Правила погрузочно разгрузочных работ 2019

20 сентября 1931 г. N 254

ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА ГРУЗЧИКОВ

ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

I. Категории работников, которые не допускаются

к погрузочно-разгрузочным работам

1. Подростки до 16 лет к погрузочно-разгрузочным работам не допускаются.

2. Подростки от 16 до 18 лет и женщины допускаются только к следующим работам:

а) к погрузке и разгрузке: 1) навалочных грузов (песок, гравий, глина, зерно, овощи и т.п.); 2) грузов легкого веса (щепной товар, пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.); 3) штучных грузов (кирпич, асфальт, жмых и т.п.); 4) пиломатериалов (тес, шелевка, подтоварник и т.п.);

б) к работам по тарировке зерновых грузов и овощей;

в) к работам по подгортанию зерна к нориям, трубам и лентам элеваторов и перегружателей.

3. Подростки от 16 до 18 лет и женщины не допускаются к переноске грузов весом свыше 20 кг, а при переноске грузов вдвоем — свыше 50 кг.

4. Лица, сильно истощенные и слабосильные, допускаются к погрузочно-разгрузочным работам только на основании соответствующего заключения врачебно-экспертной комиссии при управлении кадров органа труда.

5. Лица в нетрезвом состоянии к работам не допускаются.

II. Руководство работами

6. Общее наблюдение за правильной организацией погрузочно-разгрузочных работ возлагается на администрацию предприятия, организующего эти работы, а на транспорте — на дирекцию железной дороги, администрацию речного госпароходства или бассейна Совторгфлота.

7. В каждом предприятии, организующем погрузочно-разгрузочные работы, а на транспорте — в соответствующих районных управлениях должно быть выделено лицо, ведающее вопросом безопасности этих работ.

8. На месте работ непосредственное руководство погрузочно-разгрузочными работами осуществляется специально выделенным опытным руководителем работ.

Этот руководитель работ должен в частности следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки и перемещения грузов соответствовал требованиям максимальной их безопасности.

9. Ответственность за соблюдение настоящих Правил несут лица, указанные в ст. ст. 6 и 8, а за соблюдение правил безопасности — также и лицо, указанное в ст. 7.

III. Переноска грузов

10. Переноска одним грузчиком грузов весом более 80 кг воспрещается.

Предельный вес грузов для подростков и женщин установлен в ст. 3.

11. Если вес груза (каждого места в отдельности) превышает 50 кг, то подъем груза на спину грузчика и съемка груза со спины грузчика должны производиться с помощью других грузчиков.

12. Если вес груза превышает 50 кг, то переноска груза одним грузчиком допускается на расстоянии не более 60 м. При расстоянии свыше 60 м должны устанавливаться смены (выставки) или должны предоставляться приспособления для перемещения груза (ст. 13).

IV. Перемещение грузов с помощью простейших

или механических приспособлений

13. Для перемещения грузов весом от 80 кг до 500 кг (каждое место в отдельности) грузчикам должны предоставляться простейшие приспособления: тачки, таскальные доски, медведки, вагончики, тележки и пр. — в зависимости от величины груза.

14. Для перемещения грузов весом 500 кг и более (каждое место в отдельности) грузчикам должны предоставляться специальные механические приспособления — лебедки, блоки, домкраты, подъемные краны и др. Отступление от этого правила допускается лишь при случайных грузах.

15. Устройство, освидетельствование, испытание и эксплуатация подъемных механизмов должны осуществляться в соответствии со следующими правилами:

а) Правила устройства, испытания и эксплуатации подъемных механизмов и вспомогательных при них приспособлений, утвержденные НКТ РСФСР 11 мая 1922 г.;

б) Инструкция агентам технического надзора по освидетельствованию и испытанию подъемных механизмов, утвержденная НКТ РСФСР 26 мая 1922 г.

Примечание. Указанные в пп. а» и «б» Правила и Инструкция («Сборник обязательных постановлений по технике безопасности и промышленной санитарии», вып. III, 1923) распространены на всю территорию СССР Постановлением НКТ СССР и ВСНХ СССР от 14 ноября 1923 г. N НКТ-154 («Известия НКТ СССР», 1923, N 11/35).

16. К работе на механических приспособлениях допускаются только лица, имеющие необходимую подготовку и умеющие обращаться с ними.

17. В местах, где работы производятся с помощью механических приспособлений, не допускается во время работы присутствие посторонних лиц.

18. Приспособления для перемещения грузов должны использоваться по прямому назначению.

19. Воспрещается применение крючьев при погрузочно-разгрузочных работах со следующими грузами:

а) все без исключения экспортные грузы;

б) все грузы внутренней отправки, перевозимые в мягкой упаковке (в мешках, кулях и т.п.), в фанерных ящиках, в клетках, в решетках, рамах (а бумага — также и в ролях), в стеклянной упаковке или укупорке, в картонной или гофрированной упаковке;

в) следующие грузы внутренней отправки, независимо от рода упаковки: грузы огнеопасные, взрывчатые, едкие, ядовитые, ломкие, хрупкие (в том числе и стекло); жидкие; газы; краски — сухие и тертые; лабораторные и оптические приборы и инструменты; мануфактура и всякие другие текстильные изделия, а также сырье и полуфабрикаты для текстильной промышленности; пассажирский багаж.

20. В изъятие из ст. 19 временно, впредь до рационализации упаковки и введения рациональных приспособлений, заменяющих крюк, — допускается применение крючьев исключительно для поддерживания громоздких грузов внутренней отправки в жесткой таре при переноске их на спинных подушках.

V. Подъем грузов

21. При подъеме на высоту грузов до 80 кг (каждое место в отдельности) высота подъема для грузчика с грузом по наклонным сходням не должна превышать 3 м, считая по вертикали.

Заложение должно быть больше высоты подъема по крайней мере в три раза.

22. Если груз поднимается на высоту более 3 м или если вес поднимаемого груза превышает 80 кг, то необходимо или механизировать подъем, или установить надлежащее количество смен (выставок).

VI. Рабочее время

23. Кроме обеденного перерыва, грузчикам должны предоставляться специальные перерывы для отдыха, входящие в счет рабочего времени («залоги»).

Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего распорядка.

VII. Внутренний распорядок

25. На погрузочно-разгрузочных работах должны применяться впредь до их пересмотра Примерные правила внутреннего распорядка для погрузочно-разгрузочных и перевалочных работ, утвержденные НКТ СССР 30 сентября 1924 г. за N 416/467 («Известия НКТ СССР», 1924, N 39) с изменениями, вытекающими из настоящих Правил.

26. Курение разрешается только во время перерывов в работе и притом на местах, специально для этого отведенных.

Внутри пакгаузов и внутри судовых трюмов курение безусловно воспрещается.

VIII. Санитарные и медицинские требования

27. Грузчикам должны выдаваться спецодежда, предохранительные приспособления и прозодежда по нормам НКТ СССР.

28. В местах работы должна постоянно находиться остуженная прокипяченная вода для питья (в закрытых сосудах).

29. В местах постоянной работы должны находиться носилки и аптечка для оказания первой помощи пострадавшим.

IX. Специальные правила для погрузочно-разгрузочных

работ на транспорте

31. Для обеспечения безопасности работ должны применяться меры, указанные в прилагаемых Правилах (приложение 1).

32. Помещения для получения наряда, ожидания работы, приема пищи и отдыха — «ожидалки» должны устраиваться и оборудоваться в соответствии с прилагаемыми Правилами (приложение 2).

33. В зимнее время, если число грузчиков в самой большой суточной смене составляет не менее 25 чел., для обогревания должны устраиваться особые помещения — «теплушки», расположенные на расстоянии не более 100 м от места работы. Температура в теплушках должна быть не ниже 20 град. C.

При меньшей численности смен грузчикам должны предоставляться места для обогревания близ места работы (без устройства особых помещений).

34. На территории работ должно быть достаточное количество теплых уборных, чисто содержимых.

X. Заключительные положения

36. Настоящие Правила соответственно распространяются и на перевалочные работы.

37. Нарушения настоящих Правил преследуется в следующем порядке:

а) нарушения, которые содержат признаки преступлений, преследуемых в судебном порядке, преследуются по уголовным кодексам союзных республик;

б) прочие нарушения преследуются в административном порядке путем наложения штрафов в размере не свыше 100 р. по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 2 января 1929 г. о мероприятиях по борьбе с нарушениями законодательства о труде (Собр. Зак. СССР, 1929, N 4, ст. 31; «Известия НКТ СССР», 1929, N 7 — 8).

комиссара труда СССР

Член коллегии НКТ СССР

Судебная практика и законодательство — «Правила об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах» (утв. НКТ СССР 20.09.1931 N 254)

3.9.2. Труд портовых рабочих, докеров-механизаторов, крановщиков и других специалистов, осуществляющих перегрузочные работы в порту, должен быть организован в соответствии с требованиями «Правил об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах», «Правил о работе на открытом воздухе в холодное время года», «Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов», «Правил безопасности труда в портах и пристанях Минречфлота РСФСР».

Правила погрузочно разгрузочных работ 2019

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и складированию грузов допускаются работники не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:
— вводный инструктаж;
— вводный инструктаж по пожарной безопасности;
— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— обучение безопасным методам и приемам труда;
— проверку знаний требований охраны труда;
— обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно – ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;
— обучение по квалификации стропальщик грузоподъемных механизмов.
1.2. Работники должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 6 месяцев;
— стажировку от 2 до 14 смен;
— внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр.
1.3. Работники обязаны:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
— незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.
1.4. Работники должны:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;
— выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.
1.5. Работники должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.6. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться под руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное проведение работ, который определяет безопасные способы погрузки, разгрузки и транспортирования грузов и несёт ответственность за соблюдение правил безопасности при выполнении работ.
1.7. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования.
1.8. При использовании в работе грузоподъемных механизмов назначается приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.
1.9. Работники обязаны выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.
1.10. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:
— физические перегрузки;
— пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
— повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности материалов;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— обрушение грузов, тары.
1.11. На основании действующего на предприятии, утвержденного перечня выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работникам бесплатно выдаются установленные СИЗ. Все работы связанные с применением грузоподъемных механизмов должны выполняться в защитных касках во избежание травмирования работников.
1.12. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.
1.13. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
1.14. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

Это интересно:  Отпуск госслужащим по новым правилам

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.
2.2. После получения задания у руководителя работ персонал, занятый в проведении погрузочно – разгрузочных работах обязан:
— включить и отрегулировать местное освещение;
— проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
— проверить рабочее место, в том числе проходы и эвакуационные выходы на соответствие требованиям безопасности;
— удалить из зоны производства работ посторонних лиц;
— перед началом работы с грузоподъемными механизмами необходимо убедиться в их исправности и соответствии веса поднимаемого груза грузоподъемности оборудования, также необходимо проверить срок испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях наличие бирок, с указанием допустимой массы подымаемого груза.
2.3. Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований охраны труда:
— Отсутствие необходимых и исправных средств механизации;
— Наличие значительного уклона площадки проведения грузоподъемных работ;
— Загроможденность рабочей зоны;
— Недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов;
— Наличие помех (выступающих предметов, оголенных проводов и пр.) в зоне производства работ.
2.4. Для своевременной приемки и проведения погрузочно – разгрузочных работ грузов из мест складирования и хранения необходимо подготовить площадки, автотранспорт и средства разгрузки, в зимнее время необходимо проверить рабочие места на отсутствие наледей, снега. При необходимости засыпать наледь песком, обеспечить очистку площадки от мусора и снега.
2.5. Обо всех обнаруженных недостатках в работе персонал обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. В процессе работы персонал должен руководствоваться правилами эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.3. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования необученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается.
3.4. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должно производиться только лицом, за которым оно закреплено.
3.5. Все погрузочно – разгрузочные работы необходимо проводить в СИЗ, в том числе в рукавицах и касках, при работе с грузоподъемными механизмами.
3.6. При выполнении погрузочно – разгрузочных работ при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования безопасности:
— Переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты в чехлах, пеналах;
— Ставить стеклянную тару на устойчивые подставки;
— Не пользоваться тарой имеющей скоры, трещины и торчащие гвозди;
3.7. При производстве погрузочно-разгрузочных работ работникам запрещается находиться в зоне возможного смещения, падения или опрокидывания груза.
3.8. При переноске грузов работники должны выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь. Нельзя ходить по уложенным грузам, нагонять и перегонять впереди идущих работников.
3.9. При переноске длинномерных грузов в ручную работнику, идущему сзади необходимо держать дистанцию в 3 м от впереди идущего работника.
3.10. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) тяжёлые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.
3.11. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы необходимо на специально отведенных участках, площадках. Не следует проводить их на пути движения железнодорожного транспорта, автомашин, тракторов, а также в местах переходов и переездов.
3.12. Во время маневрирования железнодорожного состава, при подаче вагонов к месту разгрузки или погрузки, запрещается ездить на буферах, подножках головных автосцепок, переходить пути под вагонами, стоящими под погрузкой или выгрузкой.
3.13. При передвижении вагонов запрещается стоять на краю рампы, а также между рампой и движущимся вагоном.
3.14. Передвижение вагонов по фронту выгрузки с помощью простейших приспособлений (аншпуга и др.) допускается в исключительных случаях и только под непосредственным руководством ответственного лица.
3.15. При передвижении вагонов вручную рабочие должны находиться сбоку.
3.16. Железнодорожный транспорт (вагон, полувагон, платформа), поставленный под погрузку (разгрузку), должен быть надежно заторможен с помощью тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон.
3.17. Перед разгрузкой железнодорожного транспорта следует тщательно осмотреть состояние груза и при обнаружении неисправностей (перекоса, излома стоек, ненадежной увязки), не приступая к выгрузке, получить указания ответственного лица о способе разгрузки.
3.18. Перед разгрузкой вагона тщательно осмотреть состояние мостика и сходней для перехода из вагона. Они должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм, скреплены с нижней стороны металлическими или деревянными планками.
3.19. При погрузке и укладке в вагоны материалов и оборудования вблизи железнодорожных путей между грузами и ближайшими к ним рельсами должен быть оставлен свободный проход шириной не менее 2 м.
3.20. Разгружать вагоны вдоль железнодорожных путей разрешается только на отведенных для этого местах.
3.21. Выгружать груз на рельсовые пути и между путями, а также загромождать их какими бы то ни было предметами запрещается. Выгруженные материалы следует немедленно перемещать на место их хранения.
3.22. При выгрузке из специальных вагонов непосредственно на рельсовые пути грузы необходимо немедленно убирать и перевозить на места хранения.
3.23. Ручную загрузку и разгрузку вагонов, автомобилей и других транспортных средств производить только с рамп или специально оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с площадкой транспортных средств.
3.24. Во избежание ушиба грузом, который может выпасть из вагона при открывании и закрывании дверей, следует находиться на железнодорожном полотне правым боком к вагону и держаться только за дверные поручни, использовать специальные устройства для открывания дверей.
3.25. В случае загрузки листовых материалов на железнодорожные платформы с помощью погрузчика стоять вблизи платформы запрещается, так как при сбрасывании с вил погрузчика лист может соскользнуть и нанести травму.
3.26. При разгрузке вагонов разбирать груз следует уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или деталей.
3.27. Погрузку и разгрузку опасных и вредных грузов следует производить под руководством лица, ответственного за безопасность выполнения этих работ.
3.28. При разгрузке сыпучих грузов (зерна, солода, гравия, песка, цемента и др.) из полувагонов (вагонов) люки должны открываться специальными приспособлениями, исключающими нахождение рабочего под люком во время его открывания.
3.29. При погрузке и выгрузке извести, цемента, зерна, пестицидов, минеральных удобрений и других пылящих грузов рабочие должны быть обеспечены респираторами, противопылевыми очками и спецодеждой.
3.30. Погрузку и выгрузку сыпучих грузов (зерна, солода и др.), а также картофеля, сахарной свеклы из железнодорожных вагонов следует производить механизированным способом с помощью механических лопат, вагонопогрузчиков, пневмотранспортера и др. механизмов.
3.31. При отсутствии средств механизации погрузку (разгрузку) длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.п.) необходимо производить слегами с помощью лебедок и канатов. Находиться между слегами или в зоне движения груза грузчикам запрещается. Подъем, поправка или перекатка бревен должны осуществляться с помощью лаг.
3.32. Открывать борта автотранспортного средства, загруженного длинномерным штучным грузом, должны двое рабочих, находящихся сбоку от бортов.
3.33. Запрещается спрыгивать на землю с бортов и кузовов транспортных средств, для таких целей использовать лестницы и (или трапы).
3.34. Лесоматериалы и другие длинномерные штучные грузы из кузова транспортных средств выгружают по наклонной плоскости, образуемой слегами из бревен диаметром не менее 15 см. Число слег должно быть не менее одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним грузов и во всех случаях не менее двух. Концы слег, располагаемые в кузове транспортного средства, должны быть оборудованы крючьями.
3.35. Укладку длинномерных грузов производить только после окончания выгрузки их из транспортных средств.
3.36. Нельзя находиться в зоне, где материал периодически перемещается по наклонной плоскости.
3.37. При выгрузке длинномерных штучных грузов из вагонов и автотранспорта краном запрещается подтаскивать их крючком и заходить в зону штабеля, над которым перемещается груз. При опускании пачки бревен следует находиться от места укладки на расстоянии не менее 15 м.
3.38. После зацепки пачки из длинномерных штучных грузов крюком крана необходимо отойти в сторону, противоположную зоне ее перемещения, на расстояние не менее 15 м, а затем подать сигнал машинисту.
3.39. Строповка следующей пачки длинномерных грузов допускается после того, как поднимаемый груз отведен на расстояние не менее 15. 20 м от места строповки.
3.40. При одновременной укладке на автотранспортное средство длинномерных грузов различной длины более короткие необходимо располагать сверху.
3.41. Не допускается производить погрузку в автотранспорт длинномерных грузов, длина которых превышает длину кузова более чем на 2 м. Такие материалы должны перевозиться на прицепах-роспусках.
3.42. Транспортные средства, стоящие под погрузкой-разгрузкой, должны быть надёжно заторможены. Под задние колеса автомобиля подкладываются тормозные подкладки в виде клиньев.
3.43. При разгрузке и погрузке бочек и других грузов цилиндрической формы, если отсутствуют специальные механизмы, следует применять прочные канаты с крючками, а также тормозящие канаты с прочно закрепленными концами.
3.44. Высота груженого автотранспортного средства не должна превышать 4,0 м от поверхности дороги до высшей точки груза.
3.45. После погрузки длинномерных грузов на платформы автомобилей и прицепов следует прочно увязать их крепким исправным такелажем.
3.46. Разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) с применением прочих прокладок, предохраняющих нижний ряд от удара во время перевозки.
3.47. При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов со сжатым газом кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом.
3.48. Запрещается совместная погрузка сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов, воспламеняющихся жидкостей с безводной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом, поддерживающими горение веществами; ядовитыми веществами; азотной кислотой и сульфоазотными смесями.
3.49. Бочки, фляги, бутыли и т.п. с лакокрасочными материалами следует устанавливать в кузове автомобиля плотно, крышками и пробками вверх; в промежутки между грузами должны вставляться прочные деревянные прокладки и распорки.
3.50. С наступлением темноты при отсутствии достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы необходимо прекратить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕНОСКЕ ГРУЗОВ

4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:
для подростков мужского пола от 16 до 18 лет — 4 кг;
— для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг; постоянно в течение рабочей смены — 7 кг;
— для мужчин старше 18 лет — 50 кг.
Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).
4.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.
4.3. При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.
4.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.
4.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.
4.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.
4.7. При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.
4.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).
4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.
4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.
4.11. При перекатывании бочек, колес и т.п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

Это интересно:  Правила возврата электронного билета ржд

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ ГРУЗОВ

5.1. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки тяжелые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.
5.2. Укладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6. 1,0 м.
5.3. После укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т.д.).
5.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.
5.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т.д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.
5.6. Детали машин и орудий с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.
Бороны следует укладывать в штабеля зубьями внутрь, лемехи плугов — лезвиями внутрь или в ящичные поддоны.
5.7. В случае хранения в штабелях острых органов сельскохозяйственных машин (пружинных зубьев культиваторов, подборщиков и т.п.) остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.
5.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных грузов, узлов сельскохозяйственных машин необходимо использовать деревянные прокладки или стеллажи — подставки.
5.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.
5.10. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы.
5.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между ящиками зазоры по вертикали не менее 0,5 м.
5.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.
5.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.
5.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.
5.15. Не рекомендуется укладывать на верхний ярус стеллажей стеклянные бутыли, стекла и крупногабаритные грузы.
5.16. Погрузку тракторов в транспортные средства следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов — рамной траверсой.
5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 м на подштабельное основание толщиной не менее 35 см. Допускается высота штабелей более 2 м при условии, что ширина межштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.
5.18. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т.д.
5.19. При укладке металла в закрытых складах между торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7 м.
5.20. Для безопасного перемещения транспортных и погрузочных средств при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств (погрузчиков, тележек и т.д.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения — двойную ширину транспортного средства плюс 1,2 м.
5.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования безопасности:
— отходить на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению;
— направлять пакет крючком с рукояткой длиной не менее 1 м;
— снимать грузозахватные приспособления только после опускания их на штабель;
— стропы из-под пакета вытаскивать вручную.
5.22. Не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него.
5.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей крупного леса и пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30 м.
5.24. Необходимо прекратить укладку и разборку штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость не менее 50 м).
5.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время, в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.
5.26. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.
5.27. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.
5.28. При затаривании груза для отправки на дальние расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путем обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.
5.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить его исправность.
Укладывать детали в контейнер следует плотно, чтобы они не выпадали при открывании дверок. Нагрузка на пол контейнера должна распределяться равномерно.
5.30. Двери контейнера должны свободно закрываться, для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью оставлять свободное пространство от 3 до 5 см.
5.31. После окончания загрузки контейнера необходимо проверить плотность закрытия его дверей.
5.32. Во избежание травмирования ног из-за выпадения деталей при открывании дверок контейнеров следует находиться сбоку.
5.33. При формировании стеллажа из небольших контейнеров не допускается держать открытыми одновременно несколько дверок контейнера, так как это может привести к травме рабочих, обслуживающих стеллаж.
5.34. Перемещать контейнеры по складу можно только на специально приспособленных погрузчиках, при этом контейнеры следует устанавливать на подкладках.
5.35. В зоне работы крана-штабелера присутствовать посторонним лицам запрещается.
Не допускается присутствия рабочих и посторонних лиц в зоне работы, выхода стеллажных кранов-штабелеров из стеллажей и в зоне передаточных тележек.
5.36. В зоне действия кранов-штабелеров должны быть надписи, плакаты, предупреждающие рабочих об опасности нахождения в зоне работы машин.
5.37. При обслуживании крана-штабелера следует быть осторожным и внимательным. Надо помнить, что оператор крана-штабелера имеет ограниченную обзорность зон загрузки и разгрузки.
5.38. Транспортные средства, подаваемые в зону работы крана-штабелера, должны располагаться на специально обозначенной площадке.
5.39. Прежде чем транспортировать груз к крану-штабелеру, необходимо убедиться в том, что масса груза с учетом массы тары не превышает номинальную грузоподъемность крана-штабелера.
5.40. Запрещается находиться в зоне работы подвесного или щелевого транспортера.
5.41. С целью предотвращения раскатывания укладку труб следует производить горизонтальными рядами попеременно вдоль и поперек. Стальные и чугунные трубы больших диаметров с муфтами и раструбами следует укладывать на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом ряды труб необходимо укладывать раструбами в противоположные стороны.
5.42. Мотки катаной проволоки, поступающие на склад в связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6 м.
5.43. Горячекатанную и холоднонатяжную ленты в бухтах при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и устанавливать в штабеля высотой не более 2 м.
5.44. Оборудование, приборы, материалы при их хранении должны укладываться следующим образом:
— кирпич в пакетах на поддонах — не более чем в два яруса, в контейнерах — в один, без контейнеров — высотой не более 1,7 м;
— фундаментные блоки и блоки стен подвалов — в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках;
— стеновые балки — в штабель в два яруса на подкладках и прокладках;
— стеновые панели — в кассеты или пирамиды;
— панели перегородок — в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках или прокладках;
— блоки мусоропроводов — в штабель высотой не более 2,5 м;
— ригели и колонны — в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;
— плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы асбестоцементные и плиты асбестоцементные плоские) — в стопы высотой до 1 м;
— плиты асбестоцементные полые — в штабель до 15 рядов;
— черепицу (цементно-песчаную и глиняную) — в штабель высотой до 1 м, уложенную на ребро с прокладками;
— мелкосортный металл — в стеллаж высотой не более 1,5 м;
— санитарно-технические и вентиляционные блоки — в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;
— нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными секциями или в собранном виде — в штабель высотой не более 1 м;
— крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части — в один ряд на подкладках;
— битум — в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения;
— черные прокатные металлы (листовую сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовую сталь) — в штабель высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками;
— теплоизоляционные материалы — в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;
— трубы диаметром до 300 мм — в штабель высотой до 3 м на подкладках;
— трубы диаметром более 300 мм — в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок.
5.45. Перематывать и отматывать кабель и провод следует специальным отмоточным механизмом. Перед обрезкой кабеля от места разреза в ту или другую сторону до 15. 20 см его следует закрепить проволокой для исключения самопроизвольного раскручивания и нанесения травм.
5.46. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля в перевязку. Для устойчивости штабеля через каждые 2. 3 ряда ящиков следует прокладывать рейки и через каждые 5. 6 рядов мешков по высоте — доски.
5.47. При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабелей должна быть не более 10, высота не более 4 м.
5.48. Ящики с бутылочной, баночной продукцией должны укладываться в штабеля высотой не более 2 м, а при складировании на поддонах — до 3,5 м в два яруса.
5.49. Разборку штабелей необходимо производить только сверху и равномерно по всей длине.
5.50. Для безопасного перемещения грузоподъемных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков, тележек и т.п.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения — ширину транспорта плюс 1,5 м.
5.51. Бумагу в рулонах следует укладывать на высоту не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует фиксировать упорами.
5.52. Пылевидные материалы хранят в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные воронки должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках — заперты на замок.
5.53. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на площадках бочки, барабаны и бутыли следует устанавливать группами, не более 100 шт. в каждой, с разрывами между группами не менее 1 м.
Бутыли должны быть защищены оплеткой, корзинами, деревянными обрешетками и т.п.
5.54. Хранение спецодежды, текстильных материалов и обуви вместе с кислотами и щелочами и горючими материалами не допускается.
5.55. При поступлении на склад спецодежды в большом количестве кипы и связки ее на плоских специальных или сетчатых поддонах необходимо укладывать в ячейки стеллажей или штабелем. Спецодежду, поступающую на склад в небольшом количестве, в мелких упаковках или поштучно, следует укладывать в ячейки стеллажа.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПАКОВКЕ И РАСПАКОВКЕ ТАРЫ, УКЛАДКЕ ГРУЗОВ НА ПОДДОНЫ

6.1. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров, клещей и др.).
6.2. Концы металлической обивки после вскрытия ящиков необходимо загибать вниз.
6.3. Доски от разобранных деревянных ящиков и других видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и гвоздей.
6.4. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обручей необходимо пользоваться специальной набойкой и молотком. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх), нужно освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.
6.5. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробу ударами молотка не следует. Пустые и заполненные бочки нельзя бросать и ударять одну о другую.
6.6. Захламлять территорию склада пустой тарой запрещается. Эту тару необходимо отправлять на хранение на специально отведенные для этой цели площадки.
6.7. Загрязненные поддоны следует мыть в специально оборудованных местах.
6.8. Загрузка ящичных поддонов должна быть произведена так, чтобы детали находились ниже верхней кромки поддона на 5. 10 см.
6.9. При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах необходимо соблюдать следующие условия:
— с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза должен распределяться симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона;
— верхняя плоскость пакета должна быть ровной;
— груз на поддоне не должен выступать за его края более чем на 59 мм;
— вес пакета не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;
— груз допускается укладывать в пакет только в исправной таре.

Это интересно:  Правовой режим ценных бумаг

7. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

7.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
7.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
7.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.
7.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
7.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.
7.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.
7.7. При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.
При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

8.1. По окончании работы токарь обязан:
— выключить используемое оборудование, убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;
— произвести смазку необходимых узлов станка;
— сделать запись в Журнале технического состояния оборудования обо всех неполадках в работе;
— сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;
— снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;
— вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ;
— покинуть территорию.

Утверждены «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 642н от 17.09.2014 г. утверждены «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
На момент написания статьи «Правила…» не вступили в силу. Обращаем внимание, что Приказ не отменяет «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98)» (утв. Постановлением Минтрудасоцразвития № 16 от 20.03.1998 г.). Рекомендуем использовать применимые положения и требования обоих документов, с учетом того, что для новых «Правил…» имеется четкое указание об обязательности выполнения всеми работодателями, и что новыми «Правилами…» устанавливаются государственные требования по охране труда в данной сфере деятельности (в старых правилах указывалось только «минимальные требования», сами правила нередко ссылались на ныне недействующие документы). Новые «Правила…» зарегистрированы Минюстом и таким образом, в отличие от «старых», действительно носят характер нормативного документа).
На основании вновь вводимых «Правил…» Работодателем разрабатываются инструкции по охране труда , которые утверждаются с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзов).

Некоторые ключевые моменты «Правил…»

К выполнению работ допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обученные по охране труда. Если применяются машины – к работам допускаются работники с соответствующим удостоверением на право производства работ.
С практической точки зрения это означает, что ни грузчиком, ни кладовщиком не могут быть лица моложе 18 лет, даже если нормы поднятия тяжестей соблюдаются и не превышают установленных норм. Более того, ни одна должность, на которой работают работники моложе 18 лет, не может иметь в своей должностной инструкции (ином документе касательно трудовой функции и обязанностей) виды работ, относящиеся к погрузочно-разгрузочным и размещению грузов.
В основном «Правила…» приводят требования к работам с использованием грузоподъемных машин (далее – ГПМ), требования к грузозахватным приспособлениям (стропы, кольца, петли).
Рекомендуем ознакомиться также с «

  • Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения ».
    Не допускается применять неисправные грузоподъемные машины и механизмы, крюки, съемные грузозахватные приспособления, тележки, носилки, слеги, покаты, ломы, кирки, лопаты, багры.
    Не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли), у которых:
    1) имеются трещины;
    2) отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;
    3) деформированы коуши;
    4) имеются трещины на опрессовочных втулках;
    5) имеются смещения каната в заплетке или втулках;
    6) повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
    7) крюки не имеют предохранительных замков.
    На практике это означает, что строп должен быть выбракован и выведен из эксплуатации при наличии любого из данных дефектов.
    Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных машин следует выполнять по технологическим картам, проектам производства работ в соответствии с требованиями
  • федеральных норм и правил в области промышленной безопасности . Строго говоря, учитывая требования обоих документов – если нет технологической карты (или ППР), работы следует остановить. Аналогичное требование указано касательно схем строповки (что очевидно – технологическая карта должна указывать места строповки, либо иметь схему).
    Перемещая груз на специальных тележках необходимо соблюдать следующие требования (приведены выборочно): груз на платформе тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении; скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не превышает 5 км/ч; прилагаемое работником усилие не превышает 15 кг; при перемещении груза по наклонному полу вниз работник находится сзади тележки. Перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.
    «Правилами…» устанавливаются нормы разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг. Отметим, что для женщин в ряде типовых инструкций по ОТ и других документах есть и нормы до 7 кг (до 10 кг. — при чередовании с другой работой). Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования. Перемещать вручную груз массой до 80 кг разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м; в остальных случаях применяются тележки, вагонетки, тали. Перемещать вручную груз массой более 80 кг одному работнику запрещается. Поднимать или снимать груз массой более 50 кг необходимо вдвоем. Груз массой более 50 кг поднимается на спину или снимается со спины работника другими работниками. Если груз перемещается вручную группой работников, каждый идет в ногу со всеми. Перемещение длинномерных грузов вручную производится работниками на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде работника, ответственного за безопасное производство работ. При перемещении груза на носилках оба работника идут в ногу, команду для опускания груза, переносимого на носилках, подает работник, идущий сзади. Перемещение груза на носилках допускается на расстояние не более 50 м по горизонтали.
    «Правилами…» устанавливаются требования к складированию грузов, в т.ч. нефтепродуктов в таре, иных специфичных материалов. Требованиям охраны труда при работе с опасными грузами посвящен целый раздел «Правил…».
    © Область на островах

    Новые Правила для погрузочно-разгрузочных работ

    С 18 февраля 2018 г. вступили в силу новые Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 N 12 (далее – Правила) . Они обязательны для работодателей всех форм собственности и действуют в отношении лиц, с которыми заключены как трудовые, так и гражданско-правовые договоры.

    Введены значения терминов

    В Правилах используются понятия и их определения в значениях, установленных Законом об охране труда. Кроме того, даны определения ряда применяемых терминов, значения которых отсутствуют в вышеназванном Законе. В частности:

    — инструментов и приспособлений. К ним относятся: гвоздодер, молоток, лопата, кувалда, багор, штанга специальная, слеги (покаты), носилки, иные инструмент и приспособления, применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

    — погрузочно-разгрузочных работ. Это комплекс мер, направленных на поднятие материальных ценностей и иных грузов (далее – грузы) с целью их погрузки, разгрузки (выгрузки) как вручную, так и при помощи подъемно-транспортного оборудования, средств механизации и приспособлений для грузоподъемных операций, перемещение, транспортирование и складирование грузов;

    — подъемно-транспортного оборудования. Под ним понимаются грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом и краны-манипуляторы, грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, электрическая таль, вилочные автопогрузчики общего назначения, электропогрузчики и иные погрузчики, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ, электроштабелеры.

    Исключены дублирующие нормы

    В целом объем новых Правил меньше предыдущих. Этому поспособствовало исключение ряда норм, содержащихся в иных актах законодательства .

    Например, теперь в Правилах отсутствуют предельные нормы подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет. Вместе с тем они, как и прежде, закреплены в постановлении Минздрава от 13.10.2010 N 134. В Правилах дана отсылка к вышеназванному постановлению . Соответственно, работодатели при организации проведения погрузочно-разгрузочных работ несовершеннолетними лицами по-прежнему должны руководствоваться установленными ограничениями.

    Исключен ряд специальных требований к работам:

    — с различными видами грузов (сыпучими, порошкообразными материалами, лесо- и пиломатериалами и др.);

    — с применением того или иного вида транспорта (авиационного, речного и др.).

    Отметим, что ранее эти требования содержались в различных главах Межотраслевых правил от 12.12.2005 N 173. Всего было 18 глав.

    Теперь Правила охватывают общие требования, а специальные предусматриваются в иных нормативных правовых актах, к которым в Правилах даны отсылки. Соответственно, изменилась и структура Правил. Количество глав сократилось до 8. Они подразделяются в зависимости от вида выполняемых работ. В частности, в отдельные главы собраны общие требования по погрузке и разгрузке, а также складированию грузов. Ранее они содержались в разных главах в зависимости от того, разгрузочно-погрузочные работы с каким грузом и с применением какого транспорта производились.

    Скорректированы обязанности лица, ответственного за безопасность проведения работ

    Как и прежде, наниматель обязан назначить лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ .

    На заметку
    Под нанимателем понимается юридическое или физическое лицо, которое заключило с работником трудовой договор .
    Работодателем является юридическое или физическое лицо, которое заключило с работником (работающим) трудовой или гражданско-правовой договор .

    При этом перечень обязанностей ответственного лица претерпел изменения. Так, он дополнен обязанностью выбирать безопасные способы погрузки, разгрузки грузов .

    Выбор способов проведения погрузочно-разгрузочных работ должен быть направлен на предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работающих. Это достигается путем :

    — механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

    — применения подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, отвечающих требованиям безопасности;

    — применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием, средств механизации;

    — правильного размещения и укладки грузов в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ и в транспортные средства;

    — соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

    Перечень обязанностей ответственного лица стал открытым. Помимо мероприятий по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренных Правилами, он обязан выполнять и те, которые включены в иные нормативные правовые акты .

    Обратите внимание!
    С 17 февраля 2018 г. действует новая Типовая инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ. Подробней см. комментарий.

    «

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий