Принципы правового регулирования института оплаты труда

социальный партнерство оплата труд

Основные составляющие трудового права применительно к оплате труда сформулированы в ТК РФ на основе положений конвенций МОТ, в частности на Конвенциях: №95 «Об охране заработной платы» (1949 г.); №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.); №131 «Об установлении минимальной заработной платы» (1970 г.), а также на других международных нормах, касающихся заработной платы.

Современное российское трудовое законодательство закрепляет следующие правовые принципы организации оплаты труда:

› за равноценный труд производится равная оплата, без какой-либо дискриминации;

› оплата труда зависит от трудового вклада работника и максимальным размером не ограничивается;

› минимальный размер оплаты труда устанавливается государством, ниже которого заработная плата не может быть установлена;

› дифференцированная оплата труда в зависимости от его сложности (квалификации), тяжести, вредности и условий труда;

› оплата конкретного работника устанавливается соглашением сторон трудового договора;

› форма, система и тарифы оплаты труда устанавливаются коллективными соглашениями;

› темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста оплаты труда.

Основной особенностью института оплаты труда на современном этапе рыночных экономических отношений является отказ государства от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Такой подход сохранился только в организациях бюджетной сферы. В настоящее время существует два метода правового регулирования оплаты труда — централизованный (государственный)и децентрализованный (локальный — договорный).

Правовая организация заработной платы, создаваемая двумя методами — централизованным и договорным, — включает установление:

  • 1) государственного минимума заработной платы и систематический его пересмотр в соответствии с изменением прожиточного минимума;
  • 2) дифференциации в оплате труда через тарифную систему и в локальном порядке, в том числе путем надбавок и доплат;
  • 3) на каждом производстве конкретных форм, систем и тарифов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также норм труда и сдельных расценок.

В правовую организацию заработной платы входят также:

  • — установление в централизованном и локальном договорном порядке тарифных ставок (окладов), тарификация работ, тарифных разрядов, тарифных сеток и всей тарифной системы.
  • — система основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Оплата труда по трудовому договору отличается от оплаты по гражданско-правовому договору:

по трудовому договору

выплачивается систематически за произведенную работу

это цена овеществленного результата труда, оплачиваемая разово до или после выполнения работы

состоит из основной и дополнительной выплат

представляет собой единую выплату

регулируется законодательством и имеет правовую организацию

регулируется только соглашением сторон

при определенных условиях может быть повышена или понижена, что служит стимулированием труда

размер оговаривается за ранее и, как правило, не может быть изменен заказчиком.

государством установлен минимум размера заработной платы, ниже которого труд не может оплачиваться

минимальный размер не установлен и зависит только от соглашения сторон

Каковы основные принципы оплаты труда?

Трудовое законодательство в соответствии с общепризнанными международными нормами закрепляет два основных принципа регламентации оплаты труда. В первую очередь, это положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст. 37 Конституции провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.

При установлении любой системы заработной платы за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, т. е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ст. ст. 3, 132 ТК).

Вторым принципом правового регулирования оплаты труда выступает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК). Этот принцип отражает нравственное, гуманистическое содержание правового института заработной платы и указывает ключевое направление его развития: обеспечение человеку достойного существования в качестве вознаграждения за его добросовестный труд.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

1.2 Принципы оплаты труда работников

В основе оплаты труда лежит много принципов, которые зависят от преобладающей формы собственности в общественном производстве, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, уровня развития национальной экономики, национального богатства страны и др.

Это интересно:  Вопрос по трудовому праву сокращение

Организация оплаты труда должна быть основана на следующих принципах:

а) равная оплата за равный труд;

б) дифференциация заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

в) обоснованность оплаты;

г) гибкость систем оплаты труда;

д) обеспечение материальной заинтересованности в высоких конечных результатах, для чего необходимо важное условие.

е) систематическое повышение уровня оплаты труда, что вызвано не только ростом цен, но и законом возрастания потребностей человека;

ж) опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

з) самостоятельность предприятий в определении конкретной заработной платы, кроме минимального уровня оплаты труда, который устанавливает государство.

То есть данный принцип означает недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальной и религиозной принадлежности и др., а также соблюдение справедливости в распределении заработной платы на предприятии на основе адекватной оценки одинакового труда через его оплату.

Следующим принципом является принцип дифференциации заработной платы в зависимости от количества и качества труда.

Дифференциация заработной платы — установление неодинаковых уровней заработной платы для различных категорий работников в отдельных отраслях и районах страны. Отражает различие в продолжительности и интенсивности (напряжённости) труда работников, в сложности условий их труда, в квалификации работников, а также в общественной значимости того или иного вида труда.

Принцип дифференциации размеров заработной платы — дифференциация заработков осуществляется на основании критериев квалификации работников и сложности, выполняемых ими функций с учетом условий труда и результатов деятельности предприятия в целом.

В общей системе дифференциации заработной платы выделяются внутриотраслевая, межотраслевая и межрайонная. Внутриотраслевые и межотраслевые различия в уровнях заработной платы обеспечивают тарифная система и применение поощрительных систем оплаты.

Внутриотраслевая заработная плата устанавливает различия в оплате по квалификационным и профессиональным группам работников в соответствии со сложностью выполненных трудовых функций, а так же по видам производства и условиям труда.

Межотраслевая заработная плата складывается, прежде всего, под влиянием особенностей трудового процесса в отдельных отраслях (содержание трудовых функций, общеотраслевые условия труда, профессионально-квалификационная структура работающих и т.п.), а также под влиянием роли и значения различных отраслей в техническом прогрессе и развитии всего народного хозяйства.

Межрайонная заработная плата определяется отраслевой структурой производства по районам, важностью экономических районов и перспективой их развития, а также их природно-климатическими условиями. Цель установленных государством различий в уровнях заработной платы по районам страны состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для воспроизводства рабочей силы в связи с разницей в структуре потребления и уровнем цен на ряд потребительских товаров. Установление различий в оплате по районам диктуется также необходимостью привлечения и закрепления кадров в тех районах, которые испытывают недостаток в рабочей силе. Государственное регулирование заработной платы по районам страны осуществляется через систему районных коэффициентов к заработной плате.

Далее идет принцип обоснованности оплаты труда. При организации оплаты труда наличие норм обязательное условие обоснованности размера заработной платы.

Статья 37 Конституции РФ, а также статья 132 ТК РФ провозгласили недопустимость дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно статье 3 ТК РФ лица, которые считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 2 ТК РФ закрепила в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. Слова справедливая заработная плата», как правило, по-разному воспринимаются работниками и работодателем, не говоря уже о заведомо оценочном характере данного понятия.

Cсправедливая оплата труда требует установления и применения единых критериев, определяющих размер заработной платы, которые необходимо принимать во внимание при ее увеличении, а именно:

— сложность выполняемой работы;

— количество и качество затраченного труда.

При принятии на работу заработная плата должна быть установлена исходя из перечисленных критериев. Увеличение заработной платы целесообразно обосновывать, руководствуясь тем, что в процессе трудовой деятельности каждого конкретного работника возможно повышение уровня квалификации этого работника.

Следующим принципом можно выделить гибкость оплаты труда. Система оплаты труда обеспечивает наибольшую гибкость при формировании заработка работников всех категорий и должностей, учитывает результативность их труда, профессионализм и личные качества.

Внутренняя, микроэкономическая гибкость заработной платы связана с результатами работы предприятия, т.е. его прибыльностью и рентабельностью, а также с индивидуальными показателями работы самого работника. В настоящее время почти 80% рабочих экономически развитых стран находятся на повременной оплате труда и установленной норме выработки. Поэтому индивидуальная оплата труда работника отражает как особенности профессии, так и личные мотивы к труду, влияющие на оценку труда. Центр тяжести в определении размера заработка перенесен на уровень предприятия. Начиная с момента найма, работодатель стремится к индивидуализации работы с наемным работником. Индивидуальный подход к повышению заработной платы строится с учетом следующих основных положений, образующих систему:

Это интересно:  Общая характеристика конституционного права рф

а) определение минимальной годовой заработной платы для каждой категории работников с учетом всех выплат;

б) неодинаковое повышение заработной платы в рамках заранее заданного прироста общего фонда заработной платы;

в) отказ от индексации заработной платы по мере роста цен и переход на ее увеличение в зависимости от личных заслуг работников;

г) учет заслуг работника, а не его стажа работы при решении вопроса о персональных прибавках к заработной плате;

д) определение методов оценки индивидуальных заслуг работника.

Материальная заинтересованность работников в лучших результатах труда на современном этапе становится все более действенной силой развития общественного производства, повышения его эффективности.

Материальная заинтересованность обеспечивается, прежде всего, через распределение по труду, которое ставит заработок каждого работника, его материальное благосостояние в зависимость от количества и качества его труда в общественном производстве.

При материальной заинтересованности обязательным условием является неограниченность заработной платы, то есть максимальный уровень заработной платы не должен быть ограничен. Рост заработной платы сдерживается косвенно с помощью налоговой системы.

Повышение уровня жизни — важнейшая задача социальной политики. В Российской Федерации нужно быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции.

Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Проблемы роста производительности труда, его оплаты и выбора необходимого соотношения темпов их роста были и являются актуальными и широко обсуждаемыми многие годы.

При этом вопрос о производительности труда следует рассматривать в увязке с заработной платой и уровнем жизни. При низкой оплате труда нельзя говорить о росте производительности, равно как и при низкой и снижающейся производительности нельзя вести речь о достойной оплате труда и ее росте.

В российской же экономике имеет место как невероятный рост заработной платы на фоне снижения производительности труда, так и рост производительности труда при падении зарплаты. В сегодняшних условиях функционирования экономики страны ситуация также усугубляется искусственно поддерживаемой высокой формальной занятостью пусть даже и на фоне падения заработной платы.

Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы не порождает инфляцию. В случае обратного соотношения возникает инфляция, так как слишком высокие темпы роста заработной платы нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что так же приводит к снижению его производительности.

Говоря о том, что работнику нельзя платить больше того, что он заработал, надо помнить и о том, что нельзя платить и значительно меньше, что также свойственно российской экономике.

Необходимо выдерживать пропорциональность, тем самым задействовать в полной мере стимулирующую роль зарплаты. Не следует забывать и о том, что низкий уровень оплаты труда оказывает негативное влияние не только на трудовую активность, но и формирует недостаточный платежеспособный спрос населения.

Нельзя забывать о том, что предприятие или организация в праве самостоятельно определять уровень заработной платы работников, но не ниже минимального уровня оплаты труда, который устанавливает государство.

Система принципов правового регулирования труда

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В основе принципов трудового права лежат социально-экономические права в сфере труда. Практически в каждом принципе находит свое отражение конкретное трудовое право/обязанность, а также его гарантии. В этом свете не случайным представляется употребление такой законодательной формулы, предваряющей систему принципов, как «обеспечение» соответствующего трудового права.

Ст. 2 ТК РФ содержит большинство принципов, характерных для трудового права, базирующихся на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Согласно ст. 2 ТК РФ выделяют следующие принципы трудового права.

  • Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
Это интересно:  Правила складирования и хранения материалов на складе

o нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

o возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

o работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

o работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

o работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

o работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе и права работников и работодателей на объединение. Справедливые условия труда включают в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, которая устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижена ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией. Статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов.
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в соответствующей форме. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.
  • Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений.
  • Социальное партнерство.
  • Обязательность возмещения вреда.
  • Установление государственных гарантий и осуществление государственного контроля.
  • Обеспечение права каждого на государственную защиту и разрешение индивидуальных и коллективных споров. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381—397 ТК), коллективные трудовые споры — с применением примирительных процедур и при не достижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398—418 ТК).
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия. Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.
  • Обеспечение права на осуществление профсоюзного контроля, обеспечение права на обязательное социальное страхование.

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, pravo.bobrodobro.ru, students-library.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий