Правовой режим особо охраняемых природных объектов

Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Правовое регулирование данных объектов осуществляется в соответствии с федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

План практического занятия

1. Понятие, цели создания и виды особо охраняемых природных территорий и объектов.

2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах.

3. Правовой режим государственных природных заповедников.

4. Правовой режим национальных и природных парков.

5. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.

6. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ приняло решение об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения «Чудное», не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. На 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила летом 2012 года в Санкт-Петербурге, ставился вопрос о переводе «Девственных лесов Коми» объекта в позорный список «Всемирное наследие под угрозой». Однако России, председательствовавшей в Комитете, удалось этого избежать. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО и ранее неоднократно заявлял о том, что недопустимо изымать земли парка и вести золотодобычу в границах объекта всемирного природного наследия и что это является основанием для перевода объекта всемирного наследия в список «всемирное наследие под угрозой».

После неоднократных обращений в надзорные органы с требованием остановить незаконную деятельность по разведке и добыче золота на территории национального парка «Югыд ва» и восстановить целостность национального парка, представители Гринпис России обратились в Генеральную прокуратуру РФ с требованием признать незаконным решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Генеральная прокуратура признала незаконным решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Как следует из полученного Гринпис ответа из Генеральной прокуратуры, надзорный орган признал незаконным решение Минприроды об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель для золотодобычи. Кроме того, было установлено, что деятельность компании ЗАО «Голд минералс» осуществляется с нарушениями действующего законодательства: ЗАО «Голд Минералс» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без проекта предельно-допустимых выбросов и соответствующего разрешения. При наличии склада горюче-смазочных материалов объемом 125 куб. метров у предприятия отсутствовал план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории месторождения «Чудное».

Является ли признание Генеральной прокуратурой незаконным решения Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» основанием для прекращения всех работ и восстановления первоначальных границ парка? Каким образом можно восстановить первоначальные границы парка?

2. Пятеро мужчин, двое из которых на момент совершения преступления являлись должностными лицами одного из контролирующих органов Республики Коми, под видом мероприятий по охране водных объектов рыбохозяйственного значения въехали на территорию национального парка «Югыд ва» и выловили на охраняемой территории 449 особей хариуса, относящегося к ценным видам рыб. Однако были остановлены представителями парка, которые совместно с сотрудниками ОВД по г. Вуктылу проводили мероприятия по государственному контролю, охране природных комплексов животного мира и рыбных запасов на реке Щугор Вуктыльского района.

Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством в данном случае?

3. Минрегионразвития РФ подготовил проект закона об Арктической зоне, в которую в том числе вошел весь Ямал и один город от Республики Коми – Воркута. Проект опубликован на официальном сайте министерства, которое станет главным координатором и уполномоченным федеральным органом в области развития Арктики. В проекте перечисляются основные пункты по развитию Арктики: создание благоприятного инвестиционного климата, реализация жилищной политики, обеспечение реальной доступности услуг здравоохранения и образования и решение экологических проблем региона и т.д. Для реализации этих целей предусмотрена государственная программа развития Арктической зоны, которая будет утверждаться президентом России сроком на восемь лет. Отдельные пункты относятся к реформе транспортной системы.

Объясните, почему в законопроекте введен запрет на полеты на малых высотах над заповедниками, заказниками, другими особо охраняемыми территориями, местами постоянного скопления животных и над путями их миграции, а также запрет на использование для передвижения по тундре и лесотундре за пределами дорог механизированного транспорта?

4. Т. на территории государственного природного зоологического заказника «Верховье Матырского водохранилища» произвел незаконную добычу 25 раков. Раки с частичными механическими повреждениями возвращены в среду обитания.

Какие нормы права нарушены в данном случае? Рассчитайте размер ущерба, причиненный данным правонарушением.

5. В юридическую клинику ГАОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления» обратился гражданин Петров, который сообщил следующее. Посещая знаменитый национальный парк Республики Коми «Югыд ва» летом 2011 года в качестве туриста, он столкнулся с тем, что пребывание на территории парка платное. Как объяснили Петрову, приказом директора ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» от 09.01.2011г. № 3 «Об утверждении услуг на 2011 год», согласованным с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, определен Перечень платных услуг, предоставляемых Учреждением, и цены на платные услуги на 2011 год. В число услуг, оказываемых посетителям парка, включены услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря стоимостью 500 рублей с человека в день. Плата непосредственно за посещение Национального парка с граждан не взимается. Виды платных услуг установлены на основании положения о ФГБУ НП «Югыд ва», их стоимость рассчитана, исходя из калькуляции затрат на оказание этих услуг. На территории парка бесплатные стоянки для организации палаточных лагерей не предусмотрены. Парк оказывает услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря, которые оборудованы кострищем, навесом от дождя или беседкой, мусоросборником, спуском к воде, где это необходимо, в соответствии с имеющимися маршрутами. В Уставе ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (п. 23) предусмотрено, что для достижения поставленных целей Учреждение вправе осуществлять приносящие доход виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ и Уставу. К ним, в частности, отнесены: реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек).

Однако, по мнению Петрова, плата за посещение национального парка с граждан не должна взиматься.

Прав ли Петров? Составьте проект разъяснения по данному вопросу.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133.

Это интересно:  Лицензия на право пользования недрами

3. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.

4. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, N 9, ст. 713

5. Постановление Правительства РФ от 24.12.2012 N 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения» (вместе с «Положением о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения») // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 7946.

6. Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам» // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3972.

7. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 16.01.2012, N 3, ст. 452.

8. Постановление Правительства РК от 04.10.2010 N 330 (ред. от 20.12.2011) «Об утверждении Порядка определения особо охраняемых природных территорий местного значения» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 08.10.2010, N 38, ст. 876.

9. Анисимов А.П., Доржи-Горяева Э.В., Чикильдина А.Ю. Современный взгляд на проблемы и перспективы землепользования в границах особо охраняемых природных территорий // Юрист. 2012. N 15. С. 24 – 29.

10. Иванова Е.Н. Значение государственного кадастрового учета особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. 2011. N 6. С. 28 – 30.

11. Изъюров Е.Ю., Огродовая Л.Я. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»: опыт применения в Республике Коми // Экологическое право. 2011. N 4. С. 21 – 26.

12. Баскакова С.И., Лихачева Е.Ю. О законодательном регулировании особо охраняемых природных территорий // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 50 – 53.

13. Боголюбов С.А., Журавлева Л.В. Организация использования отдельно взятого объекта особо охраняемых природных территорий // Право и экономика. 2010. N 10. С. 40 – 43.

14. Галиновская Е.А. О правовых основах образования системы особо охраняемых природных территорий в России // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 28 – 34.

15. Калинина Л.Е. Публичный и частный интерес пляжей // Право и экономика. 2012. N 12. С. 66 – 69.

16. Золотова О.А. Правовой режим земель охранных зон природных объектов и комплексов // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 68 – 78.

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Общественные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного мира, их генетического фонда, а также с целью изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния.

Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектах РФ.

Имущественные отношения в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников, а также других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме общих положений ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрены правовые национальных парков, природных парков, памятников природы, особо охраняемых природных территорий, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно—оздоровительных местностей и курортов.

Введены следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью. Они находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий

1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях

1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий

2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников

2.2 Правовой режим национальных и природных парков

2.3 Правовой режим государственных природных заказников

2.4 Правовой режим памятников природы

2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов

2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Библиографический список литературы

Введение

Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Однако я считаю, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.

Объектом исследования является правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Предметом исследования выступают природоресурсные и экологические правоотношения.

Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть категории и виды особо охраняемых природных территорий.

2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых природных территориях.

3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Новизна работы заключается в том, что в юридической литературе недостаточно исследован правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список литературы.

1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий

1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных

территориях

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория[1] .

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемых природных территорий.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О животном мире”.

К правовым актам, регулирующим на федеральном уровне вопросы, связанные с особо охраняемых природных территорий, также относятся:

— федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;

— утвержденные постановлением Правительства РФ Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г.,

— утвержденное приказом Минприроды Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.

Во исполнение федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения[2] .

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве.

1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых

природных территорий

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.

Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты [3] .

Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.

Это интересно:  Как подать заявку на права через госуслуги

Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» [4] . Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы[5] .

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и

объектов

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников

Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

ГЛАВА 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

11.1. Понятие, виды и специфика правового режима
особо охраняемых природных территорий и объектов

Основной нормативно-правовой материал, посвященный правовому режиму особо охраняемых природных территорий и объектов (ООПТиО):

· Глава IX ФЗоООС;

· ФЗ от 11.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗоООПТ);[263]

· ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ФЗоЛОМиК).[264]

Региональные особенности правового режима ООПТ учитываются в законодательстве СРФ. По Алтайскому краю это, например:

· Закон Алтайского края от 18.12.1996 года «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае;[265]

· Закон Алтайского края от 24.03.2004 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края».[266]

Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) дано в преамбуле ФЗоООПТ. К ООПТ относятся, – сказано в ней, – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства[267] над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны. В названной преамбуле подчеркивается, что ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В зависимости от выполняемых ролей ООПТ можно разделить на
две группы.

Первую группу составляют ООПТ, которые выполняют роль природно-заповедного фонда. К ним относятся:

· государственные природные заповедники;

· национальные и природные парки;

· государственные памятники природы;

· редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.

Во вторую группу входят лечебно-оздоровительные и рекреационные территории:

· курорты и другие лечебно-оздоровительные местности;

Правительство РФ, органы исполнительной власти СРФ могут установить и другие категории ООПТ, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и т.д.

Специфика правового режима ООПТ заключается прежде всего в том, что на этих территориях устанавливается жесткий ограничительно-запретительный режим использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для усиления охранного режима ООПТ вокруг них устанавливаются охранные зоны.

Под особую охрану взяты занимаемые ими земли: во-первых, они, как правило, отнесены к федеральной собственности; во-вторых, их изъятие для других нужд запрещается; в-третьих, они не подлежат приватизации.

Установление строгого режима на ООПТ преследует цель сохранения в одних случаях отдельных уникальных территорий и объектов в нетронутом виде как островков прошлого для изучения, обозрения, эстетического наслаждения и т.д. (памятники природы); в других – всего комплекса природных объектов в их единстве (природные заповедники); в третьих, – территорий с их полифункциональной ролью (национальные парки).

С учетом важности роли и значения ООПТ Указом Президента РФ от 02.10.1992 года «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации»[268] предусмотрено увеличение ООПТ в перспективе до 3% от общей территории РФ. Эта установка постепенно реализуется, о чем будет сказано несколько позже.

Многообразие ООПТ предопределяет неоднородность их статуса (значения). Они могут иметь статус федеральный, региональный либо местный. Территории государственных природных заповедников, национальных и природных парков, дендрологических парков и ботанических садов имеют федеральное значение (федеральный статус).

Территории государственных заказников, памятников природы в зависимости от значения могут иметь статус либо федеральный, либо региональный. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к ООПТ федерального, регионального либо местного значения.

ООПТ федерального и регионального значения объявляются таковыми решениями соответственно Правительства РФ и органов исполнительной власти СРФ, а местного значения в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами СРФ.

В зависимости от значения (статуса) ООПТ являются собственностью РФ, СРФ либо муниципальных образований.

Государственное управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ в зависимости от их значения и статуса осуществляют соответственно Правительство РФ, органы исполнительной власти СРФ, органы власти муниципальных образований при участии федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Одно из важнейших условий рациональной организации и функционирования ООПТ – это получение необходимых и достоверных сведений о них. Эту задачу призван выполнять Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, ведение которого предусмотрено постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 года.[269] Правила ведения такого кадастра утверждены приказом Госкомэкологии России от 04.07.1997 года.[270]

Государственный кадастр ООПТ ведется в целях учета и оценки состояния природно-заповедного фонда РФ и ООПТ разного статуса, определения перспектив развития таких территорий, повышения эффективности функционирования системы ООПТ по поддержанию экологического баланса регионов, усиления государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также в целях учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития регионов и осуществления хозяйственной деятельности.

Все работы, связанные с ведением кадастра ООПТ, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Многие природные объекты, в основном – это природные комплексы, своей уникальностью, экологической значимостью и ценностью приобретают всемирную известность и составляют всемирное природное наследие.

Такие территориальные комплексы по решению Комитета по Всемирному природному и культурному наследию ЮНЕСКО включаются в Список Всемирного природного наследия. В настоящее время в этом Списке насчитывается около 110 объектов. По России в него включены озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми и территория «Алтай – золотые горы».

На таких территориях соответствующие государства и ЮНЕСКО принимают комплекс социально-экономических, экологических и иных мер по их сохранению как таковых.

11.2. Правовой режим государственных
природных заповедников

Заповедник происходит от слова заповедовать, запрещать. Речь идет о запрещении некоторых видов деятельности или любой деятельности на определенной территории для сохранения отдельных объектов природы или всего комплекса природных объектов в нетронутом состоянии. Истоки заповедного дела уходят в глубокую древность. Цели заповедания в историческом плане были различны и заложены как в сфере материальной (сохранение леса, мест охоты), так и в сфере духовной, культовой (сохранение, например, «святых» или особо красивых мест, «шаманских рощ» и т.д.).

Ростки заповедности в России появились еще в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645–1676 гг.). В вотчине князей Милославских существовала так называемая «Кунцевская местность», изобиловавшая в то время зверем и дичью. Она была заповедной и строго охранялась для царских охот.

Но заповедание в России связано прежде всего с деятельностью Петра I, при котором государственные меры по охране отдельных природных объектов приобрели значительный размах. Так, по его Указу 1701 года запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы в полосе 30 верст вдоль берегов рек, удобных для лесосплава. Особенно известен Указ Петра I от 1703 года «О запретных лесах», согласно которому «за дуб, буде хоть одно дерево срубит, также и многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь».

В ряде последующих распоряжений Петра I ограничивалась рубка сосновых лесов в окрестностях Петербурга, по берегам Невы, в Новгородском, Старорусском, Торопецком и Луцком уездах. В 1716–1720 годах была запрещена рубка корабельных заповедных лесов в Поволжье и на Южном Урале. По указам Петра I запрещалась рубка водоохранных лесов. Запрет на рубку лесов был направлен против самовольной рубки. Рубка вообще не запрещалась. То есть это был не полный запрет, а запрет стихийных рубок.

Со смертью Петра I его природоохранные указы и распоряжения были отменены или забыты. Только во второй половине XIX века в России природоохранное дело возобновляется и поднимается на более высокую ступень. Так, в новой редакции Лесного устава (1888 г.) вводится понятие защитных лесов с особым режимом пользования, к которым относятся леса, защищающие от песчаных заносов населенные пункты, берегозащитные и горные леса.

К концу XIX века появляются заказники как места великокняжеских и царских охот (Беловежская пуща, Гатчинская и Царицынская охоты, Кубанская дача, Караязский лес. В этот период появляются и первые полные заповедники, учреждаемые на частнособственнических землях («Аскания Нова»).

В России своеобразной формой заповедников были владения монастырей, где, как правило, не допускалась никакая охота, и животные чувствовали себя в безопасности (Соловецкий монастырь, «Саровская пустошь», остров Ваалам и др.).

Активное движение за создание заповедников развернулось в начале ХХ века. Первыми на территории России были созданы Баргузинский, Саянский и Камчатский заповедники.[271] Заповедное дело продолжало развиваться и в советское время.

Это интересно:  Из дому или из дома как правильно

В настоящее время в России правовой режим государственных природных заповедников (ГПЗ) определяется ст. 58 ФЗоООС; ст. 6–11 ФЗоООПТ и Положением о ГПЗ в РСФСР, утвержденным Правительством РСФСР 18.12.1991 года.[272]

Положение о конкретном ГПЗ утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данный заповедник.

В России насчитывается свыше 100 ГПЗ. Распоряжением правительства РФ от 23.05.2001 года в 2001–2010 годах предусмотрено создание еще девяти заповедников.

Согласно ст. 6 ФЗоООПТ ГПЗ являются полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

ГПЗ не только природоохранное, но и научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение, имеющее целью изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира и т.д.

Создаются ГПЗ постановлением Правительства РФ по представлению органов государственной власти СРФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Изменение территории ГПЗ производится в таком же порядке.

Основными задачами ГПЗ являются (ст. 7 ФЗоООПТ):

· осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

· организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;

· ведение экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

· экологическое просвещение и т.п.

Для обеспечения природоохранных целей и задач ГПЗ на его территории устанавливается особый правовой режим, который носит в основном запретительный характер.

Согласно п. 11 Положения о ГПЗ на их территории запрещаются:

· действия, изменяющие гидрологический режим земель;

· изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

· рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных Положением;

· сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением;

· строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника;

· промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением;

· иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

Отлов (отстрел) диких животных на территории ГПЗ допускается только в научных и регуляционных целях и только по разрешению органа управления в области охраны окружающей среды.

Пребывание на территории ГПЗ граждан и должностных лиц, не являющихся работниками заповедника, допускается по разрешению органа, в ведении которого находится данный заповедник, или администрации заповедника.

Но, с другой стороны, на территории ГПЗ проводятся мероприятия и осуществляется деятельность, которые желательны для: а) сохранения в естественном состоянии природных комплексов, предотвращения и восстановления изменений природных комплексов и их компонентов в
результате антропогенных воздействий; б) поддержания условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращения условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающих жизни людей и населенным пунктам; г) осуществления экологического мониторинга; д) выполнения научно-исследовательских задач;
е) ведения эколого-просветительской работы; ж) осуществления контрольно-надзорных функций и т.п.

Запрет на использование природных ресурсов в ГПЗ не является абсолютным. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался ГПЗ, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования ГПЗ и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном ГПЗ (п. 4 ст. 9 ФЗоООПТ). П. 14 Положения о ГПЗ уточняет, что, в частности, могут быть разрешены:

· организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;

· выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе, вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;

· заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

· ряд других действий с аналогичными целями.

Наряду с этим в ГПЗ могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы по принципу: «Пусть будет, как будет». Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии (п. 3 ст. 9 ФЗоООПТ).

В целях защиты территорий ГПЗ от неблагоприятного антропогенного воздействия на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут устанавливаться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Решение об образовании охранной зоны ГПЗ и ее режиме принимается Правительством РФ.

В пределах охранных зон ГПЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповедника.

ГПЗ имеют свой специфический правовой статус. Они являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете и находятся на самостоятельном балансе. Территории ГПЗ со всем природным комплексом (земля, недра, воды и др.) изымаются из хозяйственного оборота и передаются в бессрочное и безвозмездное пользование заповедников.

В ведении ГПЗ в качестве структурных подразделений могут находиться заказники и другие особо охраняемые природные территории, расположенные вне границ заповедника. ГПЗ могут создавать свои филиалы.

Как уже отмечалось, ГПЗ – это и научные учреждения. Они проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Научно-исследовательская работа проводится как штатными работниками ГПЗ, так и научно-исследовательскими учреждениями и вузами соответствующего профиля по договорам с заповедниками.

Особенности организации и режима каждого ГПЗ, возможность и порядок осуществления на его территории ограниченного природопользования определяются в каждом конкретном случае положением о заповеднике, утверждаемым органом, в ведении которого находится заповедник.

В системе ГПЗ выделяются так называемые государственные биосферные заповедники (ГБЗ), официально признаваемые таковыми в каждом конкретном случае по решению ЮНЕСКО. На территории России их насчитывается свыше 20. Это, например, Сихотэ-Алинский, Приокско-Террасный, Астраханский, Березинский, Лапландский, Центрально-Черноземный ГБЗ.

Статус ГБЗ могут приобрести заповедники, территории (комплекс природных объектов) которых представляют собой так называемые репрезентативные (показательные) участки экосистем земного шара. Они являются как бы фоном для сравнения изменений, происходящих в окружающей природной среде. ГБЗ служат основой глобального наблюдения за состоянием биосферы планеты.

ГБЗ более мощные научные учреждения, чем обычные заповедники. Они являются и учреждениями по подготовке кадров заповедного дела.

ГБЗ представляют собой и более сложное правовое явление, чем ГПЗ. Территория биосферного заповедника делится на три зоны. Первая зона – заповедное ядро, в пределах которой установлен строго заповедный режим. Здесь запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, непосредственно не связанная с охраной заповедника. Вторая зона – буферная. Она непосредственно примыкает к ядру заповедника и имеет целью снизить влияние хозяйственной деятельности на нее извне. Здесь допускаются виды деятельности, совместимые с интересами защиты ядра заповедника. Третья зона – ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, внедрение их результатов.

Режим зон ГБЗ устанавливается в соответствии с его научным профилем, целями создания и определяется положением о данном заповеднике, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится заповедник.

Документом, подтверждающим биосферный статус заповедника, является сертификат, подписанный Генеральным секретарем ЮНЕСКО.

В последние годы в России все чаще стали создаваться различные историко-культурные, историко-архитектурные, литературно-мемориаль-
ные природные музеи-заповедники, музеи-усадьбы и т.п. Среди них, например, Вааламский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник (острова Вааламского архипелага, Карелия); Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» (Кемеровская область); Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская
область); Государственный мемориальный и природный заповедник
«Музей-усадьба» Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область); Государственный историко-архитектурный и ландшафтный музей заповедник «Царицыно» (г. Москва); Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» и многие другие.

Все эти природные музеи-заповедники не имеют общего правового режима. Установление правового режима каждого из них (положения) находится на стадии разработки. Пока можно назвать лишь отдельные нормативно-правовые акты, касающиеся этой группы особо охраняемых территорий. Это, например, Указ Президента РФ от 12.07.1992 года
«О Вааламском архипелаге и Спасо-Преображенском Вааламском монастыре»,[273] в соответствии с которым названным объектам придан статус единой и целостной особо ценной историко-культурной и природной территории России и Карелии. Земли и леса Вааламского архипелага переданы в пользование Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в лице Спасо-Преображенского Вааламского монастыря. Правительству РФ совместно с Правительством Карелии при участии Московского Патриархата было предписано до 1 октября 1992 года разработать и утвердить Положение о Вааламском архипелаге.

Можно назвать также постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 года «О мерах по сохранению и дальнейшему развитию Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина в селе Михайловском Пушкино-Горского района Псковской области», которым администрации Псковской области и Министерству культуры РФ было предписано уточнить границы музея-заповедника, установить режим его содержания и использования, зоны охраны, а также утвердить положение о нем.

Поскольку все музеи-заповедники являются природными и имеют общую цель (сохранение и развитие этих территорий), то было бы желательно утвердить общее положение о них.

Статья написана по материалам сайтов: law.wikireading.ru, mirznanii.com, infopedia.su.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий