+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовые основы денежного обращения

Понятие денежной системы

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно- денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система — это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ — официальная денежная единица (валюта)’ РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на тер-ритории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требо-ваний, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исклю-чительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права — гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной как тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативна-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных диспропорций в условиях рыночной экономики.

К основному источнику финансового права регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную На защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона, Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается посредством применения так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно- кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих «средствами защиты», позволяющими избежать их подделки.

Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть сово-купного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим обращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названных, относятся ГК РФ, а также многочисленные акты Центрального банка РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на Российской Федерации»

1. Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно. Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере денежного оборота следующие функции: 1) обеспечивает устойчивость рубля; 2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ; 3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 4) несет ответственность за поку- пюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России: а) определяет порядок ведения кассовых операций; б) организует изготовление банкнот и монеты; в) устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; г) определяет признаки платежности денежных знаков; д) регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены (утратившими силу законного средства-платежа), если не установлен достаточно срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков денежных знаков и порядка замены поврежденных и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер, расчетов наличными между юридическими лицами одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п.

Правовые основы безналичных расчетов в Российской Федерации закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ПС РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XII). Банк России в соответствии со ст. указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в т.ч. числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Формы безналичныхрасчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичныхрасчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. К ним относятся: 1) расчеты платежными поручениями; 2) по аккредитиву; 3) чеками; 4) по инкассо/Однако этот перечень не является исчерпывающим и расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и приме-няются в банковской практике на основе банковских правил и Обычаев делового оборота.

Формы безналичных расчетов различаются условиями предоставления средств в распоряжение получателя, порядком документооборота, видом расчетного документа.

Расчетные документы — это оформленные в виде документов на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронных платежных документов: распоряжение плательщика (клиента ил и банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Установлены следующие виды платежных документов: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; платежные требования; Д) инкассовые поручения.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ безналичная (либо наличная) форма расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки. Межбанковские расчеты, т. е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения — центры (РКЦ). В сфере безналичных расчетов действует правило, что общий срок безналичных расчетов не должен двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.

Действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное России 3 октября 2002 г., которое детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории. Названное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Эти расчеты регулируются Положением Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; 4) счетов межфилиаль-ных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Одной из обособленных и самостоятельных форм безналичных расчетов является применение векселей (см. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. «О простом и переводном векселе» ) — ценных бумаг, удостоверяющих ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (ст. 815 ГК РФ).

Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности безналичного денежного обращенияможнорассматривать и платежные банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. Кредитные карточки банков используются для покупки товаров с использованием кредитной линии (кредито-вые карточки) и для получения денег в банкоматах (Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Ценральным банком РФ 9 апре-ля 1998 г., в части, не противоречащей Указанию Центрального банка РФ от 9 апреля 1999 г. «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и пре- доплаченных финансовых продуктов»).

Кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитным организациям не требуется разрешения Банка России на распространение платежных или банковских карт других эмитентов, дорожных чеков, а также чеков и векселей, являющихся неэмиссионными ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.

Правила ведения кассовых операций

Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.

Законодательством установлены различия в ведении кассо-вых операций в зависимости от субъектного состава. Так, уста-новлены особенности осуществления кассовых операций: 1) банками и другими кредитными организациями; 2) предпри-ятиями, учреждениями и иными организациями; 3) предприя-тиями и другими организациями По непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы. Источниками правового регулирования порядка ведения кассовых операций являются федеральные и региональные нормативно- правовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативно- правовым актам Банка России, так как регулирование кассовых операций отнесено к его функциям Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Это интересно:  Предмет правового регулирования семейного права

Основные, наиболее общие положения, касающиеся порядка ведения кассовых операций на территории РФ, были закреплены еще в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», которым были установлены единые для всех предприятий, организаций и учреждений правила в сфере кассовых операций. Так, все указанные субъекты, во-первых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; во-вторых, производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; в-третьих, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руко-водителями предприятий; в-четвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, с учреждением банка; в-пятых, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Для предприятий, организаций и учреждений (включая организации торговли), имеющих постоянную денежную выручку и осуществляющих расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), установлен запрет задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

Решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации1, которым детально регламентируется ведение кассовых операций предприятиями, учреждениями и орга-низациями (далее — предприятиями) независимо оГ организационно-правовых форм и сферы деятельности. Установлено, что все предприятия должны производить расчеты по обязательствам с другими как правило, в безналичном порядке или применять другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ. Для осуществления расчетов деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом наличные деньги, полученные в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий: на хозяйственно-операционные расходы, на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги отчет, не трех дней по истечении срока, на который они выданы, или возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет суммах и окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или оформленным по другим документам (ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), которые должны быть подписаны руководи-телем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на уполномоченными.

Особо урегулировано ведение кассовой книги и хранение денег. Предприятие имеет только одну кассовую книгу, должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной В ней каждое поступление и выдача наличных денег. При условии обеспечения полной кассовых документов кассовая книга может вестись рованным способом.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, временного хранения наличных де^ег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Установлено правило о проведении ревизии кассы и осуществлении контроля за нием кассовой дисциплины. Так, в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой гих ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами. Органы внутренних дел в пределах своей компе-тенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Для субъектов, получающих от населения деньги за оказываемые услуги, работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций — с обязательным использованием контрольно-кассовых машин (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением Центрального банка РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»2, которым устанавливается порядок совершения кассовых операций, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории РФ.

Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов § 1. Понятие денежной системы

в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система — это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ — официальная денежная единица (валюта)’ РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на тер-ритории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требо-ваний, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исклю-чительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Тема 9. РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Правовые основы денежной системы

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30 декабря 2008 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2008 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости россиских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой- полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Глава 11. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Глава 11. Правовые основы денежного обращения и расчетов

11.1. Правовые основы денежной системы и налично-денежного оборота

Под денежным обращением понимается движение денежной массы (денежные знаки в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах, другие безусловные денежные обязательства банков) в наличной и безналичной форме внутри страны. Вместе с тем наличный и безналичный денежные обороты органически взаимосвязаны.

При налично-денежной форме расчетов средством платежа между участниками расчетов в процессе оказания услуг, выполнения работ, продажи товаров выступают реальные денежные знаки – банковские билеты (банкноты) и металлические монеты. Такая форма расчетов на предприятиях реализуется путем проведения кассовых операций.

Безналичная форма расчетов предусматривает списание конкретной суммы денег со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении их на счет другого субъекта в этой или другой кредитной организации. Наличные денежные знаки при такой форме платежа отсутствуют.

Правовой основой денежного обращения в Российской Федерации выступают: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Центрального Банка РФ.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. На Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по проведению единой кредитно-денежной политики. Главная роль в реализации этой политики отведена Центральному банку России.

Базовые положения, характеризующие систему денежного обращения в РФ, отражены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, этот нормативный акт содержит следующие нормы:

• официальной денежной единицей Российской Федерации признается рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются;

• официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, как в большинстве стран мира;

• официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и публикуется Банком России.

Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Законом также установлены задачи и полномочия, возлагаемые на Банк России.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых денежных знаков и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых банкнот и монет. Информация об этом должна быть предварительно направлена Правительству РФ. Все сведения о новых денежных знаках публикуются в средствах массовой информации.

В процессе обмена денежных знаков старого образца на новые не допускаются ограничения по суммам или субъектам обмена. Монеты и банкноты старого образца могут находиться в обращении не менее 1 года, но не более 5 лет.

Только Центральный банк РФ имеет право проводить эмиссию наличных денежных средств (дополнительно выпускать деньги). На практике эмиссия – это передача денежных средств из резервного фонда банка, где хранятся деньги, в оборотную кассу, через которую происходит ежедневное движение наличных денег.

Это интересно:  Нормы права и нормы морали отличаются по

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации.

Согласно закону Банк России в сфере денежного обращения должен выполнять следующие функции:

• прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Важной составляющей кредитно-денежной политики Российской Федерации является правильное соотношение наличного и безналичного денежного обращения.

Так, в соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» определен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Расчеты, превышающие установленную сумму, должны производиться безналичным путем. В другом законодательном акте – Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14.06.1992 г. № 622 – отражены следующие нормы. Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:

• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

• могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

• обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка;

• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только на определенные цели и срок.

Из сказанного выше следует сделать вывод, что государству выгоднее усиливать безналичную систему расчетов и ограничивать налично-денежное обращение.

11.2. Порядок ведения кассовых операций

Кассовые операции – это операции предприятий и организаций по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности. Ведение кассовых операций связано с двумя аспектами: внешним – взаимодействие предприятия с банком по получению и сдаче наличных денег; внутренним – движение денег через кассу предприятия.

Взаимодействие предприятия с банком. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков.

Порядок получения и сдачи наличных денег предприятием в банк регулируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П (ред. от 31.10.2002 г.).

Согласно этому нормативному акту предприятия, организации, учреждения могут хранить свои свободные денежные средства на договорных основах в учреждениях банков на соответствующих счетах. Это происходит путем сдачи в банк наличных денежных средств, поступивших в течение определенного времени в кассу предприятия, для последующего их зачисления на счета.

Наличные деньги могут сдаваться предприятиями: в кассы банков; инкассаторам; в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в учреждения банка; предприятиям связи для зачисления на счета в учреждениях банков.

Каждому предприятию по согласованию с его руководителем учреждением банка устанавливаются порядок и сроки сдачи выручки. Так, ежедневно сдают денежную наличность предприятия, расположенные в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия связи; на следующий день – предприятия, не имеющие возможности ежедневно в конце рабочего дня сдавать выручку в учреждения банка или предприятия связи; один раз в несколько дней – предприятия, находящиеся в местности, удаленной от учреждений банка или предприятий связи.

Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимитов, устанавливаемых учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий (если лимит не установлен, любой остаток в кассе считается сверхлимитным).[82] Сверх лимита в кассе могут находиться денежные средства только для оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий в течение 3 рабочих дней (у предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – в течение 5 рабочих дней), включая день получения денег в учреждении банка.

Наличные деньги, выдаваемые из учреждения банка, должны расходоваться предприятием строго на те цели, на которые они получены.

Документом, служащим основанием для получения предприятием наличных денег в банке, выступает денежный чек. Чек должен быть оформлен по определенным правилам, иметь установленные реквизиты. Чеки, которые выдаются владельцем счета, могут быть только именными (т. е. деньги по такому чеку выдаются лицу, указанному в чеке[83]).

Передоверять право на получение денег по такому чеку не разрешается. Исключение составляют случаи, когда указанная в чеке сумма принадлежит тому лицу, на имя которого выписан чек (например, сумма, взысканная по исполнительному листу).

Оформленный денежный чек считается действительным (т. е. принимается банком) в течение 10 дней со дня выписки, не считая самого дня выписки.

Банк не несет ответственности: за выплату денег по утерянному или похищенному чеку, если эта выплата произведена до получения банком информации от владельца счета о происшедшем инциденте; за правильность содержащихся в чеке сведений и арифметических расчетов.

В случае оплаты чека с подложными подписями, подложной печатью или с подложным текстом убыток несет владелец счета, если не будет доказана вина банка.

Выдача денег предприятиям на выплату заработной платы производится банком в сроки, установленные коллективными договорами. Сведения о сроках выплаты заработной платы сообщаются предприятиями в представляемых кассовых заявках.

На руководителей предприятий возлагается обязанность по обеспечению сохранности денег в кассе, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. В противном случае они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Для кредитных организаций порядок ведения кассовых операций при совершении банковских операций и сделок, хранения, перевозки и инкассации денежной наличности и ценностей определяется утвержденным ЦБ РФ Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 9 октября 2002 г. № 199-П (ред. от 01.06.2004 г.).

Характерно, что при совершении кассовых операций кредитные организации могут применять программно-техническое оборудование, автоматы для приема и выдачи денежной наличности клиентам, терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения, банкоматы и другие программно-технические комплексы (п. 1.6 Положения).

Порядок ведения кассовых операций внутри предприятия утвержден решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.[84]

Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь специально оборудованное, изолированное, недоступное для посторонних лиц помещение – кассу.

На предприятии обязанность по ведению кассовых операций может быть возложена на кассира или на других работников предприятия, где по штатному расписанию не предусмотрена должность кассира (например, на малом предприятии это может быть главный бухгалтер).

После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций. Только после этого с кассиром может быть заключен договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения кассира к своим обязанностям.

Кассир не имеет права передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).[85] Такая техника, включенная в Государственный реестр,[86] применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляют наличные расчеты в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. (Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.)

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ в силу специфики своей деятельности. К таким видам деятельности относятся, в частности: продажа газет, журналов, ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов в общественном транспорте; обеспечение питанием учащихся учебных заведений; торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах; разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами; торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и т. д.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или другим документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге, которая должна быть: в одном экземпляре; пронумерована, прошнурована; опечатана сургучной или мастичной печатью. Число листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число. В бухгалтерию сдается отчет кассира – второй отрывной лист кассовой книги с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

На небольших предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности его могут выполняться главным бухгалтером или другим работником. При этом должны быть последовательно соблюдены следующие процедуры:

• издание приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу;

• ознакомление руководителем предприятия кассира под расписку с Порядком ведения кассовых операций в РФ;

• заключение с кассиром договора о полной материальной ответственности.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров. Лица, виновные в нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. При этом в ст. 15.1 КоАП указывается, что нарушения выражаются:

• в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

• в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

• в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

• в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В компетенцию банков входит систематическая проверка соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций, а также в случае выявления нарушений – принятие необходимых мер по их устранению. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.2 КоАП).

Уголовным кодексом РФ также предусматривается ответственность должностных лиц, например, за изготовление поддельных платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Согласно ст. 187 УК максимальное наказание по данному основанию – лишение свободы на срок до 7 лет.

11.3. Расчетные правоотношения и банковский счет

Расчетные правоотношения – возмездные имущественные отношения, опирающиеся на нормы права и связанные с осуществлением расчетов между сторонами при участии банка. К ним относятся также отношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Расчетные правоотношения затрагивают безналичную систему расчетов, правовой основой которой служат: Гражданский кодекс РФ (ст. 861–885); Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Расчетные отношения определяются также постановлением Правительства РФ «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» от 28 августа 1997 г. № 1082 (ред. от 02.03.2005 г.).

В задачи, возлагаемые на Банк России, входит обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Поэтому Банк устанавливает стандарты осуществления безналичных расчетов. К ним относится, в частности, Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное ЦБ РФ, от 3 октября 2002 г. № 2-П (ред. от 11.06.2004 г.).

Согласно законодательству лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны хранить собственные и заемные денежные средства в самостоятельно выбранном ими банке, с которым заключается договор банковского счета.[87]

Договор банковского счета – соглашение, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету.

В зависимости от назначения различают следующие основные виды банковских счетов, открываемых клиентам:

1) расчетный – счет, который открывается банком юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность. Владелец счета самостоятельно определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций. В частности, с этого счета может производиться зачисление выручки от реализации продукции (работ, услуг), расчеты с поставщиками, с бюджетом по налогам и сборам и другие операции;

2) текущий – счет, открываемый банком некоммерческим юридическим лицам, а также для обеспечения деятельности филиалов, представительств, других обособленных подразделений, не имеющих статус юридического лица. Операции, проводимые по этому счету, связаны в основном с оплатой труда, либо административно-хозяйственными расходами;

3) бюджетный – счет, который открывается банком организациям, предприятиям, учреждениям, финансируемым за счет бюджетов всех уровней, для учета расходования бюджетных средств строго по целевому назначению;[88]

4) депозитный – счет, предназначенный для хранения свободных неиспользуемых лицами денежных средств, а также не принадлежащих им денежных средств.

На практике существуют и другие виды счетов (аккредитивные, ссудные, валютные, счета по капитальным вложениям, корреспондентские счета банков).

Оформление договора банковского счета. Правоотношения, связанные с открытием счетов в банке юридическими и физическими лицами, возникают вследствие совершения определенных действий: подачи заявления на открытие счета; представления документов, подтверждающих законность создания организации и постановку на учет в соответствующих государственных органах; представление карточки с образцами подписей и оттиска печати.

При заключении договора банковского счета юридическое лицо должно предоставить банку следующие предусмотренные законодательством документы:[89]

• заявление об открытии счета (подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета, а при отсутствии в штатном расписании должности главного бухгалтера – только руководителем);

• документ о государственной регистрации предприятия (подлинник или надлежащим образом заверенная копия);

• копия утвержденного Устава (для организаций, предприятий) или Положения (для обособленных подразделений юридических лиц);

• карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная вышестоящим органом или нотариально (в карточку включаются образцы подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи по счету[90]);

• справка налогового органа о постановке на учет по установленной форме с указанием идентификационного номера плательщика (ИНН);

• документы из Пенсионного фонда и других внебюджетных страховых фондов о регистрации юридического лица в качестве плательщика страховых взносов;

• справка Госкомстата о присвоении кодов ОКПО.

Пакет документов, подаваемых предпринимателем без образования юридического лица для открытия счета в банке, несколько отличается от приведенного выше списка. В его состав входят:

• заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;

• документ о государственной регистрации;

• справка из налоговой инспекции, Пенсионного фонда, Территориального фонда обязательного медицинского страхования;

• карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенная нотариально.

Проверив сданные клиентом документы, банк открывает ему счет на соответствующем балансовом счете банка с присвоением номера. В обязанности банка входит обязательное извещение налоговых органов об открытии счета в пятидневный срок. Счет клиента начинает функционировать только после того, как налоговая инспекция сообщит банку о получении извещения. В обязанности клиента входит ежеквартальное представление в налоговые органы сведений о всех открытых им счетах в российских и зарубежных банках с указанием наименования и местонахождения последних.

11.4. Права и обязанности сторон по договору банковского счета

С одной стороны, банк имеет право использовать имеющиеся на счете средства клиента, гарантируя право последнего беспрепятственно распоряжаться этими средствами. С другой стороны, банк не может определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать не предусмотренные законом и договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется:

• принимать, зачислять и обеспечивать сохранность поступивших на счет денежных средств (зачисление денежных средств банк должен произвести не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если в договоре банковского счета не оговорен другой срок);

Это интересно:  Все права защищены как правильно написать

• выполнять распоряжения клиента (владельца счета) о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета (но не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иное не предусмотрено законом);[91]

• проводить другие операции по счету.

На банк также возлагаются обязанности в установленных случаях начислять на денежные средства доход в виде процента или в иной форме; сохранять тайну по операциям и счетам клиента.[92]

В договоре оговариваются и обязанности другой стороны – клиента (владельца счета). Они заключаются в следующем:

• хранить денежные средства на данном счете;

• оплачивать банку вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание (услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете), если это предусмотрено договором;

• распоряжаться денежными средствами на основании банковских правил.

В соответствии со ст. 856 ГК РФ за нарушение своих обязательств перед клиентом (в частности, в случае несвоевременного поступления денежных средств на счет клиента, их необоснованного списания) банк обязан уплатить ему на эту сумму проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

11.5. Порядок списания денежных средств со счета. Расторжение договора банковского счета

Средства с банковского счета могут быть списаны в следующих случаях: по распоряжению клиента; по решению суда и в иных случаях, предусмотренных законом; в случаях, предусмотренных договором клиента банка со своим контрагентом.

Взыскиваемые со счета денежные средства списываются путем оформления инкассовых поручений (в случае списания средств на основании исполнительного документа должен быть приложен его подлинник к расчетному документу). В трехдневный срок банк обязан удовлетворить запрос взыскателя (либо списать указанную сумму со счета должника, либо сделать отметку о невозможности полного или частичного исполнения взыскания) и сообщить ему об этом.

Списание денежных средств со счета должно производиться в определенной очередности. Так, при наличии на счете денежных средств в объеме, достаточном для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета должно осуществляться в календарной очередности, если иное не предусмотрено законом. В противном случае списание осуществляется в очередности, установленной п. 2, ст. 855 ГК РФ, а именно:

• 1-я очередь: списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

• 2-я очередь: списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

• 3-я очередь: списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по контракту, а также по отчислениям в государственные социальные внебюджетные фонды;

• 4-я очередь: списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

• 5-я очередь: списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

• 6-я очередь: списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность применяется к каждому счету отдельно.

Согласно ст. 859 ГК РФ клиент в любое время может заявить банку о расторжении с ним договора банковского счета. Что касается банка, то подобная инициатива с его стороны может иметь место только в следующих случаях:

• если сумма денежных средств на счете клиента ниже минимального размера остатка по счету и не будет увеличена в течение месяца со дня предупреждения об этом;

• при отсутствии операций по счету в течение года (если иное не отражено в договоре).

Расторжение договора банковского счета дает основание для его закрытия.[93] Остаток средств либо перечисляется на другой счет клиента, либо выдается ему.

11.6. Формы безналичных расчетов

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными действующими актами законодательства разработано Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П (ред. от 11.06.2004 г.). Это положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в различных формах, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций и их филиалов. Оно не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Согласно ст. 862 ГК РФ безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями; аккредитивами; чеками; расчетами по инкассо. Выбор той или иной формы расчетов зависит от разных факторов (например, характера хозяйственных связей между участниками договора, от вида поставляемой продукции и т. д.). Конкретные формы расчетов, способы платежа избираются клиентами банков самостоятельно и оговариваются в договоре.

Расчеты платежными поручениями (ст. 863–866 ГК РФ) производятся как с одногородними, так и с иногородними получателями.

Платежное поручение – это документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или договором (п. 1 ст. 863 ГК РФ). Различают срочные, досрочные и отсроченные виды платежных поручений в зависимости от договоренности сторон расчетных отношений.

При проведении расчетов платежным поручением банк должен перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним. Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. При этом банк, принявший платежное поручение, вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента.

К особенностям расчетов платежными поручениями относятся следующие:

• платежные поручения составляются на бланках определенной формы в соответствии с требованиями законодательства;

• поручения принимаются банком в день их предъявления, а исполняются только в случае наличия денежных средств на счете плательщика;

• платежные поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета;

• срок действия платежных поручений – 10 дней со дня выписки, не считая дня выписки;

• клиент имеет право требовать от банка отчета об исполнении поручения.

Расчеты по аккредитиву регулируются ст. 867–873 ГК РФ. Аккредитив – это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу поставщика, по которому банк-эмитент (т. е. банк, открывший аккредитив) может произвести платеж поставщику при выполнении им условий аккредитива или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи.

Суть расчета по аккредитиву состоит в следующем. Кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против предоставленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация при этом не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем денежных средств. При расчетах по аккредитиву кредитная организация действует от своего имени, но за счет плательщика. Срок действия аккредитива устанавливается соглашением сторон.

Могут открываться различные виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные[94] (могут быть изменены или аннулированы банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком) или безотзывные (соответственно их нельзя изменить или аннулировать без согласия поставщика).

Аккредитивная форма расчетов характеризуется следующими особенностями:

• для открытия аккредитива плательщик подает в банк-эмитент аккредитивное заявление по установленной форме;

• срок действия аккредитива фиксируется в договоре;

• аккредитив может быть открыт только для расчетов с одним поставщиком;

• не допускается выплата наличными деньгами с аккредитива;

• банк действует от своего имени, но за счет плательщика (отношения комиссии).

Банк-эмитент может самостоятельно выполнить аккредитивное заявление плательщика, если данный банк обслуживает и получателя денежных средств. В противном случае банк-эмитент должен выставить аккредитив банку, обслуживающему получателя денежных средств, который и исполняет аккредитив (исполняющий банк).

С целью получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет предусмотренные договором аккредитива документы (реестр счетов, отгрузочные и другие документы) в обслуживающий банк. Указанные документы должны быть предоставлены до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий договора. Иначе выплаты по аккредитиву не производятся.

При выплате по аккредитиву исполняющий банк обязан проверить подлинность аккредитива (соответствие печати и подписей поставщика заявленным образцам), соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, правильность оформления реестра счетов.

Закрытие аккредитива может быть произведено по одному из следующих оснований: истечение срока аккредитива; отказ получателя средств от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива; полный или частичный отзыв аккредитива плательщиком, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

Исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент о закрытии аккредитива.

Расчеты чеками регулируются ст. 877–885 ГК РФ. Чек – это ценная бумага, содержащая приказ владельца счета (чекодателя) банку (плательщику) о выплате указанной в нем суммы определенному лицу (чекодержателю). Чекодержателями могут быть физические и юридические лица.

К особенностям расчетов чеками могут быть отнесены следующие:

• чек должен содержать установленные ст. 878 ГК РФ реквизиты;

• бланки чековой книжки относятся к документам строгой отчетности;

• чек подписывается руководителем и главным бухгалтером. Запрещено подписывать незаполненные бланки чеков, а также передавать чековые книжки получателям средств по чекам;

• плательщиком может выступать только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;

• не допускается отзыв чека до истечения срока для его предъявления;

• выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он был выдан;

• чек выписывается тогда, когда установлена сумма платежа.

Чек оплачивается плательщиком за счет средств чекодателя при условии предъявления его к оплате в установленный срок. Чекодержатель предъявляет чек к платежу путем представления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо.

Срок исковой давности для исков чекодержателя к обязанным по чеку лицам составляет 6 месяцев и исчисляется со дня окончания срока предъявления чека к платежу.

Расчеты по инкассо регулируются ст. 874–876 ГК РФ. В данном случае банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (согласия на производство платежа).

Наиболее распространенная в России форма расчетов по инкассо – платежное требование-поручение. Платежное требование-поручение – это расчетный документ, содержащий требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров, выполненных работ, оказанных услуг на основании направленных ему отгрузочных и товарных документов.

Банк, получивший от клиента инкассовое поручение, называется эмитентом. Банк, который предъявляет требование о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу, является исполняющим банком. Если банк одновременно обслуживает обе стороны (и поставщика, и покупателя), то он является исполняющим банком.

При осуществлении платежа с акцептом банк обязан предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта, должен обеспечить зачисление на счет получателя соответствующей денежной суммы, если платеж был произведен плательщиком, или передать ему акцептованные документы.

В случае осуществления расчетов по инкассо без акцепта плательщиком банк-эмитент обязан обеспечить безакцептное списание средств со счета плательщика и зачислить эту сумму на счет получателя платежа. Банк-эмитент имеет право направить полученное от клиента инкассовое поручение для выполнения в другой банк, даже если между указанными банками отсутствуют договора о сотрудничестве.

Покупатель должен оплатить платежное требование-поручение в течение трех дней или письменно уведомить банк о полном или частичном отказе от акцепта. Полученные от покупателя суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банка-эмитента, который обязан зачислить эти средства на счет поставщика.

Исполняющий банк имеет право удержать из инкассированных сумм причитающееся вознаграждение и возмещение произведенных расходов, если иное не оговорено договором и банковскими правилами.

Срок акцепта – три рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. Согласие плательщика на акцепт должно быть подтверждено подписями уполномоченных лиц и оттиском печати соответствующего юридического лица.

Денежное обязательство прекращается с момента списания средств со счета плательщика.

Плательщик имеет право отказаться от оплаты платежного требования. Отказ от акцепта платежного требования составляется по установленной форме с указанием мотивов отказа. Он возможен только при наличии соответствующих оснований в договоре. Споры, возникающие между сторонами по поводу отказа от акцепта, рассматриваются органами арбитражного суда.

В случае, если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно сообщить банку-эмитенту о причинах неплатежа или отказа от акцепта. В свою очередь банк должен незамедлительно информировать об этом клиента с уточнением у него дальнейших действий.

Помимо описанных выше форм расчетов на практике также применяются:

а) расчеты в порядке плановых платежей, т. е. когда плательщик по договоренности с поставщиком периодически в установленные сроки и в определенном размере перечисляет денежные средства на счет поставщика;

б) расчеты путем зачета взаимных требований – это означает, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равных суммах, а на их разницу осуществляется платеж;

в) переводы денежных средств через предприятия связи – перечисление денежных средств организацией отдельным гражданам (заработная плата, алименты, пенсии и др.), уполномоченным лицам через предприятия связи или наоборот;

г) расчеты на основе корреспондентских счетов, открываемых кредитными организациями друг у друга, а также путем создания клиринговых центров;

д) расчеты с использованием векселей;

е) расчеты с использованием банковских карт, в том числе «корпоративных», которые выдаются юридическим лицам.

Наиболее распространенной на практике среди юридических лиц считается форма расчетов платежными поручениями. Актуальность для физических лиц представляет форма расчетов с использованием банковских карт, поскольку она позволяет моментально производить расчеты в разных уголках мира.

11.7. Обмен электронными документами при безналичных расчетах

В настоящее время регламентирован порядок обмена электронными данными при осуществлении безналичных расчетов через банковскую систему России. Участниками обмена электронными данными и пакетами электронных документов являются кредитные организации, филиалы кредитных организаций и другие клиенты Банка России, заключившие с ним договор об обмене электронными документами.

Все процедуры обмена электронными носителями регулируются Положением «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», утвержденным ЦБ РФ 12 марта 1998 г. № 20-П (ред. от 11.04.2000 г.). Действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.

Обмен электронными документами в правовом отношении обеспечивается введением так называемой «электронной цифровой подписи». А правовые условия использования электронной подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, рассматриваются в Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.

В ст. 3 указанного Закона приведены основные понятия новой информационной технологии обработки документов.[95]

В соответствии с законодательством сертификаты ключей подписей выдают удостоверяющие центры; их деятельность подлежит лицензированию. В качестве удостоверяющего центра для информационных систем общего пользования выступает юридическое лицо. Такой центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность за убытки, которые могут быть понесены вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей. Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, должен определяться ее владельцем или соглашением участников этой системы.

В соответствии со ст. 4 рассматриваемого закона для равнозначности электронной цифровой подписи собственноручной подписи в документе на бумажном носителе необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

• сертификат ключа подписи не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

• подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

• электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, www.aup.ru, law.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector