+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим использования и охраны вод

Реферат Юст.docx

Люди должны согласовывать свое поведение с требованиями познанных объективных законов природы и подчиняться им, потому что правильное применение познанных объективных законов природы заключается: во-первых, в понимании сущности тех требований, которые вытекают из этих законов и диктуют людям определенные варианты поведения по отношению к окружающей природе, и во-вторых, в практическом осуществлении этих требований в процессе управления поведением конкретных лиц, народов.

Требования объективных законов природы, диктующие людям определенные варианты поведения в отношении окружающей среды, именуются экологическими требованиями, а поведение людей экологически правильным поведением.

Право, будучи эффективным регулятором общественных отношений и регулируя через них непосредственное поведение субъектов общества, способно во взаимодействии с другими средствами управления обществом обеспечить такое поведение. Установлением обязательных юридических требований, принципов, норм, предписаний, возложений обязанностей совершить конкретные действия или воздержаться от них в определенных условиях, путем представления соответствующих прав и полномочий, посредством запретов и дозволений право может создать такой режим деятельности общества, при котором будет гарантировано его экономическое благополучие в каждый данный исторический период в перспективе.

Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Что касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественнонаучными, техническими, экономическими средствами.

В области взаимодействия общества и природы функции права проявляются: в законодательном закреплении объектов природы, подлежащих охране и использованию, в определении прав и обязанностей природопользователей и закреплении разрешительных мер по использованию ее богатств.

Совокупность правовых средств составляет правовую охрану вод. Цели правовой охраны вод и вытекающие из них основные положения, установленные ст.ст.3,5 Водного Кодекса РФ, где говорится, что водное обеспечение в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепления законности в области водных отношений регулируется настоящими Основами, издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства.

По своему содержанию правовая охрана вод представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:

1) установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

2) проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;

3) осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;

4) применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод.

II. Правовое регулирование водопользования.

2.1. Общая характеристика права водопользования.

Но не все случаи пользования водой юридически признаются водопользованием. Это зависит от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой.

Водопользованием признается пользование водами (водными объектами), состоящими в собственности государства. При этом понятие воды» рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых поддается целенаправленному регулированию.

Разграничение водопользования и пользования водой, которое водопользованием не признается, обусловлено установлением четкой грани между природными запасами воды и добытой водой, отделенной от природной среды. В большинстве случаев такой гранью служит момент отделения трудом людей некоторой массы вещества воды от ее природных запасов.

Так, например, управление городского водопровода, когда оно «как юридическое лицо» при помощи своих водопроводных сооружений добывает воду из реки или другого источника, осуществляет водопользование, а предприятия, учреждения, организации или граждане, получающие воду из водопровода, не осуществляют водопользование и являются только стороной в гражданско-правовых отношениях с управлением городского водопровода, т.е. с покупателями воды.

Момент добычи воды не всегда проявляется ярко и отчетливо. На практике возникают сложные отношения по поводу использования воды, характе -ризующиеся такой совокупностью признаков, при которых явно проявляется относительность этого критерия, например, при эксплуатации оросительных систем, где подача воды комбинированная по открытому и напорному водопроводу.

Как известно, воздействие людей на природу проявляется, главным образом, в труде. В процессе труда определенная часть материи внешнего мира отрывается от природной среды, изменяет свои первоначальные формы, оказывается в какой-то степени изолированной от стихийно действующих сил. Она представляет собой переработанный трудом материал, по выражению К.Маркса «соединение вещества природы с человеческим трудом».

Не все предметы труда людей становятся общественными вещами, так как не отделяются от природной среды. Труд людей может быть направлен на видоизменение предметов природы, на преобразование природных условий, и тогда результатом труда являются искусственно созданные природные объекты, например, водохранилища. Не смотря на то, что их водный режим в некоторой степени управляется людьми, они в значительной степени находятся под воздействием стихийных сил природы «осадков, поверхностного и подземного водного стока».

Отсюда следует, что основным базисным критерием разграничения природы и социальных вещей является отделение, отрыв трудом людей определенной части материи от природной среды. Он же лежит и в основе установления грани между природными водными объектами и товарно- материальными запасами воды, имеющими стоимостную оценку.

Это интересно:  Как правильно написать пожалуйста или пожалуйста

В сложных случаях, беря за основу базисный критерий, следует вводить дополнительные критерии с учетом всех реально существующих условий и принимать в какой-то мере формальные решения, закрепленные в законе, и став обязательными, они способствовали бы устранению неопределенности в практической деятельности. В этом проявляется творческая роль права, не копирующего, не отражающего механически коренные жизненные связи и ситуации, а вносит организующее начало, закрепляя в своих нормах осознанные, продуманные решения, отвечающие интересам нашего общества.

Правовая характеристика понятия «водопользование» требует рассмотрения вопроса о

том, являются ли водопользованием добыча полезных ископаемых со дна водоемов, прокладка и эксплуатация трубопроводов, линий связи, электропередач и других коммуникаций.

Очевидно, что такие действия оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, затрагивают условия водопользования для тех или иных нужд, которое осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или истощения водоемов, а потому нуждаются в правовом регулировании с точки зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании природных запасов воды. Но водопользование часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим фактором. Поэтому отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание водопользования, землепользования, пользования недрами или другими водными объектами. В связи с существенным влиянием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.

Наряду с указанными видами работ на практике широко распространено пользование водными объектами как эстетическими средствами — отдых у моря и т.д. Такие действия не считаются водопользованием, так как не оказывают воздействия на состояние водных объектов и не затрагивают условий водопользования других объектов.

Однако постепенно, по мере того, как усиливается влияние тех или иных действий на состояние водоемов и условия пользования ими, эти действия в правовом отношении признаются водопользованием. Таковы купание людей в водоемах, простейший водозабор для бытовых нужд, водопой скота, плавание на лодках и т.п. Все это уже водопользование, которое, правда, не нуждается еще в подробной законодательной регламентации, но занимает определенное место среди других видов водопользования.

На основании изложенного, можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:

1) использование природных запасов воды, состоящих в собственности государства;

2) использование самого вещества воды, а также поверхности водоемов или водной среды для удовлетворения дозволенных законом нужд и потребностей;

3) использование таким способом, при котором происходит какое-либо воздействие на состояние водных объектов, либо затрагиваются условия водопользования других объектов.

2.1.2. Понятие «права водопользования».

Согласно, Водного законодательства Российской Федерации воды являются собственностью государства и предоставляются только в пользование. Следовательно, любое использование вод в нашей стране осуществляется только при сохранении за государством права собственности на них. Использование вод не может осуществляться ни путем передачи их в собственность граждан, общественных организаций или иностранных субъектов, ни путем передачи вод в оперативное управление государственным предприятиям, организациям или учреждениям. Все субъекты права кроме государства могут владеть водами только на правах пользователей.

Воды — это совокупность физико-географических водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных водоемов и водных источников, подземных вод, ледников, морей и т.д., которые составляют единый государственный водный фонд. Именно эти водные объекты, заключающие в себе определенную часть природных запасов воды, состоят в собственности государства.

Право пользования водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными организациями или гражданами или уста -новление права оперативного управления, строго регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

Так, можно, например, добыть воду из реки или иного источника. Вода при этом может оказаться собственностью лица или организации, но река или какой-либо источник останется в собственности государства. Можно также вложить труд и средства в реконструкцию или создание водного объекта, но этот объект не будет и не может быть собственностью отдельных лиц или организаций. Он будет принадлежать только государству.

Важно отметить, что передача вод в оперативное управление хозяйствующих субъектов недопустима, так как право оперативного управления заключает в себе возможность отчуждения вод и передачу водных объектов в оперативное управление государственным организациям, что было бы сопряжено с правом этих организаций распоряжаться водными объектами в гражданско- правовом смысле, т.е. вплоть до перехода права собственности к иным субъектам. Законодательство Российской Федерации не допускает передачи водных объектов в оперативное управление государственных организаций. Поэтому социальная потребность правового регулирования отношений, складывающихся в связи с использованием водных объектов удовлетворяется при помощи права пользования. В отношениях по использованию вод право водопользования выступает как правовой титул, юридическое основание, показывающее правомерность пользования водным объектом со стороны того или иного предприятия, учреждения или лица.

Это интересно:  Правовые основы судебно экспертной деятельности

Право водопользования регулирует прежде всего отношение между государством как субъектом права государственной собственности на воды и отдельными предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, пользующимися водами. Это право опосредствует отношения между различными водопользователями с одной стороны и всеми другими водопользователями и собственниками вод — с другой.

По водному законодательству Российской Федерации пользование водами возможно лишь при наличии полученного от компетентных государственных органов разрешения, согласия, за исключением случаев, когда отдельные виды пользования возможны без разрешения в силу общего государственного дозволения, выраженного непосредственно в законе.

LawResponse

Правовой режим использования и охраны вод

Воды — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природной среды — гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, водохранилищах, каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове — и входящий в состав водного фонда.

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связаны расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы данной контрольной работы.

Цель работы – рассмотреть правовой режим использования и охраны вод.

Задачи данной работы: рассмотреть государственное управление в области использования и охраны вод; рассмотреть право водопользования; изучить правовую охрану вод.

Выполнение данных задач позволит более полно рассмотреть выбранную тему, что поможет не только овладеть теоретическим материалом, но и использовать приобретенные знания на практике.

Прочитав и исследовав труды ученых на эту тему, законы, нормативно-правовые акты, материалы конференций, можно прийти к выводу: много людей интересуется вопросом правового режима использования и охраны вод, предлагают варианты совершенствования законодательства в данной области, используя при этом не общие фразы, а конкретные факты.

Цели и задачи исследования обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, изучение, оценка, синтез и так далее.

Автором настоящей контрольной работы исследованы и проанализированы нормативные правовые акты по состоянию на 01.12.2009 года, а также различные литературные источники.

Тема № 12 Правовой режим использования и охраны вод в Украине

1. Водный фонд Украины.

2. Право водопользования и его виды.

4. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.

1.Вода является природной и незаменимой жизнеобеспечивающих процессов для людей, животного и растительного мира, экономического развития и социальное благополучие его членов. Все виды водных объектов являются национальным достояниям народа Украины.

Все водные объекты на территории Украины составляют ее водный фонд, в состав которого входят:

1) Поверхностные воды: природные водоемы (водохранилища, ставки, озера, моря, водохранилища);

2) Подземные воды и источники;

3) Внутренние морские воды и территориальное море.

К водным объектам общегосударственного значения относятся:

1) Внутренние морские воды и территориальное море.

2) Подземные воды, которые являются источником централизованного водоснабжения.

3) Поверхностные водоемы, которые находятся и используются на территории более одной области, а также их притоки всех порядков.

4) Водные объекты в пределах территории природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные к категории лечебных.

К водным объектам местного значения относятся:

1) Поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и которые не относятся к водным объектам общегосударственного значения.

2) подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения.

2. Использование вод в Украине осуществляется с целью удовлетворения питьевых промышленных, жилищных, оздоровительных, курортных и государственных общественных потребностей.

Общие водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами, без предоставления соответствующих разрешений.

Специальные водопользование – это воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств и сброс в них возвратных вод.

Кроме общего и специального водопользования в соответствии с целью использования различают такие его виды:

1) Водопользование для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения.(ст.58-61ВК)

2) Водопользование и пользование водными объектами для лечебных курортных и оздоровительных целей.(ст.62-64ВК)

3) Водопользование водными объектами для нужд экономики.

3. В соответствии со ст.95 ВК все воды подлежат охране от загрязнения, засорения, исчерпания и иных действий которые могут ухудшить условия водоснабжения, причинять вред здоровью людей и т.д.

С целью обеспечения охраны вод могут использоваться разные правовые нормы, основными из которых являются:

1) Законодательное закрепление компетенций государственных органов в области управления и контроля за использованием и охраной вод, воспроизводством водных ресурсов (ст.18-23 ВК)

2) Государственный учет вод (ст.24-28 ВК).

3) Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод (ст.24-28ВК)

Это интересно:  Рефинансирование кредита по паспорту без справок

4) Стандартизация и нормирование (ст33-41)

5) Запрещение ввода в действие предприятий, сооружений и др. объектов, влияющих на состояние вод.

На территории водоохранных зон запрещается:

1) Использование стойких и сильнодействующих пестицидов.

2) Устройство кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации.

3) Сброс неочищенных сточных вод, используя рельеф местности, а также в ручейки.

4. Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины (ст.110 ВК).

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться должностные лица предприятий, учреждений и организаций, за незначительные нарушения водного законодательства. Виды дисциплинарных взысканий предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка.

Ответственность за административные правонарушения применяется к правонарушителям водного законодательства, должностным лицам специально уполномоченных государственных органов управления и охраны водного фонда в рамках их компетенции.

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении ущерба, причиненного нарушением водного законодательства. Этот вид ответственности наступает на основании норм ущерба, причиненного нарушением водного законодательства.

Уголовная ответственность за нарушение водного законодательства наступает на основании:

— ст.242- за засорение и загрязнение водных объектов, если это создает опасность для жизни и здоровья граждан или для окружающей природной среды ( штраф от 100 до 200 нмдг., или до 5 лет занимать определенный пост или лишение свободы.)

8.7. Правовой режим использования и охраны вод

Воды или водные ресурсы – это, прежде всего, природный объект, а потом уже ресурс, используемый в самых разных целях.

Для понимания сути охраны и использования водных богатств необходимо познакомиться с водными ресурсами как объектом водных отношений. Воды, как сказано в преамбуле Водного кодекса, являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Воды являются основой жизни и деятельности людей. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие народов России, а также существование животного и растительного мира.

Крайне важно, что в Водном кодексе содержится исчерпывающий понятийный и категориальный аппарат, чего в прежнем кодексе и другом законодательстве и в помине не было (ст. 1 Кодекса).

Объектами водных отношений являются поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты. К водным объектам относятся также ледники и снежники.

Водные объекты являются собственностью государства. Однако замкнутые водоемы на участках земли, являющихся собственностью физических или юридических лиц, могут находиться в их собственности.

Участниками водных отношений могут быть как физические, так и юридические лица.

Основанием приобретения прав пользования водными объектами могут быть лицензии и договоры, заключаемые водопользователем с компетентными органами государства. В водных отношениях лицензия играет очень большую роль. Есть так называемая распорядительная лицензия. Она является основанием приобретения права пользования водным объектом при переходе от одного лица к другому. В лицензиях на право водопользования указываются сведения о водном объекте, о водопользователе, о водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, на границы водного объекта, сведения о лимитах водопользования, сроках действия лицензии и т.д. Аналогичные атрибуты содержатся в лицензиях, выдаваемых другим природопользователям.

Кроме лицензии, законодатель требует заключения договора водопользователя с компетентным органом государства. В договоре конкретизируется содержание лицензии.

Прекращение права пользования водным объектом предусмотрено в ст. 60 Водного кодекса РФ.

Если говорить об охране вод, то она сводится к борьбе с загрязнением, засорением и истощением вод. Это главные направления в области обеспечения рационального использования вод.

Чтобы не загрязнять водную среду, нужны очистные сооружения, и хотя они дорого стоят, при их правильной эксплуатации возможен хороший экологический и экономический эффект. Конечно, целесообразнее было бы переходить на замкнутое водоснабжение или, например, на воздушное охлаждение производственных процессов, но пока такие возможности используются недостаточно.

Борьба с засорением – это недопущение, например, засорения водной среды продуктами лесосплава или другими взвешенными веществами. У нас в России в этом смысле многое уже сделано. Так, на сотнях рек запрещен молевой сплав древесины, что в значительной мере оздоровило экологическую обстановку.

Истощение водных ресурсов происходит в результате их загрязнения или засорения или неправильного использования водных ресурсов. Нередко встречались случаи, когда, например, два хозяйства одинакового профиля используют воды совершенно по-разному. Одно хозяйство тратит на единицу продукции 50 тонн воды, а другое – чуть ли не в 2-3 раза больше. Установленные в настоящее время лимиты водопользования будут способствовать предупреждению нарушений водного законодательства.

За нарушения водного законодательства может наступить административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность предусмотрена ст. ст. 55, 56.3, 57. Уголовная ответственность наступает по ст. 250 (загрязнение вод) и по ст. 252 (загрязнение морской среды).

Гражданско-правовая ответственность применяется в случаях, например, загрязнения водной среды нефтепродуктами. Размер вреда определяется по специальной методике.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawresponse.ru, mylektsii.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector