения;
  • • в-третьих, как интеллектуально-волевая проблема правоприменительного творчества, качественный результат которого определяется факторами самого различного характера. Но среди них важнейшее значение имеют, прежде всего, субъективные факторы, определяющие индивидуальный облик правоприменителя: уровень развития его правовой, нравственной, политической, эстетической культуры, его профессионально-деловые, волевые, психологические и иные качества;
  • • в-четвертых, как проблема юридически правильного документального оформления результатов правоприменительной деятельности. Ее решение предполагает, что правоприменительный акт должен соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются как к его содержанию, так и внешнему оформлению.

Особый интерес вызывает рассмотрение содержательного аспекта данной проблемы. Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что правоприменительный акт должен быть правильным, прежде всего, в юридическом плане, т. е. он должен отвечать требованиям обоснованности и законности.

В свою очередь, требования законности охватывают юридические аспекты дела и предполагают: 1) соблюдение правоприменителем требований подведомственности (подсудности), а также всех процедурных и процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дела; 2) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы материального права, которая действует в данном случае (или применение в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо общих начал и смысла законодательства); 3) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями применяемой нормы; 4) принятие правоприменительного акта в установленный законом срок.

Итоговое решение по делу должно отвечать требованиям целесообразности и справедливости. В сфере применения права справедливость и целесообразность теснейшим образом связаны с понятиями законности и обоснованности, но в то же время обладают определенной степенью автономности, «высвечивая» отдельные стороны, грани юридически правомерного решения по делу.

Целесообразность — один из критериев человеческой деятельности, сообщающий ей осознанный характер и направляющий ее развитие в соответствии с поставленными целями. В науке понятие «целесообразность» рассматривается как соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели. Целесообразность характеризует прагматический аспект правоприменения, позволяет корректировать и согласовывать процесс достижения целей человеческой деятельности с юридическими формами и методами их удовлетворения. Поэтому целесообразным следует считать только такое правоприменительное решение, которое соответствует как целям общественного развития, так и целям правового регулирования, максимально учитывает фактические и юридические обстоятельства дела.

Справедливость является не только морально-этической, социальной, но и правовой категорией, которая составляет нравственную основу правомерной правоприменительной деятельности. Не случайно, что в целом ряде отраслей права, где от правовых норм требуется наибольшая социальная чувствительность, принцип справедливости получил законодательное закрепление, например в семейном, уголовном праве. Так, согласно положениям ст. 6 УК РФ реализация принципа справедливости в уголовном праве предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Это интересно:  Новые правила получения водительских прав 2019

Соответствие итогового решения по юридическому делу требованиям целесообразности и справедливости (наряду с требованиями законности и обоснованности) позволяет говорить об эффективности государственно-властной реализации права применительно к конкретному случаю. Названные критерии ориентируют субъектов правоприменения на нахождение и вынесение наиболее оптимального, в наибольшей степени соответствующего обстоятельствам дела решения, пригодного для данного конкретного случая. Но при этом правоприменитель должен исходить из того, что юридическая справедливость и целесообразность никогда не выходят за пределы законности, всегда находятся в рамках закона.

С точки зрения внутреннего содержания правоприменительный акт должен соответствовать языковым нормам, т. е. должен быть изложен четким, ясным, доступным для понимания исполнителями языком. В правоприменительном акте недопустимо употребление неточных формулировок, использование непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение решения описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в тексте технические и иные специальные термины, а также выражения местного диалекта должны быть разъяснены.

§ 2. ПОНЯТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА

9 — Хропанюк, учебн.

Применение норм права — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно кон кретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Каковы же характерные признаки применения норм права?

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воин-ской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являю-щиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и, следовательно, применять нормы права не могут.

Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет го-сударственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.

В-третьих, содержание правоприменительной деятельности вы ражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение ис полкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приго вор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.

В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой поря док имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обес печивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Когда, в каких случаях возникает необходимость в применении норм права?

Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государ ственно-властной деятельности Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходи мо издание компетентным органом властного решения в отно шении конкретного лица. Например, для того, чтобы учиться в выс шем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении; чтобы реализовать право на трудоустройство, необходи мо официальное решение администрации предприятия, организа ции о принятии на работу. В каждом из названных и подобных слу чаев необходимо издание приказа руководителем соответствующе го учреждения о реализаций указанных прав.

Правоприменительная деятельность компетентных

органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.

Необходимость в применении норм права возникает и тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Напри-мер, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства

Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд, на основании норм уголовного права.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юриди ческих норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реали зации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юриди ческого дела; затем провести тщательный анализ и оценку ука занных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обо снованным и законным.

Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства ус-танавливаются в соотношении с той нормой права, которая приме няется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установле ны следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения пре ступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места проис-шествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других дан ных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуе мым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно ре шаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать право вую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее тек ста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте оши бок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться тек стом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходи мо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не проти-воречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответству ет предписаниям актов вышестоящих органов.

Это интересно:  На какой мопед не нужны права

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную провер ку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что дан ный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же обра зом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Су ществуют следующие правила разрешения коллизий в правоприме нительной деятельности:

если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;

если имеется коллизия между нормами, исходящими ‘ от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

В задачу компетентного органа на данной стадии входит уясне ние (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого реше ния до заинтересованных лиц и организаций.

Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и ана лиз правовой нормы подготавливают издание компетентным орга ном индивидуального правового акта (например, приговора суда, при каза должностного лица). Перед вынесением конкретного решения не обходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компе тентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс примене ния нормы права заканчивается — начинается реализация акта приме нения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определен-ных этим актом.

Основные стадии процесса применения норм права.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и др.; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости — принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости — должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, all-sci.net, students-library.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий