Правовой режим земель лесного фонда

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко – культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

Виды:

1.Земли ООТ, в том числе земли лечебно – оздоровительных местностей и курортов. Правовое регулирование: ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий», №26 ФЗ «О природных лечебных ресурсах лечебно – оздоровительных местностей и курортах» (гос. природные заповедники, памятники природы, ботанические сады, дендропарки).

2.Земли природоохранного назначения (п.1 ст.97 ЗК) – земли запретных и нерестоохранных полос, иные земли, которые выполняют природоохранные функции.

3.Земли рекреационного назначения – предназначенные для отдыха и туризма.

4.Земли историко – культурного назначения:

-земли объектов культурного наследия народов РФ;

-памятники истории и культуры и археологического наследия;

-земли достопримечательных мест, в т.ч. исторических промыслов, производств и ремесел;

-земли военных и гражданских захоронений.

Правовое регулирование ФЗ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».

Тема 12:Правовой режим земель лесного, водного фонда и земель запаса.

Правовое регулирование. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется помимо ЗК (ст.101) так же Лесным законодательством, в частности Лесным кодексом от 4 декабря 2006г.

Несогласованность норм ЗК и ЛК:

1)-в ЛК используется термин «лесные насаждения», к которым относятся деревья и кустарники, лианы в лесах.

-ЗК использует термин «лесная растительность», т.е. ЗК связывает определение земель лесного фонда не с наличием на этих лесов, а с наличием лесной растительности, но в ЗК и в законодательстве отсутствует определение понятия «лесная растительность».

В то же время «лесная растительность» и «лесные насаждения» — разные понятия. Первое значительно шире второго. Юридическое понятие «лесная растительность» должно было бы включать в себя совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений.

2)На землях лесного фонда должны произрастать леса, которые составляют лесной фонд, однако не ЗК, ни ЛК не содержит понятия «лесного фонда».

3)ЛК не содержит указания на состав земель лесного фонда, однако состав земель лесного фонда определен в ЗК.

Особенности правового режима земель лесного фонда.

1)Главное целевое назначение земель лесного фонда – использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве;

2)п.1 ст.130 ГК признает недвижимым имуществом лишь ЗУ и участки недр (до 2007 г., ранее ст.130 ГК к недвижимым вещам относила также и обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения) т. о. леса не признаются недвижимым имуществом и это означает, что в настоящее время законодатель основывается на представлении о лесных участках, как о земельных участках (т.е. лесной участок отождествляемся с ЗУ).

3)ЛК РФ не содержит указания на состав земель лесного фонда, однако состав земель лесного фонда определен в ЗК.

В соответствии со ст.101 ЗК все земли лесного фонда делятся на 2 группы:

ü Лесные земли – предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного использования и воспроизводства.

а)Земли, покрытые лесной растительностью

б)земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и др.)

ü Нелесные земли – предназначенные для ведения лесного хозяйства (устройство просек, дорог и др.).

4)Правовой режим земель лесного фонда неоднороден, существенные различия в нем возникают в зависимости от того, к какой категории отнесены леса по целевому назначению. Согласно ст.10ЛК все леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

В ЗК определен состав земель лесного фонда, а в ЛК произведено подразделение лесов по целевому назначению.

5)Лесные участки в составе земель ленного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Однако леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. В соответствии с п.2 ст.8ЛК формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Это значит, что если лес произрастает на землях с/х назначения, которые могут находится в различных формах собственности, то, следовательно, существует возможность нахождения леса в частной, муниципальной собственности, но ЗУ, на котором будет произрастать лес, в данном случае не будет являться лесным участком, он будет являться земельным участком в составе земель с/х назначения.

6)Использование лесов. Несмотря на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в исключительной федеральной собственности , граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения, охотиться.

7)Лесные участки предоставляются гражданам и юр.лицам на основании в пользовании на следующих правах:

-Постоянного (бессрочного) пользования

-безвозмездного срочного пользования

Правовой режим земель лесного фонда неоднороден существенные отличия в нем возникают в зависимости от того: к какой категории отнесены леса по целевому назначению и от вида использования лесного участка (вид пользования лесного участка определятся в результате его предоставления в пользовании гражданам и юр.лицам на соответствующих правах).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Земельное Право

Основными нормативными актами, регулирующими отношения по режиму исп — я лесного фонда и его земель являются Земельный кодекс и Лесной кодекс РФ.

Под землями лесного фонда понимаются земли, занятые лесами и не занятые ими, но расположенные в границах лесных массивов, либо предназначенные для лесохозяйственных нужд. Лесное законодательство выделяют также особую группу лесов, которые не входят в понятие лесного фонда, но составляют особую категорию, близкую по правовому режиму к лесному фонду. К этой группе, официально именуемой лесами, не входящими к лесной фонд. входят леса, расположенные на землях обороны и городских поселений (городские леса).

Помимо лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, лесное законодательство выделяет третью особую лесную категорию: древесно-кустарниковая растительность.

Право собственности на земли лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, принадлежит РФ. В соответствии с федеральным законодательством допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ (ст. 19 ЛК РФ). Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, является их собственностью.

В соответствии с народнохозяйственным назначением и выполняемыми функциями все леса делятся на три группы.

Первую группу составляют леса, которые имеют особо важное экологическое и оздоровительное значение, а именно:

• водоохранные • защитные• санитарно-гигиенические и оздоровительные

В лесах первой группы полностью запрещена промышленная рубка, разрешается лишь рубка ухода и санитарная рубка.

Вторая группа — леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также в районах с недостаточными лесосырьевыми ресурсами В этих лесах разрешается промышленная рубка, но в ограниченных размерах.

Третья группа-леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов Они подразделяются на освоенные и резервные.

Право лесопользования является одним из видов права природопользования (пользования землей, водой, недрами и т.д.), но правовое регулирование отношений по лесопользованию имеет свои особенности, соответствующие особенностям лесных ресурсов.

В зависимости от целевого назначения ресурса и характера лесопользования законодательство выделяет следующие основные виды лесопользования 1) Заготовка древесины.2) Заготовка живицыПод живицей понимается смола хвойных деревьев. 3)Заготовка второстепенных лесных материалов.

Под второстепенными лесными материалами понимаются пни, кора, береста, хвойная лапка и другие, заготовка которых производится для промышленной переработки или развития лесных промыслов. 4) Побочное лесное пользование.

5) Пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства.6) Пользование лесным фондом в научно-исследовательских 7) Пользование лесным фондом а культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях

43. Правовой режим земель лесного фонда

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется, соответственно, лесное, водное законодательство. К земельным отношениям указанное законодательство применяется, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Базовый акт лесного законодательства – ЛК РФ. Базируясь на конституционных нормах, ЛК РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение; нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству РФ (преамбула и ст. 1 ЛК РФ).

Размежевание земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение, при этом согласно ЛК РФ:

1) лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;

2) лесное и земельное законодательство — отношения в области использования и охраны земель лесного фонда;

3) гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи ЛК РФ — отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности (ст. 5 ЛК РФ);

4) гражданское и иное законодательство РФ — отношения по использованию различных видов лесной продукции.

ЗК и ЛК устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т.п. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо четко отграничивать разные виды отношений — земельные, лесные, имущественные и другие — друг от друга, обеспечить их упорядочение в интересах рационального земле- и лесопользования, защиты прав и свобод человека.

Согласно ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах.

Объектами лесных отношений согласно ЛК РФ признаются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность (ст. 6 ЛК РФ). В ЛК предусматривается понятие лесного фонда. Это все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (ст. 7 ЛК РФ).

Согласно ЛК границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным законодательством РФ (ст. 7 и ст. 9 ЛК РФ).

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли.

При переводе лесных земель в нелесные земли возмещаются потери лесного хозяйства на основании п. 6 ст. 58 ЗК.

В связи с участившимися случаями изъятия земель лесного фонда Минприроды России направило своим территориальным органам 21.02.2001 письмо о государственной экологической экспертизе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли.

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования — заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательской работы, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Лесопользователи вправе получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры) возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах (ст. 82 ЛК РФ).

Особенности и виды использования участков лесного фонда при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами России, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

Это интересно:  Права и обязанности иностранных граждан

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;

7) рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).

Многие обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования связаны с обязанностями по охране соответствующих земель (ст. 83 ЛК РФ).

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:

1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;

2) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

3) зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;

4) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;

5) особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Актуальным вопросом в настоящее время является перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

С граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод, взимается плата на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. В Московской области 28.07.1999 принят Закон «О плате за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области»[84].

Проведение на землях лесного фонда строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующих перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основании разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2003 № 171-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2004)[85] перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случае невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным законодательством РФ случаях.

Строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений на этих участках допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Площадь участка лесного фонда, занятого под строительство недвижимости, и не относящихся к объектам недвижимости сооружений не может превышать десять процентов общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (ст. 123 ЛК РФ).

Новым правовым институтом, закрепляемым законодательством России, предоставляющим гражданам значительные полномочия в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Она не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковая растительность расположена на:

1) землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

2) землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

3) землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов — они не входят в лесной фонд, охватываются парколесоустройством и используются прежде всего органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления);

4) землях водного фонда (на полосах отводов каналов);

5) землях иных категорий (ст. 11 ЛК РФ).

Главное последствие выведения древесно-кустарниковой растительности за скобки лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кустарниковой растительностью: если оборот лесного фонда, купля-продажа, залог и другие сделки, влекущие отчуждение участков лесного фонда, не допускаются, поскольку лесной фонд находится согласно ЛК в федеральной собственности, то древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ.

Если древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она принадлежит им на праве собственности со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не менее собственник этой растительности обязан соблюдать требования лесного законодательства и законодательства о растительном мире, выполнять обязанности лесопользователей.

На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковая растительность предназначена для защиты от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и водорегулирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обновления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.

На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарниковая растительность предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной древесно-кустарниковой растительности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который и определяет порядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный контроль наряду с другими государственными органами исполнительной власти.

Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и каналов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования.

Государственный контроль за этой растительностью осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды[86].

Правительством РФ принято Постановление от 17.11.2004 № 647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных площадей в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий»[87].

[84] Экологическая экспертиза и ОВОС. 2001. № 3.

[85] СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4857; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25

[86] Подробнее см.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1997.

Реферат: Правовой режим земель лесного фонда

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО – САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.

НА ТЕМУ: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.

г. Южно – Сахалинск

1. Использование земель лесного фонда 5.

2. Право землепользования 7.

3. Право лесопользования 9.

3.1. Основания возникновения права пользования

участками лесного фонда 10.

4. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства 12.

5. Охрана леса и земель лесного фонда 14.

Список использованной литературы 18.

Земли лесного фонда – это самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством. Поэтому, при написании контрольной на данную тему, мне придётся характеризовать не только земельное, сколько лесное законодательство.

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.)

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

Для того чтобы иметь представление о наиболее важных положениях современного лесного законодательства и его соотношении с земельным законодательством, прежде всего следует кратко охарактеризовать соотношение понятий «лес» и «земли лесного фонда».

Лесной кодекс от 22 января 1997 г. включает в понятие леса и земли, на которых произрастают эти леса.

Понятие земель лесного фонда содержится в Земельном кодексе РСФСР. Статья 94 ЗК РСФСР рассматривает земли лесного фонда как самостоятельную категорию земель: землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Для правильного уяснения сущности правового режима земель лесного фонда необходимо охарактеризовать иные важные понятия, которые используются в лесном и земельном законодательстве.

Согласно ЛК РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Леса, расположенные на землях обороны и городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не включаются.

К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, и городские леса на землях городских поселений.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечивающие функции: экологическую, экономическую, культурно – оздоровительную.

Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующую, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно – оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеческой природы.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительности, с учётом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно – лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектами лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства.

Из взаимосвязи земель и древесно – кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесофонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Ещё одной структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.

Порядок использования земель лесного фонда, режим их правовой охраны зависит от того, к какой группе и категории защитности относятся леса, расположенные на соответствующем участке земель данной категории.

Все леса России по их экологическому, экономическому и культурно – оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологическое и природозащитные функции. Это почвообразующие, водоохранные, санитарно – гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России.

В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощенности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведётся на основе расчётной лесосеки.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50 % территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы – это леса заповедников и национальных парков, городов и зелёных зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп таким особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесённых в Красную книгу.

В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также изъятия земель для государственных и общественных надобностей. В целях охраны земель лесного фонда в законодательстве установлен специальный порядок перевода лесных земель в нелесные земли.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда осуществляется:

— в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;

— в лесах второй и третьей групп – органами государственной власти субъекта РФ по предъявлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

При переводе лесных земель в нелесные земли для указанных целей с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки соответствующего участка лесного фонда и которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. Убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда, возмещаются лесопользователю в полном объёме в порядке, установленном Правительством РФ.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в указанных целях осуществляется соответствующим лесхозом с разрешения территориального органа Министерства природы РФ.

На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в указанном выше порядке.

2. ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.

Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являются лесхозы, заповедники, национальные природные парки, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

Объектами права землепользования служат земельные участки лесного фонда. Причём у колхозов, совхозов находится лесной ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закреплённый за совхозами. При реорганизации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передаётся лесной фонд этого колхоза (или совхоза).

Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идёт распределение полномочий по совместному ведению и управлению. Для землепользователей земель лесного фонда характерно то, что они наделяются законом полномочиями владения лесным фондом.

Владение – одно из правомочий собственника лесного фонда, включающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и распоряжение в пределах предоставленных законом права. Владелец лесного фонда выполняет разнообразные функции: учёт, предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долгосрочную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за лесопользованием.[1]

Работа по выполнению указанных функций в полном объёме характерна для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время заповедники, национальные парки и подобные субъекты права землепользования и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных билетов. Ограниченные возможности в осуществлении подобных функций имеют и иные владельцы лесного фонда – колхозы, учебные, опытные хозяйства.

Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной администрацией по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды. Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием лесами, их охраной и защитой.

В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожарные мероприятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в соответствие, пригодное для использования их по назначению.

За пользование земельным участком лесного фонда арендатор выплачивает арендную плату.

Величина арендной платы зависит от количества и качества используемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры устанавливаются местной администрацией либо определяются на лесных торгах.

Владелец лесного фонда ведёт постоянный контроль за выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесопользования владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть договор, предъявить в суде иск о возмещении ущерба.

Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным фондом и т.д.

3. ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Порядок использования земель лесного фонда в значительной степени определяется нормами, регулирующими режим лесоэксплуатации. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних ёлок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования; пользование участками лесного для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного хозяйства для нужд научно – исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно – оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Применение соответствующих способов рубок зависит от групп лесов и категорий защищённости лесов первой группы. Так, в лесах третьей группы рубки главного пользования проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы. В лесах первой группы, которые подлежат особой охране, проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.

Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования проводится в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями).

Очень важные положения, касающиеся охраны лесов, установлены относительно объёма древесины при рубках главного пользования. ЛК РФ предусматривает, что заготовка древесины при рубках главного пользования на территории каждого лесхоза, по группам лесов и хозяйствам осуществляется в объёме расчётной лесосеки. Заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку, запрещается.

Расчётная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твёрдолиственному) в пределах групп лесов исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом.

Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначены в рубку. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача таких древостоев в подсочку без утверждённых планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев.

Следующим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользований служит заготовка второстепенных лесных материалов. К таковым закон относит пни, кору, бересту и т.д. Заготовка ведётся на основе лицензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного вида лесных работ.

Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразделяются на два вида – общедоступные (сбор грибов, ягод), не требующие специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необходимо получить лесной билет. Это – сенокошение, пастьба скота, заготовка технического сырья, лекарственных трав.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Для нужд охотничьего хозяйства участки лесного фонда предоставляются в соответствии с порядком, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ. Для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников участки лесного фонда передаются в безвозмездное пользование.

Проведение научно – исследовательских работ соответствующими организациями осуществляется бесплатно. Лесхоз может ограничить или запретить гражданам или юридическим лицам пользование участками лесного фонда, на которых проводятся такие работы, если данное лесопользование несовместимо с целями проведения научно – исследовательских работ.

На участках лесного фонда, предоставленных для культурно – оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования лесом для этих целей утверждается органами государственной власти субъектов РФ.

Лесопользователями являются юридические (в том числе и иностранные) и физические лица – граждане, обладающие правом на осуществление лесных пользований по российскому законодательству.

Передача участков лесного фонда в пользование производит районная (городская) администрация на основе прямых переговоров, торгов, конкурсов.

Для возникновения права пользования необходимо получить от органов лесного хозяйства два разрешительных документа – лицензию, удостоверяющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренда), лесорубочный билет или лесной билет.

Пользование лесным фондом является платным. Законодательство устанавливает систему платежей за лесопользование, которая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату.

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства.

3.1. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА.

В соответствии с ЛК РФ право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут возникнуть на основании договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии либо лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

По договору аренды участка лесного фонда – арендодатель обязуется предоставить лесопользователю – арендатору участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещается. Порядок передачи лесов в аренду регулируются Положением об аренде участков лесного фонда, которое утверждается Правительством РФ. Договор аренды заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, или по результатам лесных конкурсов. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Леса и земли, на которых они расположены, не подлежат переходу в собственность арендатора. Запрещён также выкуп арендованных участков.

По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок леса на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Решения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование принимаются органами государственной власти субъектов РФ.

По договору концессии участка лесного фонда сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определённых условиях лесными ресурсами. На условиях договора концессии обычно предоставляются в пользование неосвоенные участки лесного фонда, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения лесов в эксплуатацию. Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.

Данный договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Осуществление лесопользования допускается на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет или лесной билет выдаются в случае, если заключены договор аренды, договор безвозмездного пользования или договор концессии участка лесного фонда либо имеется протокол о результате лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.

Лесорубочный билет, ордер или лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдаётся на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет или лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет предоставляет лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов и выдается лесхозом.

Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет предоставляет право всех иных видов лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдаётся лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом.

4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА.

Лес среда обитания животных. Животный мир – составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства – один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства – создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы. Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Охота – один из видов пользования животным миром и средой его обитания – лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведённых для охоты.

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются объектами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать как охоту пальбу их охотничьих ружей в общественных и иных местах, не отнесённых к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических садов, дендрариев), так как это – хулиганство.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно – оздоровительную. Экономическое значение охоты – в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение – в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно – оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Правовое регулирование охоты – совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты – постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты – Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно – правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, — охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных – лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 258 УК РСФСР.

Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных.

Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.).[2]

5. ОХРАНА ЛЕСА И ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.

Охрана леса – одна из функций в организации и деятельности органов лесного хозяйства. Под охраной понимается:

1. организационные мероприятия проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вредителями и болезнями леса;

2. в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения в устранении нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда.

3. служба, которая называется государственной лесной охраной.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

На лесхозы возлагаются следующие обязанности: осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель; осуществлять рубку промежуточного пользования, если нет иного использования этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточного увлажнения земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия.

Статья 92 ЛК РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушения установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями.

Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причинённый лесному хозяйству.

Уголовное правонарушение – преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью УК РФ:

1. ст. 246 – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ повлекших за собой причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;

2. ст. 254 – порча земли – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности;

3. ст. 258 – незаконная охота;

4. ст. 260 – незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защищённых участках лесов всех групп и т.д.;

5. ст. 261 – уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ответственность представлена наибольшим числом составов:

1. незаконная порубка деревьев;

2. уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев;

3. использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.;

4. самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено;

5. повреждение леса сточными водами, химическими веществами;

6. нарушение правил пожарной безопасности и т.д.

В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Второй вид ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство.

К земельным отношениям указанное законодательство применяется в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 Лесного кодекса должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землей сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г. и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР 1978 г. закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, обособили регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.

Размежевание земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение. Согласно Лесному кодексу РФ:

лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;

лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда;

гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно — кустарниковой растительности (ст. 5);

гражданское и иное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.

Земельным и Лесным кодексами установлены параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т.п. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо четко отграничить разные виды отношений — земельные, лесные, имущественные и иные, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального земле- и лесопользования, гарантировать права и свободы человека.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово — промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным кодексом на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли).

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно — исследовательских работ, культурно — оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Различают леса первой, второй и третьей группы. К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день — это перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

Перевод лесных земель в нелесные согласно Лесному кодексу осуществляется в лесах первой группы Правительством РФ, а в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но во всех случаях — по представлению федерального органа управления лесным хозяйством).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. список нормативных актов:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136, принят Гос. Думой 28.09.01.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01. № 195, принят Гос. Думой 20.12.02.

4. Лесной Кодекс РФ от 29.01.97, № 22 – ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.

5. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96, № 63 – ФЗ, принят Гос. Думой 24.05.96.

2. список литературы:

1. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1997.

2. Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма – Инфра. М., 1999.

[1] Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма-Инфра, М., 1999.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова. НОРМА-ИНФРА, М., 1999.

Статья написана по материалам сайтов: www.lands-zakony.ru, www.aup.ru, www.bestreferat.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Название: Правовой режим земель лесного фонда
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат Добавлен 10:03:21 02 июля 2005 Похожие работы
Просмотров: 14006 Комментариев: 10 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать