Положение об информационно правовом обеспечении деятельности судов

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждено
Приказом
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 19 декабря 2013 г. N 249

1. Общие положения

Настоящее Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов (далее — Положение) направлено на повышение эффективности правосудия, что является одним из кардинальных условий обеспечения прав человека. В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется судами в точном соответствии с законодательством на основе применения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

Функции по информационно-правовому обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, включая обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами, возложены на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) и администраторов судов Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 6, 14, 19).

Названные нормы законодательства являются основанием для включения расходов на обеспечение судов нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами в реестр расходных обязательств Судебного департамента как субъекта бюджетного планирования.

2. Задачи и механизмы их реализации

2.1. Обеспечение судов официальными источниками опубликования

2.1.1. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу прямого запрета на применение любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, судьи и работники аппаратов судов (прежде всего помощники судей, помощники председателей судов) как правоприменители должны применять только официально опубликованные законы и иные нормативные правовые акты.

Конституцией Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

2.1.2. Для доступа каждого судьи к официальным источникам опубликования законов и иных нормативных правовых актов каждый суд должен быть обеспечен в централизованном порядке следующими изданиями:

N п/п Наименование официального источника опубликования Минимальное количество на каждый суд

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Вестник Дисциплинарного судебного присутствия

Бюллетень актов по судебной системе

2.1.3. Собрание законодательства Российской Федерации поступает по обязательной рассылке в суды и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

2.1.4. Обеспечение судов периодическим изданием «Российская газета», официальными источниками опубликования субъекта Российской Федерации и муниципального образования осуществляется верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами (далее — областные и равные им суды), управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации самостоятельно. При этом подписка на официальный источник опубликования муниципального образования оформляется по необходимости при наличии соответствующей заявки суда.

2.2. Обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами

2.2.1. В каждом суде должно быть два обязательных (контрольных) комплекта действующих кодексов Российской Федерации в виде Собрания кодексов Российской Федерации (издание на разъемных блоках), которые хранятся у председателя суда и в отделе кодификации (у ответственного работника).

2.2.2. Кроме того, для надлежащего осуществления правосудия каждый судья и работник аппарата суда должны быть обеспечены необходимым комплектом действующих кодексов Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и иных актов в виде Сборника нормативных правовых актов для судов общей юрисдикции (издание со сменными страницами).

2.2.3. С целью поддержания в актуальном состоянии Собрания кодексов Российской Федерации и Сборника нормативных правовых актов для судов общей юрисдикции Судебным департаментом в централизованном порядке заключается контракт на их обновление.

2.2.4. Сменные страницы вкладываются в Собрание кодексов Российской Федерации помощником председателя суда и ответственным работником отдела кодификации (иными работниками аппарата суда по распоряжению председателя суда).

Сменные страницы вкладываются в Сборник нормативных правовых актов для судов общей юрисдикции судьей, помощником председателя суда, помощником судьи или иными ответственными работниками аппарата суда.

2.3. Обеспечение судов юридической и иной литературой, пособиями, справочно-информационными материалами и изданиями

2.3.1. С целью создания условий для обеспечения надлежащего качества отправления правосудия и информирования судей о наиболее заметных и актуальных событиях в правовой и законодательной сфере, повседневной деятельности российской судебной системы и судейского сообщества должен быть обеспечен доступ каждого судьи к периодическим изданиям по основным отраслям права.

2.3.2. Кроме того, каждый судья должен быть обеспечен сборниками судебной практики, судебных решений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также иными справочно-информационными материалами (комментарии к действующим кодексам Российской Федерации, комментарии к отдельным федеральным законам и уставам, пособия, справочники, словари).

2.3.3. Обеспечение судов юридической и иной литературой, пособиями, справочно-информационными материалами и изданиями, в том числе периодическими, осуществляется как посредством заключения Судебным департаментом централизованных контрактов, так и посредством дополнительного приобретения изданий областными и равными им судами и органами Судебного департамента.

2.3.4. Областные и равные им суды приобретают издания самостоятельно либо направляют заявку в Судебный департамент на приобретение конкретных наименований изданий. Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации обобщает потребности соответствующих судов и либо приобретает издания самостоятельно, либо направляет обобщенную заявку в Судебный департамент.

Такие заявки направляются в Судебный департамент не позднее 1 сентября на очередной финансовый год.

2.3.5. Первоначальный перечень юридической литературы, научно-практических журналов, сборников судебной практики и иных справочно-информационных материалов на очередной год и (или) плановый период для осуществления централизованных закупок отражается в плане централизованных закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для судов и системы Судебного департамента, который подлежит согласованию с Советом судей Российской Федерации и утверждению Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.3.6. В дальнейшем целесообразность приобретения конкретных наименований изданий в централизованном порядке рассматривается Комиссией по информационно-правовому обеспечению деятельности судов (далее — Комиссия) по предложению Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов.

2.3.7. Комиссия принимает решение большинством голосов. При этом на заседании должно присутствовать не менее половины членов Комиссии. Протокол подписывается председателем Комиссии (заместителем председателя Комиссии) и секретарем Комиссии (работником, временно исполняющим обязанности секретаря Комиссии).

2.3.8. Решение Комиссии является основанием для проведения необходимых мероприятий по осуществлению закупок в централизованном порядке, а также для перераспределения денежных средств.

2.3.9. Приобретение изданий, в том числе периодических, также может быть осуществлено на основании решения Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и (или) по поручениям Верховного Суда Российской Федерации или Совета судей Российской Федерации.

3. Порядок учета и сроки хранения

3.1. После утверждения плана централизованных закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для судов и системы Судебного департамента рассылается информационное письмо о планируемых закупках в централизованном порядке.

3.2. После заключения контракта (договора) рассылается информационное письмо с указанием исполнителя (поставщика), его контактных данных и порядка отчетности по каждому контракту (договору).

3.3. Поступающие в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации издания, предназначенные для районных, гарнизонных военных судов, распределяются в зависимости от количества поступивших изданий, составов суда и специализации судей.

3.4. При поступлении изданий в суд каждое издание, в том числе периодическое, учитывается в день поступления в книге регистрации юридической литературы и периодических изданий по следующей форме:

Наименование издания Дата поступления Количество Ф.И.О. и подпись работника, ответственного за прием изданий Примечание Уничтожено, номер и дата акта

Выдача изданий судьям и работникам аппарата суда и их возврат фиксируются в журнале выдачи юридической литературы и периодических изданий.

3.5. Суды и (или) управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации отсканированные копии обложки и оглавления печатного издания размещают на сервере для предоставления возможности ознакомления каждого судьи и работника аппарата суда с содержанием.

Периодические издания, поступающие в электронной форме, размещаются на сервере в полном объеме для пользования каждым судьей и работником аппарата суда.

3.6. Хранение печатных изданий осуществляется в следующие сроки:

официальные источники опубликования — до минования надобности, но не менее трех лет;

Собрание кодексов Российской Федерации и Сборник нормативных правовых актов для судов общей юрисдикции — до минования надобности, но не менее трех лет с момента поступления последнего обновления;

иные печатные издания — до минования надобности, но не менее двух лет.

3.7. По истечении срока хранения и миновании надобности производится отбор печатных изданий, утративших практическое значение, и составляется акт о выделении их к уничтожению.

В книге регистрации юридической литературы и периодических изданий в специальный столбец вносятся реквизиты акта о выделении к уничтожению.

3.8. В областных и равных им судах акт о выделении печатных изданий к уничтожению составляется в одном экземпляре, который подписывается сотрудником, ответственным за прием литературы, администратором суда и утверждается председателем соответствующего суда.

3.9. В районных, гарнизонных военных судах акт о выделении печатных изданий к уничтожению составляется в двух экземплярах, подписывается сотрудником, ответственным за прием литературы, администратором суда, согласовывается с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и утверждается председателем районного, гарнизонного военного суда.

Один экземпляр акта хранится в районном, гарнизонном военном суде, второй — в управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

3.10. В случае уничтожения Собрания кодексов Российской Федерации и Сборника нормативных правовых актов для судов общей юрисдикции в Судебный департамент направляется соответствующее информационное письмо с приложением копии акта о выделении печатных изданий к уничтожению.

4. Заключительные положения

4.1. Контроль за выполнением требований настоящего Положения в областных и равных им судах и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации возлагается на администраторов судов, а в районных, гарнизонных военных судах — на начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

4.2. При проведении проверок в обязательном порядке проверяется выполнение требований раздела 3 настоящего Положения.

Нормативно правовое регулирование деятельности судей

Нормативно правовое регулирование деятельности судей

Правовое регулирование организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, структурного, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. /10/

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. /8/

Участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи. Общее число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в субъектах Российской, устанавливается Федеральным законом РФ от 29.12.1999 г. № 218 (Таблица 1).

Таблица 1 — Общее число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в субъектах Российской Федерации

Субъект Российской федерации

Субъект Российской федерации

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия

Республика Татарстан (Татарстан)

Чувашская Республика — Чувашия

город федерального значения Москва

город федерального значения Санкт-Петербург

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Общее число мировых судей и количество судебных участков в Приморском крае в соответствии с Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» составляет 109 мировых судей и 109 участков (Таблица 2).

Таблица 2 — Судебные участки Приморского края созданные с соответствии с Законом Приморского края от 21 августа 2002 года N 2-КЗ «О судебных участках и должностях мировых судей в Приморском крае»

Название города (района)

Ленинский район города Владивостока

Первомайский район города Владивостока

№7, №8, №9, №10, №11, №12, №13

Первореченский район города Владивостока

№14, №15, №16, №17, №18, №19

Советский район города Владивостока

Фрунзенский район города Владивостока

№25, №26, №27, №28, №100

№32, №33, №34, №35, №36, №102

город Большой Камень

№46, №47, №48, №49, №50, №51, №52, №53, №103

№60, №61, №62, №63, №64, №65, №66, №104

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим назначение на должность мировых судей в Приморском крае. В соответствии с Законом Приморского края от 30 апреля 2002 года № 215-КЗ «О мировых судьях в Приморском крае», мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Приморского края. Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии мирового судьи квалификационная коллегия судей Приморского края объявляет об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации Приморского края с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. /23/

Предложение о кандидате на должность мирового судьи вносится в Законодательное Собрание Приморского края председателем Приморского краевого суда по представлению квалификационной коллегии судей Приморского края по мере возникновения необходимости замещения вакансий. В предложении о кандидате на должность мирового судьи должен быть указан конкретный судебный участок, на который предлагается назначить одного из претендентов на должность судьи.

Для назначения кандидата на должность мирового судьи в Законодательное Собрание Приморского края представляются следующие материалы:

  • — характеристика с последнего места работы;
  • — справка на кандидата по форме, утвержденная Законом Приморского края от 30 апреля 2002 года № 215-КЗ. /23/
Это интересно:  Порядок заключения гражданско правового договора

В течение 20 дней после получения документов профильный комитет предварительно рассматривает предложенные кандидатуры, а затем вносит на очередное заседание Законодательного Собрания Приморского края вопрос о назначении на должность мирового судьи. О внесении вопроса в повестку дня заседания Законодательного Собрания Приморского края кандидаты на должность мирового судьи извещаются не позднее, чем за семь дней до заседания.

На заседании Законодательного Собрания Приморского края кандидата для назначения на должность мирового судьи представляет председатель Приморского краевого суда либо его заместитель, затем председатель профильного комитета оглашает решение комитета по данному вопросу, оглашает особое мнение членов комитета, если таковое имеется. В ходе обсуждения депутаты Законодательного Собрания Приморского края вправе задавать вопросы кандидату на должность мирового судьи.

Решение о назначении либо об отклонении представленных кандидатур на должность мирового судьи принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Приморского края и оформляется постановлением Законодательного Собрания Приморского края. Постановление Законодательного Собрания Приморского края вступает в силу со дня его принятия и подлежит обязательному опубликованию в течение семи дней после принятия.

В случае отклонения Законодательным Собранием Приморского края представленных кандидатур на должность мирового судьи документы возвращаются председателю Приморского краевого суда, который вправе представить на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края ту же либо иную кандидатуру.

Мировой судья в Приморском крае назначается на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается сроком на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет. /23/

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом субъекта Российской Федерации. /16/

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Приморском крае аппарат мирового судьи состоит из секретаря судебного заседания, помощника судьи и специалиста мирового судьи. Общая штатная численность сотрудников аппаратов мировых судей составляет 109 секретарей судебного заседания, 109 помощников мировых судей и 109 специалистов мировых судей. Техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляет технический персонал, штатная численность которого определяется Администрацией Приморского края по согласованию с управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Приморском крае.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими Приморского края. Секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалист в Приморском крае, осуществляют профессиональную служебную деятельность в соответствии с должностными регламентами, утвержденными Законом Приморского края от 08 августа 2005г. № 284 КЗ.

Гражданские служащие непосредственно подчиняется в своей деятельности мировому судье, а по вопросам материально-технического, организационно-правового обеспечения деятельности судебного участка начальнику управления по обеспечению деятельности мировых судей Приморского края.

Гражданские служащие в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Приморского края, регламентирующими его сферу деятельности, локальными нормативными правовыми актами государственного органа Приморского края.

Помощник судьи исполняет обязанности секретаря судебного заседания, специалиста мирового судьи на время его отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и т.д.). Секретарь судебного заседания исполняет обязанности помощника мирового судьи на время его отсутствия. Специалист мирового судьи исполняет обязанности секретаря судебного заседания на время его отсутствия.

Гражданские служащие обязаны добросовестно исполнять должностные обязанности, обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, поддерживать уровень квалификации, достаточной для исполнения должностных полномочий, хранить государственные и иные охраняемые законом тайны, а также не разглашать ставшие ему известные в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения государственной службы.

Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно пп. 20.1 ст. 6 ФЗ от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание аппарата мировых судей и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств краевого бюджета. Размер бюджетных средств, выделяемых для этих целей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, определяется по согласованию с Советом судей Приморского края, указывается отдельной строкой в краевом бюджете. Выделение средств производится ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. /23/

Управление по обеспечению деятельности мировых судей Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей на территории Приморского края. Управление формируется Администрацией Приморского края, подчиняется и подотчетно Губернатору края — Главе Администрации Приморского края и вице-губернатору Приморского края, курирующему деятельность Управления.

Управление осуществляет следующие полномочия:

  • — осуществляет организационно-правовое и материально — техническое обеспечение деятельности мировых судей Приморского края;
  • — обеспечивает мировых судей Приморского края программно — аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства, судебной статистики, работы архивов;
  • — оказывает содействие управлению государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края в подборе и формировании резерва работников аппарата мировых судей; в подготовке и проведении квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Приморского края в аппарате мирового судьи;
  • — осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности мировых судей Приморского края, предусмотренные действующим законодательством.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление имеет право:

  • — проводить проверки работы судебных участков мировых судей в части организации их деятельности;
  • — обеспечивать результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение полномочий по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей;
  • — определять порядок и формы предоставления отчетности о работе судебных участков;
  • — иные полномочия по обеспечению деятельности мировых судей Приморского края, предусмотренные действующим законодательством. /25/

В зале судебного заседания мирового судьи помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита может помещаться на бланках мировых судей в Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации может помещаться на печатях мировых судей в Российской Федерации. /17/

Мировой судья имеет удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия мирового судьи. Мировым судьям, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписывает и выдает председатель Законодательного Собрания Приморского края. Положение об удостоверении мирового судьи, его образец и описание утверждаются Законодательным Собранием Приморского края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении контрольной работы, хотелось бы отметить, что, правоохранительная деятельность является одной из постоянных функций государства и суть ее заключается в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами. Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована законом с целью избежать произвола с их стороны.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества, но, к сожалению, на практике не всегда так четко выполняются функции правоохранительных органов. И связано это, скорее всего с беспределом и равнодушием чиновников, а не с плохим разграничением функций и полномочий правоохранительных органов Российской федерации.

Судебная власть в РФ основана на праве и реализуется путем, при котором она применяет права, нужные ей для решения ситуаций, которые возникли в обществе и требуют обязательственного вмешательства суда. В Конституции РФ компетенция судебной власти ? урегулирована. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства ? судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникших при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, которые создают гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Трудности, которые возникают благодаря применению норм Конституции при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел ? не умаляет ее значения как источника права. Более того, принятие Конституции РФ 1993 г. оказало прямое воздействие на практику применения законодательства при осуществлении правосудия, но также создало определенные юридические предпосылки для интенсификации законотворческой деятельности по формированию и развитию российского законодательства о судебной системе, правоохранительных органах, судопроизводстве. В отличие от текущего законодательства, Конституция всегда более консервативна, и именно это дает необходимую правовую устойчивость и четкие ориентиры для развития государства и гражданского общества в настоящем и будущем. Поэтому в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Похожие записи

Постановление Люблинского районного суда г. Москвы о возвращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237…

«Зарплатное рабство» ушло, но вольную не дали Отмена «зарплатного рабства» в нашей стране не привела…

Образец договора на подписку периодических печатных изданийВ этом случае Издательство обязуется в течение рабочих дней…

По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона — лицо, указанное в…

По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона — лицо, указанное в…

Правовое регулирование организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации

Т. ОЗОЛ,

старший преподаватель

Международной академии предпринимательства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследуя систему нормативно-правовых актов, регулирующих организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, основы которой заложены в гл. 7 Конституции Российской Федерации, отметим, что при установлении основополагающих принципов судебной власти в ней не отразили вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Так, согласно ст. 118 Конституции, правосудие в Российской Федерации отправляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие обычно определяется как вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность ведется исключительно судами и представляет собой судебную власть[1].

В развитие положений Основного закона 31 декабря 1996 г. Президентом был подписан Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[2], который и заложил основу системы органов судейского сообщества и в рамках которого было определено создание органа, обеспечивающего организационно-правовую деятельность судов общей юрисдикции, — Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Заключительные положения указанного Закона содержали основополагающие начала организационно-правовой деятельности. Например, для выражения интересов судей как носителей судебной власти были сформированы органы судейского сообщества.

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечение деятельности других арбитражных судов — Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

8 января 1998 г. был принят Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[3].

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Законом определено организационное обеспечение деятельности судов как мероприятие кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленное на создание условий для полного и независимого отправления правосудия. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Законом определена система Судебного департамента. Так, судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее — органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. Судебный департамент и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

Судебный департамент, его органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий. Отдельно оговаривается, что судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

На практике вмешательство в деятельность судов общей юрисдикции исключено, однако только в части отправления правосудия. Так, в настоящее время ведение статистической отчетности возложено на начальников отделов районных судов, основополагающими функциями которых является руководство отделом делопроизводства — канцелярией районных судов. Полностью разработанные статистические отчеты направляются в судебный департамент, где отдел статистики занимается окончательным обобщением сведений, направленных из районных судов, курируемых данным управлением судебного департамента.

Это интересно:  Портал росреестра справочная информация

В определенной мере это не сказывается на качестве отправления правосудия в районных судах, однако влияет на процесс. Дело в том, что, ввиду низкой заработной платы сотрудников аппарата суда, в большинстве районных судов штаты не полностью укомплектованы. А предоставление статистической отчетности требует фокусирования внимания на имеющихся в канцелярии суда данных о количестве поступивших и рассмотренных уголовных, гражданских и административных дел.

Так называемый период отчетов в судах воспринимается не однозначно. Суды с полностью укомплектованными штатами секретарей могут позволить себе своевременно предоставлять статистическую отчетности в управление Судебного департамента. А суды, где испытывается резкая нехватка сотрудников аппарата, могут закрывать канцелярии на период отчета, дабы не отвлекаться на прием населения, что отрицательно сказывается на форме обжалования таких действий со стороны граждан, пришедших в суд за решением или приговором по своему делу и увидевших закрытую дверь.

В рамках Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» определен также статус территориальных управлений (отделов) Судебного департамента. Так, согласно ст. 13 данного Закона, Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента, подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции:

— осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

— организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

— изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры к ее совершенствованию;

— ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

— финансирует районные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации, контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

— финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

— обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судо — и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов;

— обеспечивает районные суды материально-техническими и транспортными средствами, организует строительство зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов;

— по согласованию с председателем соответствующего суда ходатайствует о награждении работников аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;

— во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимает меры к обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

— организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры к обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством;

— осуществляет иные меры к обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации.

Возглавляет Управление Судебного департамента начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области или автономного округа, советом судей субъекта РФ.

В пределах своей компетенции начальник управления Судебного департамента:

— руководит деятельностью управления;

— издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления, и контролирует их исполнение. Его приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

— утверждает штатное расписание управления (отдела) в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

— назначает на должность и освобождает от должности работников управления и администраторов районных судов;

— перераспределяет по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области или автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей;

— ежегодно отчитывается о деятельности управления перед советом судей субъекта Российской Федерации;

— присваивает классные чины работникам управления и аппаратов судов;

— взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления;

— осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным законом «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Отдельным положением данного Закона определен статус администратора суда, который организационно обеспечивает деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа или районного суда. Администратор районного суда осуществляет свои полномочия под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области или автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда. В своей деятельности администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» администратор суда:

— принимает меры к организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

— взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами в обеспечении деятельности суда;

— принимает меры к обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

— обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

— осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

— организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

— организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

— разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в подразделение или управление Судебного департамента;

— осуществляет иные меры к обеспечению деятельности суда.

При подчинении председателю районного суда администратор суда должен взаимодействовать с управлением Судебного департамента в регионе по всем вопросам, связанным с выполнением им своих функциональных обязанностей, своевременно доводить до сведения соответствующих подразделений управления проблемные вопросы, связанные с организационным обеспечением деятельности суда, в пределах полномочий добиваться их разрешения должностными лицами управления.

Институту администраторов в Российской Федерации уже шесть лет. В целом он решает поставленные перед ним задачи, но есть и проблемные вопросы, требующие разрешения для совершенствования работы администратора и более четкого определения его статуса и должностного положения[4]. Имеется в виду двойственность должностного положения администратора, неопределенность его полномочий и положения в управлении Судебного департамента и в суде при выполнении им должностных обязанностей. Например, Инструкция по делопроизводству в районном суде не предполагает участия администратора в делопроизводстве, его организации и контроле.

Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется в строгом соответствии с требованиями Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.01.01 г.[5] Инструкция была разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда. Она является основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив. Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Следует согласиться с , полагающей, что огромное значение приобретает сегодня использование современных информационно-компьютерных технологий в сфере реализации прав граждан на информацию о деятельности судов и доступа к правосудию. Доступ к судье, работникам аппарата суда в общем виде регламентирован ведомственными правовыми актами, а применительно к деятельности судов общей юрисдикции — Инструкцией по делопроизводству в районном суде. Вместе с тем порядок доступа к судьям, другим должностным лицам суда нуждается в дополнительном регулировании. Ключевым моментом является также доступ к судебным решениям — главному «продукту» судебной власти, который сегодня закрыт, несмотря на то, что в соответствии с действующими нормами закрытыми могут быть решения только по очень узкому кругу гражданских и уголовных дел. Правил законодательного характера, устанавливающих процедуры или создающих механизмы доступа к текстам судебных решений иным лицам, а тем более их публикациям, в Российской Федерации не существует[6].

Инструкция в своем содержании определяет:

— общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства;

— порядок приема, отправления дел и корреспонденции;

— порядок регистрации и учета уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях;

— порядок регистрации и учета предложений, заявлений и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством;

— порядок оформления уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию;

— порядок оформления гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению;

— порядок оформления уголовных и гражданских дел после их рассмотрения;

— порядок приема и учета кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями;

— порядок обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда.

В целях обеспечения реализации Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[7] была разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.01.01 г. Данная Инструкция определяла порядок рассмотрения обращений граждан в Судебный департамент, ведение делопроизводства по обращениям, а также порядок ведения личного приема населения.

На современном этапе развития судебной системы социально-экономические преобразования диктуют необходимость перехода судов на новый качественный уровень деятельности судов общей юрисдикции, ставят новые задачи, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода в целях повышения эффективности и функционирования.

Расширению свободного доступа к правосудию способствует компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства, объединяющего информационные ресурсы, содержащие:

— подробную информацию о суде (его предметной и территориальной подсудности) с указанием адреса, судейского корпуса, телефонов отделов делопроизводства и времени работы;

— правила обращения в суд и порядка судопроизводства;

— информацию о ходе рассмотрения конкретного дела в суде;

— предоставление просмотра возможных образцов исковых заявлений и жалоб.

В настоящее время организационно-правовое обеспечение судов общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляется также в рамках внедрения Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Правовое регулирование ГАС «Правосудие» обеспечивается целым перечнем нормативных актов[8].

Государственная автоматизированная система «Правосудие» создавалась для следующих целей:

— поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов;

— сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;

— повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;

— повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;

— повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;

— обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента;

— обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;

— обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;

— повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

— повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент;

— повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента;

— создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

— повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».

— повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;

— создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;

— обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

Внедрение и использование ГАС «Правосудие» в целях открытости и прозрачности правосудия предусмотрено Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.

В рамках Концепции приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов признавалась информатизация деятельности судебной системы, в том числе:

— создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

— реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

— введение информационной системы судов общей юрисдикции государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС – «Правосудие»);

— формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Итак, правовое регулирование организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации определено в нормативно-правовых актах, регулирующих организацию деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных управлений (отделов).

[1] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Изд. 3-е, испр. и дополн. / Под ред. . — М.: Юрайт-Издат, 2006. — С. 232.

[2] См.: Федеральный конституционный закон от 01.01.01 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.

[3] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 223.

Это интересно:  Какие банки данных имеет право формировать полиция

[4] См.: Денежко О. Нормативное регулирование деятельности администраторов судов общей юрисдикции // Администратор суда. — 2006. — № 1. — С. 21.

[5] См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.01.01 г. № 36 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Российская газета. — 2004. — № 246.

[6] См.: Актуальные вопросы использования информационных технологий при отправлении правосудия // Администратор суда. 2006. — № 1. — С. 11.

[7] См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.01.01 г. № 141 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Документ опубликован не был.

Организационно-правовое обеспечение деятельности судов

Название Организационно-правовое обеспечение деятельности судов
страница 1/5
Тип Документы

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы

  1. Организационно-правовое обеспечение деятельности судов.

1.1. Организация деятельности приемных судов.
В отчетном периоде прием граждан, представителей юридических лиц осуществлялся во всех 16 зданиях 8 районных (городских) судов республики через приемные судов.

Приемные в судах образованы в составе отделов судов, обеспечивающих судебное делопроизводство.

Прием граждан в судах производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положениями о приемной в суде и Типовым регламентом организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утвержденным председателем соответствующего суда.

Прием в судах осуществлялся в соответствии с графиками в основном помощниками судей, в Звениговском районном суде — главным специалистом суда. Информация о работе приемных размещена на официальных сайтах судов, информационных стендах и в информационных киосках. Контроль за деятельностью приемной осуществляется председателями судов.

Во всех 8 районных (городских) судах и их подразделениях приемные судов размещены в отдельных помещениях. В целом оснащенность приемных судов удовлетворяет требованиям. Рабочие места укомплектованы персональными компьютерами. Приемные судов оснащены средствами связи и оргтехникой, необходимым набором мебели.

Прием граждан и представителей юридических лиц в приемных судов проводится ежедневно, в течение всего рабочего дня.

Работа приемной в судах положительно отражается на деятельности судов — обеспечивается реализация прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, происходит оптимизация документооборота, исключается общение судей со сторонами до рассмотрения дела.

Проблемным моментом деятельности приемных в судах является отсутствие в штатных расписаниях судов должностей, к основным функциональным обязанностям которых относился бы прием граждан, что не позволяет выделить приемные в качестве самостоятельных структурных подразделений.

Жалоб на работу приемных в судах в течение отчетного периода от граждан и организаций в Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл (далее Управление) не поступало.
1.2. Деятельность администраторов судов.
По состоянию на 31 декабря 2013г. в 8 районных (городских) судах свою деятельность осуществляют 7 администраторов. Вакантной остается должность администратора Йошкар–Олинского городского суда.

Конкурсы на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы — администратора Йошкар-Олинского городского суда, объявленные 23 января 2013г., 7 мая 2013г. 4 июля 2013г. и 10 октября 2013г., признаны не состоявшимся в связи с отсутствием необходимого количества кандидатов для проведения конкурса.

Администраторы судов осуществляли свою деятельность на основе ежеквартальных планов, которые согласовывались с председателями соответствующих районных (городских) судов и утверждались начальником Управления, а также ежеквартальных отчетов об их выполнении.

Составленные администраторами судов планы отражают все направления деятельности администратора в соответствии с полномочиями: в планах содержатся мероприятия, связанные с подготовкой и проведением судебных заседаний, ремонтом и эксплуатацией здания суда, с организацией ведения делопроизводства в суде, осуществлением приема граждан в суде, организацией работы архива суда, ведения судебной статистики, информационно-правового обеспечения деятельности суда, обеспечением безопасности судебной деятельности, социальным обеспечением судей и медицинским обслуживанием судей и членов их семей, материально-техническим обеспечением деятельности суда.

С целью оценки деятельности администраторов районных (городских) судов и для оказания им практической помощи по проблемным вопросам Управлением ежеквартально проводился анализ предоставляемой ими информации, а также анализ соблюдения сроков предоставления в Управление планов и отчетов работы администраторов судов, о чем составлялись справки, которые направлялись председателям и администраторам соответствующих судов для изучения и исправления ошибок.

В течение всего 2013 года работниками Управления осуществлялись выезды в районные (городские) суды для изучения работы и оказания практической помощи администраторам и работникам аппаратов судов в вопросах организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Выездные мероприятия показали, что организация работы администраторов в целом соответствует требованиям, установленным действующим законодательством. По ряду выявленных недостатков были даны рекомендации, по возможности, некоторые из них устранялись на месте.
1.3. Организация судебного делопроизводства
В соответствии с планами работы Управления Судебного департамента в Республике Марий Эл на I и II полугодия 2013 года и согласно приказу Управления № 32 от 21 марта 2013г. «Об утверждении графика изучения работы районных (городских) судов по вопросам организационно-правового обеспечения их деятельности» и приказу Управления № 99 от 28 октября 2013г. «Об утверждении графика изучения работы районных (городских) судов по вопросам организационно-правового обеспечения их деятельности» сотрудниками Управления была оказана практическая помощь районным (городским) судам в применении:

— Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003г. №36 (с изменениями и дополнениями от 18 марта 2013г.);

— Инструкции по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007г. №169;

— Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2005г. №157 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2012г.);

— Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 июня 2011г. №112;

— Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 26 ноября 2008г.;

— Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 19 июня 2009г.;

— Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002г. №620 (с изменениями от 6 февраля 2004г., 22 февраля 2006г., 10 марта 2009г.);

— постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010г. № 224 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ».

В соответствии с вышеуказанными приказами с 10 по 22 апреля 2013г. были проверены все 8 укрупненных судов (Горномарийский, Звениговский, Медведевский, Моркинский, Советский, Сернурский районные суды, Волжский и Йошкар-Олинский городские суды), с 6 по 26 ноября 2013г. – 8 укрупненных судов и подразделения судов, а именно: Горномарийский районный суд (п.Юрино), Медведевский районный суд (п. Килемары, п.Оршанка), Сернурский районный суд (п. Параньга, п.Мари-Турек), Советский районный суд (п.Новый Торъял, п.Куженер).

В ходе проверок изучалось:

— ведение судебной статистики;

— -оформление информационных стендов, соответствие их содержания требованиям Федерального закона от 22 декабря 2008г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2010г. №268;

— организация работы администратора суда;

— организация работы архива;

— организация деятельности работников аппарата суда по приему, учету и хранению вещественных доказательств;

— порядок рассмотрения обращений граждан;

— организация работы приемной суда;

— ведение воинского учета;

— эксплуатация оборудования и подсистем, функционирующих в рамках Государственной автоматизированной системы «Правосудие», ведение эксплуатационной документации ГАС «Правосудие».

Проверкой сделаны выводы, что работа районных (городских) судов в целом соответствует требованиям Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Однако не во всех судах работа построена должным образом, что способствовало допущению отдельных нарушений, в связи с чем работникам судов были даны соответствующие рекомендации по совершенствованию их работы, оказана необходимая практическая помощь. Существенное внимание уделялось индивидуальным консультациям работников.

Справки изучения работы районных (городских) судов по вопросам организационно-правового обеспечения их деятельности направлены в суды.

Во всех судах республики установлены и эксплуатируются подсистемы ГАС «Правосудие» «Судебное делопроизводство и статистика» и «Судимость». Информация о поступивших делах и движении дел, статистические карты на подсудимых вносятся в ПИ «Судебное делопроизводство и статистика» и «Судимость» ответственными за эту работу работниками аппарата суда, закрепленными приказами председателей судов.

В целом, Управлением созданы надлежащие условия для организации работы отделов делопроизводства (канцелярий) районных (городских) судов республики. К началу отчетного года все суды своевременно обеспечивались необходимыми для работы журналами, бланками, статистическими карточками в количестве, необходимом для ведения судебного делопроизводства.
1.4. Вопросы организации хранения вещественных

доказательств в судах.
Вещественные доказательства по уголовным делам, поступающие в районные (городские) суды от органов расследования или приобщенные к делам по определению (постановлению) судов, принимаются, учитываются и хранятся с соблюдением правил, предусмотренных ст.82 УПК Российской Федерации, Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002г. №620, и Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003г. №36 (с последующими изменениями).

Обязанности по приему, учету, и хранению вещественных доказательств приказами председателей возложены на конкретных лиц.

Так, в Медведевском (п.Медведево, п.Оршанка), Сернурском районных судах, Волжском и Йошкар-Олинском (ул.Баумана, 91а) городских судах приказами председателей судов ответственность за прием, хранение, учет и уничтожение вещественных доказательств возложена на секретарей соответствующих судов. В Горномарийском (п. Юрино), Медведевском (п. Килемары), Моркинском, районных судах — на главных специалистов этих судов. В Горномарийском районном суде (г. Козьмодемьянск) — на начальника отдела суда. В Звениговском и Советском районных судах обязанности по приему, учету, хранению и уничтожению вещественных доказательств определены должностными регламентами работников аппаратов судов.

Вещественные доказательства принимаются судами от органов предварительного следствия и дознания в упакованном и опечатанном виде с описью содержимого на упаковке и указанием номера дела, к которому они приобщены.

Все вещественные доказательства, поступившие в суд, регистрируются в журнале регистрации учета вещественных доказательств (форма № 55). Согласно п.11.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде в журнале указываются: дата поступления и наименование вещественных доказательств, их количество, номер дела, к которому они приобщены, ФИО обвиняемого и сведения о движении вещественных доказательств.

Контроль по учету, хранению и уничтожению вещественных доказательств в судах осуществляется комиссией, созданной в соответствии с приказами председателей судов. При проверке судов со стороны Управления уделяется внимание наличию в суде приказа председателя о назначении лица, ответственного за хранение и уничтожению вещественных доказательств, периодичности проверок условий хранения вещественных доказательств и ведение журнала учета вещественных доказательств комиссией, наличию и содержанию актов указанных проверок.

Не реже одного раза в квартал в судах проверяется правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствия записей фактическому наличию вещей, своевременности и правильности исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств.

При проверке в судах соответствия записей в журналах учета вещественных доказательств фактическому наличию вещественных доказательств нарушений не выявлено.

Во всех судах имеются специально выделенные помещения для хранения вещественных доказательств, оборудованные сейфами и металлическими стеллажами. Сохранность помещений обеспечивают металлические двери, системы пожаротушения.

Все районные (городские) суды оснащены переносными печками для сжигания вещественных доказательств, которые используются во дворах, в безопасных в противопожарном отношении местах.

Вещественные доказательства, которые по приговору (определению, постановлению) суда должны быть возвращены владельцу, выдаются под расписку. Расписка подшивается в дело, на ней указывается порядковый номер листа дела, в журнале делается отметка об исполнении со ссылкой на этот лист дела.

1.5. Состояние архивов судов.
Организация работы с архивными документами в судах осуществляется на основании Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 20012г. №246 (далее – Инструкция о порядке отбора), Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 июня 2011г. №112, Положения об архиве районного (городского) суда.

Во всех судах приказом председателя суда созданы экспертные комиссии архива суда, разработаны Положения о постоянно действующей экспертной комиссии архива суда. Положения согласованы с ЭПК Комитета РМЭ по делам архивов. Составы экспертных комиссий архива суда соответствуют требованиям Инструкции о порядке отбора. По итогам проведения в судах заседаний экспертной комиссии оформляются протоколы.

Имеется паспорт каждого архива суда, составленный на год.

Для обеспечения сохранности дел (нарядов) и других документов во всех судах архиву отведены специально оборудованные помещения. Архивы размещены в отдельных помещениях, оборудованных пожарной и охранной сигнализацией, а также системой автоматического пожаротушения. Сохранность помещений обеспечивают металлические двери (в Сернурском районном суде – п. Мари-Турек деревянная дверь). Для контроля температуры и влажности воздуха в помещениях архива установлены термометры и гигрометры, температурно-влажностные, санитарно-гигиенические, световые условия соответствуют нормативным требованиям.

Для доукомплектования помещений архивов по заявкам судов дополнительно приобретены 26 металлических стеллажей для Йошкар-Олинского и Волжского городских судов.

Штатным расписанием районного суда, утвержденным Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2010г. №61 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации», должность архивариуса не предусмотрена.

Выдача документов из архивов во временное пользование судьям, работникам аппарата судов, а также копии судебных документов гражданам и юридическим лицам проводится по журналу учета выдачи дел во временное пользование.

При проверке соответствия записей в книгах и журналах выдачи дел (нарядов) из архива суда фактическому наличию и возврату дел в архив нарушений не выявлено. Работниками, ответственными за ведение архива, ведется контроль за соблюдением срока возврата дел в архив.

Все дела и документы, хранящиеся в архиве суда, учтены и описаны. Формы описи дел и акты выдержаны в соответствии с Правилами работы архивов.

Статья написана по материалам сайтов: copiwriting.ru, pandia.ru, rykovodstvo.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий