+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проверка правильности начисления заработной платы

Обычно правильность начисления и выплаты заработной платы проверяется выборочным путем. Известны различные варианты выборочной проверки. Наиболее эффективным вариантом является выявление признаков, указывающих на возможность недостатков и нарушений и дальнейшей допроверки по выявлению самих фактов.

Ревизию расчетов по оплате труда рекомендуется проводить по следующим направлениям:

Проверка первичных документов.

Проверка начисления заработной платы.

Проверка правильности удержаний из заработной платы.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Затем изучаются достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени и графиков работы.

На основании расчетно-платежных ведомостей изучают состав начисленной оплаты труда по каждому структурному подразделению. При необходимости обращаются к первичным документам (нарядам, табелям), используя метод взаимного контроля операций и документов.

Одновременно проверяется нет ли подставных лиц в расчетно-платежной ведомости, получающих денежные средства в виде заработной платы, и подписей, отличающихся от имеющихся в документах за предыдущие периоды.

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При формально-правовой проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполненность всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава в отделе кадров.

Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особенно внимательно проверяются наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака и переделке некачественно выполненных работ. При проверке первичных документов и расчетных ведомостей большое внимание уделяется правильности арифметических подсчетов.

На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда. Эта проверка производится отдельно по работникам с повременной и работникам со сдельной оплатой труда. По табелям учета рабочего времени устанавливается правильность начисления оплаты труда рабочим с повременной оплатой, проверяется соответствие ее тарифным разрядам рабочих и часовым тарифным ставкам. Затем определяется правильность начисления оплаты труда рабочим-сдельщикам. Ревизор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листки), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение всех реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам.

Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков. В процессе проверки необходимо установить полноту включения в расчет выплат при определении среднего заработка, правильность определения среднемесячной и среднедневной оплаты труда, суммы оплаты за время отпуска.

Далее проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда. аудит кредитный акциз

В процессе контроля проверяется также расходование средств фонда социальной защиты населения и, прежде всего, на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия начисляются на основании листков нетрудоспособности (бюллетеней), выдаваемых лечебными учреждениями. От соблюдения порядка их оформления зависит правильность начисления и выплаты пособий. В процессе контроля устанавливается, имеются ли в листках подписи врачей, печати лечебных учреждений. Аналогично проверяется оформление других документов, дающих право на получение пособий за счет средств фонда социальной защиты населения (пособие на новорожденного, пособие на детей, пособие по беременности и родам).

Проверкой расчетно-платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени, приказов о назначении работников определяют соблюдение штатной дисциплины. При этом особое внимание надо обращать на всякого рода дополнительные в данном структурном подразделении расчетно-платежные ведомости, вписанные не в обычном порядке фамилии отдельных работников, сомнительные подписи, за которыми могут скрываться факты нарушения штатной дисциплины и злоупотреблений.

Проверкой правильности расчетов зарплаты и сумм удержаний, устанавливается правильность суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки каждому работнику. На всех проверенных документах ревизор делает свою пометку. Если после сопоставления документов останутся непомеченными какие-либо расчетные и платежные ведомости или фамилии отдельных лиц в них, то это может явиться признаком составления двойных платежных ведомостей либо включения вымышленных фамилий.

Следует проверить правильность арифметических подсчетов в документах на начисление и выплату заработной платы. Проверкой правильности подсчета по вертикали могут быть выявлены завышения сумм, подлежащих к списанию в расход за счет уменьшения сумм удержанных налогов, и сумм, подлежащих перечислению в бюджет.

Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты, причины несвоевременности этих расчетов и меры, принимаемые субъектом хозяйствования по улучшению расчетной дисциплины по оплате труда.

Обязательным является выборочная проверка правильности отнесения расходов по заработной плате на определенный вид затрат. Неправильное отражение производственных расходов на счетах бухгалтерского учета может иметь место в результате низкой квалификации бухгалтерских работников.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту счета 70 проверяют по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (выдача заработной платы, удержания) — по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 — по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами. Также следует установить соответствие показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на 1-е число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. Ревизор должен составить следующую вспомогательную ведомость:

В процессе ревизии необходимо проверить правильность удержаний из заработной платы. Как известно, из оплаты труда работающих производятся удержания подоходного налога, по исполнительным документам, по поручениям — обязательствам за приобретенные товары в кредит, по письменному поручению о переводе страховых взносов по договорам личного страхования, авансов, выданных в счет оплаты труда, в возмещение ущерба, причиненного предприятию. Кроме того, по личному заявлению работника из его оплаты труда могут производиться перечисления на счета личных вкладов.

При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению: бюджету — взысканные налоги; торговым предприятиям — задолженность за товары, купленные в кредит; истцам — алименты и другие суммы. Особенно тщательно следует проверять правильность сделанных удержаний у лиц, уволенных за проверяемый период.

При проверке удержаний проверяют суммы удержанных налогов и платежей в соответствии с законодательством: подоходного налога; отчислений в Фонд социальной защиты населения; аванса, выданного в счет оплаты труда; сумм по исполнительным листам; невозвращенных своевременно подотчетных сумм; сумм, ошибочно излишне выплаченных в счет заработной платы.

Содержание

Неполная выплата заработной платы

Неполная выплата заработной платы

Особенности контроля расчетов по оплате труда в бюджетных учреждениях Республики Крым

Экономические науки /7.Учет и аудит

Магистрант Новикова О.С.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Особенности контролярасчетов по оплате труда в бюджетных учреждениях Республики Крым

В условиях новых форм организации и оплаты труда, деятельности субъектов хозяйствования с различной формой собственности значительно возрастает роль контроля использования ресурсов и сохранности собственности. Контроль учета заработной платы является одной из сложных задач, стоящих перед контролером. Бюджетные учреждения нуждаются в данном контроле особенно сильно, так как их потребность подтверждать целесообразность своих расходов всегда высока. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Основная задача контроля оплаты труда — проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержания из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Следует помнить, что система оплаты труда работников учреждения устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами Республики Крым, принятыми в соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым» и с учетом:

-единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

-единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

-государственных гарантий по оплате труда;

-перечня видов выплат компенсационного характера;

-перечня видов выплат стимулирующего характера;

-рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проверяя правильность оплаты труда, контролер должен проверить:

— наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;

-соблюдение действующего законодательства о труде;

-правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;

-соответствие показателей аналитического учета по счету 302.11.730 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.

При проверке использования фонда оплаты труда, контролер должен проверить:

-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов, тарифных ставок работников предприятия;

-утверждено ли штатное расписание директором учреждения;

-правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).

Источники информации, используемые при контроле, зависят от принятой организацией учетной политике и последовательности записи в них.

Для учета личного состава, начисления и выплаты заработной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 и Приказом Минфина РФ от 15.12.2010г.N173н, правильность заполнения которых необходимо проверить контролеру:

-Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. Т-1);

-Личная карточка (ф. Т-2);

-Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (Ф. Т -5);

-Расчетная ведомость (ф.

Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях

Помимоосновныхконтрольныхпроцедур,припроверке бюджетного учреждения необходимопроверить:

-расходование средств финансирования из бюджета в соответствии с доведёнными лимитамибюджетных обязательств;

-правильность отнесения расходов бюджетного учреждения по соответствующим статьям классификации расходов бюджетов.

Таким образом, контроль расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении является трудоемким процессом, который требует особой внимательности и знания нормативно-правовой базы, касающейся вопросов оплаты труда.

1. Закон Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым» / . Режим доступа: crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/project/56.pdf

2. Приказ Минфина РФ Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» от 15 декабря 2010г.N173н // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011, — N 1. — Ст. 1253

3. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (05 января 2004 г.)

Ревизия расчетов с персоналом по оплате труда

Расчеты с персоналом — один из наиболее ответственных участков учета, так как в случае ошибки бухгалтер рискует навлечь на себя гнев не только ревизоров, но и своих собственных работников.

Трудовой кодекс — особенности учета ЗП

В наихудшем случае дело может дойти даже до суда. Рассмотрим, на что нужно обратить самое пристальное внимание при расчетах с сотрудниками.

Типичные нарушения

Можно выделить следующие характерные нарушения, выявляемые в ходе проверок расчетов учреждения с сотрудниками по оплате труда:

  • превышение предельной штатной численности работников;
  • превышение установленного фонда оплаты труда;
  • необоснованное начисление стимулирующих выплат, материальной помощи;
  • неверное исчисление НДФЛ, неправильное применение налоговых вычетов;
  • неприменение унифицированных форм первичных документов по оплате труда или их неправильное заполнение;
  • принятие к учету неправильно оформленных листков нетрудоспособности;
  • выплата физическим лицам, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, пособий по временной нетрудоспособности, отпускных, командировочных;
  • неправильный расчет среднего заработка;
  • неправильное исчисление стажа работы для расчета надбавки за выслугу лет.

Проверяемые документы

При проверке расходования средств на оплату труда контролеры проверяют следующие документы:

  • штатное расписание, приказы (распоряжения) о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора (контракта), трудовые договоры;
  • Главную книгу (ф. 0504072);
  • Кассовую книгу (ф. 0504514);
  • Журнал операций по счету «Касса» (ф. 0504071);
  • Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071);
  • карточки-справки (ф. 0504417);
  • табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);
  • Книгу аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0504048);
  • расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401), расчетные ведомости (ф. 0301010), платежные ведомости (ф. 0504403), расходные кассовые ордера (ф. 0310002);
  • ведомости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501);
  • записки-расчеты об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425).
Это интересно:  Правовой режим ценных бумаг

Контроль штатного расписания, по существу, включает проверку оформления структуры, штатного состава, численности, перечня должностей, должностных окладов, наличия надбавок, сведений о месячном фонде заработной платы.

При проверке правильности начисления заработной платы в карточках-справках, расчетно-платежных, расчетных ведомостях данные сверяются с табелем учета рабочего времени. Помимо подтверждения основного заработка контролируется наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам; справок-расчетов бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда; приказов руководителя о премировании, о выдаче материальной помощи.

Пример акта ревизии

В процессе ревизии проверяются соблюдение трудового законодательства, правильность начисления заработной платы, денежного довольствия и удержаний из них, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между учреждением и работниками. При этом выполняются следующие процедуры:

  • оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
  • подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям;
  • установление законности и полноты удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам в пользу учреждения, бюджета, других юридических и физических лиц;
  • проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
  • контроль соблюдения учреждением налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Контроль правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам осуществляется, как правило, выборочным способом. При этом проводятся следующие процедуры:

  • проверка наличия и правильности оформления документов, подтверждающих начисление пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, листки нетрудоспособности);
  • проверка соблюдения законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и ТК РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
  • арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).

Приведем образец заполнения акта ревизии в части результатов проверки ведения учета расчетов с персоналом по оплате труда.

АКТ ревизии (проверки) (полное наименование проверяемого объекта) за (период проведения проверки)

«__» __________ 20__ г. (место составления акта)
(дата составления акта)

V. Проверка расходования средств на заработную плату

Предельная штатная численность ___ установлена на ___ год в количестве ___ штатных единиц, в том числе .

Штатное расписание на ____ год утверждено в количестве ___ штатных единиц, в том числе .

Установлена излишняя штатная численность в количестве ___ единиц.

По штатная численность превышает предельную на ____ штатных единиц ввиду .

На момент ревизии по вакантны _____ штатных единиц с «__» ___________ ____ г. ввиду .

Фонд оплаты труда на ___ год утвержден в сумме ______ руб., в том числе .

Ревизией (проверкой) установлено, что по фонд оплаты труда превышает требуемый на _____ руб. вследствие .

В установлены сроки выплаты денежного содержания и заработной платы: аванс ___ числа текущего месяца, заработная плата ____ числа следующего месяца. В течение проверяемого периода выплаты денежного содержания и заработной платы производились с задержками до ___ дней по следующим причинам .

Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на «__» ______ 200_ г. составляет ____ руб. по причине .

Выявлены факты задержки выплаты заработной платы при наличии финансового обеспечения из бюджета на эти цели. Так, заработная плата за _____ месяц 200_ г. выплачена с задержкой на ____ дней (срок выплаты «__» _________ 200_ г., фактически выплачено «__» ______ 200_ г.), при этом средства на заработную плату поступили на счет N ___ «__» __________ 200_ г. .

Проверкой правильности установления должностных окладов государственных служащих (работников) установлено, что в нарушение установлены факты завышения (занижения) окладов (разрядов) .

В нарушение постановления приказом руководителя от ___________ N __ с _________ г. должностной оклад установлен в размере _______ руб. в месяц, следовало установить ________ руб., в результате чего неправомерно выплачено/переплачено (недоплачено) оклада по (количество) единицам обслуживающего персонала за период __________ в общей сумме __________ руб. Расшифровка приведена в Приложении N __.

Проверкой правильности установления надбавок за выслугу лет установлено, что в нарушение в стаж работы без соответствующего решения руководителя включен период работы (службы) , не дающий права на установление надбавки за выслугу лет. За период _________ неправомерно выплачено _______ руб.

В нарушение без соответствующего решения вышестоящего органа управления выплачено стимулирующих надбавок к должностному окладу на общую сумму _____ руб., в том числе .

Выявлены факты незаконных выплат надбавок работникам без приказов руководителя организации. За период _______ 200_ г. без приказов руководителя выплачено ____ руб., в том числе .

В соответствии с приказом руководителя от «__» ________ 200_ г. N __ работникам должна быть выплачена в размерах от ___ до ___% должностного оклада согласно указанному в приказе списку. На основании данного приказа начислено на сумму _____ руб., что составляет __% должностного оклада вместо предусмотренных приказом ___%. По выплачено ___ руб., переплата (недоплата) составила ____ руб. Также данным приказом не предусмотрена выплата , фактически ему выплачено ____ руб. Неправомерные выплаты/переплата составили ____ руб.

Ревизией (проверкой) установлено, что в 200_ г. были заключены трудовые договоры (соглашения) с сотрудниками, состоящими в штате организации. Согласно контракту от _________ N __, заключенному с , не предусмотрены выплаты за . Фактически данные выплаты произведены за счет , вследствие чего за период с ________ по ________ неправомерно выплачено ________ руб.

Правильность оплаты отпусков проверена (за весь проверяемый период, выборочно). Установлено, что в нарушение в расчет среднедневного заработка при расчете отпускных включено (не включено) . В результате среднедневной заработок рассчитан в сумме ______ руб., отпускные начислены в сумме ____ руб. Среднедневной заработок за _______ месяц фактически составляет ________ руб. , и отпускные следовало начислить в сумме _____ руб. . Неправомерные расходы/переплата (недоплата) отпускных составили ________ руб.

Установлены нарушения ст. 126 ТК РФ. Так, по расходному кассовому ордеру согласно приказу руководителя от __________ N ____ выплачена компенсация за полный неиспользованный отпуск за ____ год . Всего установлено неправомерных выплат на общую сумму ____ руб. Сводный реестр приведен в Приложении __.

Установлены факты, когда в нарушение требований ст. 38 БК РФ в проверяемом периоде за счет средств бюджета осуществлялись выплаты заработной платы, подлежащей оплате за счет , на общую сумму ________ руб., что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Выявлены факты уплаты платежей не по тем кодам бюджетной классификации, за счет которых было произведено начисление, что является нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).

Последствия счетной ошибки при расчете заработной платы

Счетные ошибки при начислении и выплате заработной платы случаются достаточно часто. Нередко при их исправлении допускается нарушение прав работников.

Законодательство не содержит определения счетной ошибки. В юридической литературе ее предлагается определять как ошибку в арифметических действиях при расчете подлежащих выплате сумм. Вместе с тем в математике арифметическая ошибка является только одной из разновидностей счетной ошибки, которая включает любое ошибочное применение математических правил и формул, включая правила математической логики и порядок выполнения расчетов. Разновидностью счетной ошибки является, например, двукратное начисление заработной платы за один и тот же период.

В случае допущения счетной ошибки возникает неосновательное обогащение, за исключением случаев, когда счетная ошибка выявлена и исправлена до момента выплаты заработной платы работникам. Под неосновательным обогащением согласно ст. 1102 ГК РФ понимается приобретение или сбережение лицом имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет другого лица (потерпевшего).

В случае недоплаты работнику заработной платы неосновательное обогащение возникает у работодателя. Данная сумма должна быть возвращена сразу же после обнаружения ошибки. Как правило, она возвращается работнику при ближайшей выдаче заработной платы. При задержке выплаты работодатель может быть привлечен к материальной ответственности на основании ст. 236 ТК РФ. Причем тот факт, что задержана не вся заработная плата, а ее часть, не имеет значения.

Ответственность работодателя заключается в выплате помимо суммы недоплаты также процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а в определенных случаях и в компенсации работнику морального вреда. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором.

В случае переплаты заработной платы работнику неосновательное обогащение возникает у него, и он обязан вернуть излишне выплаченные денежные средства. Удержание может происходить в добровольном или в судебном порядке.

При отсутствии спора с работником по поводу оснований и размеров удержаний они производятся из заработной платы на основании распоряжения работодателя в соответствии со ст. 137 ТК РФ при условии, что распоряжение сделано в течение месяца со дня выплаты неправильно исчисленных сумм. При этом целесообразно получить письменное согласие работника на удержание. Если работнику выплачен аванс, удержание следует осуществлять при окончательном расчете за месяц. Если заработная плата работнику за месяц уже выплачена, удержание производится из заработной платы за будущий период.

В случае пропуска работодателем месячного срока, а также при возникновении спора о праве излишне выплаченные работнику суммы могут быть взысканы на основании решения суда. Для взыскания соответствующих сумм работодателю необходимо доказать, что допущена именно счетная ошибка. В качестве доказательств используются как письменные документы, так и свидетельские показания, возможно даже назначение судебно-бухгалтерской экспертизы.

Следует обратить внимание, что согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Удержания из заработной платы работника могут производиться и для возврата других сумм (приравненных к заработной плате платежей, а в отдельных ситуациях пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных денежных сумм, предоставленных работнику работодателем в качестве средства к существованию), излишне выплаченных работнику в случае счетных ошибок.

Имеются определенные особенности при исправлении счетной ошибки в отношении уволившегося сотрудника. Дело в том, что работодатель имеет право удерживать средства именно из заработной платы работников (ст. 137 ТК РФ). В рассматриваемой ситуации уволившийся работник ее уже не получает. Поэтому в данном случае возможно взыскание денежных средств только в судебном порядке. Кроме того, уволившийся работник на момент рассмотрения дела может не иметь новой работы и, следовательно, заработной платы, из которой необходимо производить удержание. Однако, поскольку неосновательное обогащение работника имело место, его необходимо взыскивать в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством.

На практике в ходе исправления допущенных при начислении заработной платы ошибок порой допускается нарушение положений законодательства. В частности, признают счетными ошибки, связанные с неправильным применением закона.

Учет и контроль оплаты труда в бюджетных организациях

Между тем излишние выплаты работнику в связи с неправильным применением законодательства об оплате труда, коллективного договора, соглашения или трудового договора не связаны с нарушением порядка совершения математических расчетов. Например, если работнику была начислена заработная плата по более высокому тарифному разряду или должностной ставке, не было применено содержащееся в законе ограничение, это не является результатом счетной ошибки. В таком случае на основании ст. 137 ТК РФ и ст. 1109 ГК РФ возникшее у работника неосновательное обогащение не подлежит возврату, поскольку указанные денежные суммы предоставлены ему в качестве средства к существованию при отсутствии с его стороны недобросовестности. Ввиду целевого назначения таких платежей требование об их возврате было бы явно несправедливым по отношению к работникам, в том числе бывшим.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Целью проведения аудита являются оценка применяемой бухгалтерией данного предприятия методики в области оплаты труда и выявление ее соответствия действующему законодательству. Для осуществления проверки правильности организации расчетов в бухгалтерской службе с сотрудниками предприятия по начислению и выплатам денежных сумм по оплате труда проводится аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Задачи проверки

В ходе проведения аудита на данном участке работы бухгалтерской службы осуществляется проверка:

  • правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по учету расчетов по заработной плате;
  • соответствия выполненных операций действующему законодательству;
  • соответствия данных аналитического и синтетического учета по счетам учета расчетов по оплате труда с персоналом;
  • правильности и достоверности расчетов по начислению заработной платы и удержанию из нее;
  • правильности отражения данных в бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского учета.

Какие документы проверяются

В ходе осуществления данного вида аудита проверке подвергаются документы, подтверждающие расчеты по начислению и выдаче заработной платы, удержания из начисленной заработной платы. Это такие документы, как положения о премировании и стимулировании, договоры (трудовые и гражданско-правового характера), штатное расписание. Подвергаются проверке приказы, личные карточки работников, наряды, листки временной нетрудоспособности, ведомости выдачи заработной платы. Проверяются бухгалтерский баланс предприятия, главная книга, учетные регистры, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие учетные регистры подвергаются проверке

В ходе осуществления аудита проверяются учетные регистры по следующим счетам:

  • правильность удержания налогов из начисленной заработной платы – проверяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • правильность начисления страховых взносов во внебюджетные фонды – проверяются учетные регистры счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с изучением всех субсчетов;
  • правильность начисления и выдачи заработной платы персоналу – проверяются учетные регистры счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • правильность расчетов по прочим операциям – учетные регистры 73 счета «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • правильность расчетов по алиментам – учетные регистры 76 счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Методика проверки

Методика осуществления проверки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Методика проверки

Этап проверки Сущность этапа
1 этап. Проверка первичной документации На данном этапе проверяется правильность оформления бухгалтерской документации по учету рабочего времени, документов платежных и расчетных, неполученной в срок заработной платы, т. е. депонированной.
2 этап. Проверка правильности расчетов сумм по оплате труда Производится арифметическая проверка бухгалтерских документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
3 этап. Проверка обоснованности расчетов по оплате труда Проверяется, обосновано ли было начисление сотрудникам предприятия выплат по оплате труда. Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок налога на доходы физических лиц, начисления выплат в связи с особыми условиями труда (работа в ночные часы, сверхурочные, праздничные и выходные дни).
4 этап. Проверка обоснованности и правильности расчетов по НДФЛ Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок данного налога, правильности предоставления налоговых льгот.
5 этап. Проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам Производится проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам.
6 этап. Проверка соответствия показателей бухгалтерских счетов данным бухгалтерской отчетности Производится проверка соответствия показателей счетов бухгалтерского учета информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.

В ходе проведения проверки могут быть обнаружены недочеты, нарушения. Среди основных:

  • отсутствие договоров (коллективных и трудовых);
  • нет заявлений сотрудников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
  • имеют место неправомерные включения для целей налогообложения в себестоимость продукции некоторых расходов;
  • выплаты сотрудникам, которые не указаны в трудовых договорах, положениях;
  • в базу для расчета страховых взносов не включаются выплаты за счет собственных средств предприятия.

По итогам проведения проверки сотрудники аудиторской фирмы разрабатывают рекомендации. Разработка рекомендаций направлена на избежание ошибок, которые были выявлены в ходе оценки работы предприятия в области расчетов по оплате труда.

Рекомендации касаются не только методов, которые используют в своей работе сотрудники бухгалтерии по учету труда и его оплаты, но и всей кадровой документации предприятия.

Оплата труда как предмет проверки

«Бюджетный учет», 2010, N 3

Продолжаем публикацию статей о нарушениях, влекущих за собой завышение планового фонда оплаты труда и неправомерные выплаты по статье 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда».

Оплата за неотработанное время

Сумма заработной платы зависит от отработанного за месяц времени, которое фиксируется в табеле учета рабочего времени. Указанный первичный документ является для бухгалтера основанием для начисления заработной платы, подтверждая исполнение работником обязательств по трудовому договору.

По окончании месяца работник, ответственный за ведение табеля, подводит итог общего количества дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы. Заполненный табель подписывает лицо, ведущее табельный учет, руководитель структурного подразделения и сотрудник кадровой службы.

Заполненный табель в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов. После утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости, в которой отражается начисление заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся им для окончательного расчета, а также удержанных из заработной платы налогов и других сумм.

При проведении проверок правильности начисления и выплаты заработной платы ревизоры сопоставляют табели учета рабочего времени, трудовые договоры, приказы по учреждению, графики работы и лицевые карточки по выплате заработной платы. В результате такой сверки выявляются случаи оплаты труда за неотработанное время.

Пример 1. При проверке графиков работы сторожей за период с октября 2007 г. по май 2008 г. установлена выплата заработной платы за неотработанное время в размере 13 часов еженедельно: три сторожа работают по графику с 19:00 до 11:00, дневной сторож работает с 11:00 до 18:30 с понедельника по пятницу и с 11:00 до 16:00 в субботу. В период с 18:30 до 19:00 с понедельника по пятницу, с 16:00 до 19:00 в субботу и с 11:00 до 19:00 в воскресенье дежурство не производилось. В табелях учета рабочего времени при подведении итога в общее количество отработанных часов ответственный за ведение табеля исполнитель необоснованно включал неотработанное время (ночным сторожам — с 18:30 до 19:00 по будням, дневному сторожу — с 16:00 до 19:00 в субботу и с 11:00 до 19:00 в воскресенье). Таким образом, в результате неверного составления табеля производилась оплата труда за неотработанное время.

Статьей 92 Трудового кодекса предусмотрена возможность для отдельных категорий граждан работы по сокращенному графику работы. Кроме того, в соответствии со ст. 93 по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

При этом график работы должен быть подписан работодателем и работником, условие о сокращенной продолжительности рабочего времени — включено в трудовой договор, а оплата должна производиться пропорционально отработанному времени. Данное требование соблюдается не всегда.

Пример 2. Согласно приказу по учреждению от 15 октября 2007 г. N 2-к Петрова А.А. назначена на должность специалиста 2 категории сектора по организационной работе и кадровым вопросам с 15 октября 2007 г. с испытательным сроком три месяца с оплатой одной ставки, должностным окладом 3330 руб. согласно штатному расписанию, а также ежемесячного денежного поощрения в размере двух должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 процентов. Сотрудница работала по сокращенному графику работы, что составляет семь часов в день, или 35 часов в неделю, что было отражено в ежемесячных табелях учета рабочего времени, в то время как оплата производилась в полном объеме (одной ставки с учетом надбавок) за счет средств бюджета г. Москвы. Указанные нарушения привели к необоснованной выплате заработной платы по КОСГУ 211 «Заработная плата», по КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

В соответствии со ст. 128 Трудового кодекса по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Контролирующими органами систематически выявляются случаи оплаты в полном объеме периодов нахождения сотрудников в административных отпусках.

Пример 3. Проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы в ревизуемый период в соответствии с установленными окладами и фактически отработанным временем путем сопоставления ведомостей на выдачу заработной платы и лицевых счетов со штатными расписаниями, приказами по учреждению, табелями учета фактически отработанного времени установлен факт оплаты нерабочих дней сотрудникам, находящимся в административных отпусках, в полном объеме, а именно:

  • приказами от 16 февраля 2009 г. N 16, от 12 марта 2009 г. N 29 и от 11 апреля 2009 г. N 46 Ивановой И.И. были предоставлены административные отпуска без сохранения заработной платы 17 февраля 2009 г., 23 марта 2009 г. и 17 апреля 2009 г. соответственно. В то же время оплата произведена в полном объеме как за рабочие дни;
  • согласно приказу без номера и даты заведующей костюмерной предоставлен административный отпуск продолжительностью 11 календарных дней (всего 23 рабочих дня). Согласно карточке лицевого счета оплата произведена за 13 рабочих дней вместо 12 (23 дн. — 11 дн.). Таким образом были произведены излишние выплаты по подстатье 211 «Заработная плата» и по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса совместительством признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день, а в течение одного месяца (другого учетного периода) — половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. При проверках имеют место случаи совпадения рабочего времени по основному месту работы с рабочим временем по месту работы по совместительству, что приводит к оплате за неотработанное время.

Пример 4. Проверкой выработки нормы рабочего времени совместителей установлено совпадение рабочего времени по основному месту работы с рабочим временем по месту работы по совместительству. Так, за период с 1 сентября 2008 г. по 31 мая 2009 г. график работы по основному месту работы — с 9:00 до 18:00, в табелях рабочего времени значится восемь часов. В то же время график работы в проверяемом бюджетном учреждении: понедельник, среда, пятница с 9:00 до 14:00. Таким образом, с учетом требований ст. 282 Трудового кодекса и удаленности основного места работы от места работы по совместительству отсутствовала возможность одновременного нахождения сотрудника по двум адресам, соответственно производилась оплата за неотработанное время.

Кроме указанных выше нарушений ревизоры выявляют случаи, когда начисление заработной платы производится бухгалтерией за большее количество времени, чем указано в табелях учета рабочего времени.

Пример 5. Проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы установлено:

  • за период с сентября по декабрь 2008 г. согласно табелям учета рабочего времени педагог-хореограф работала еженедельно по три часа с младшими группами и по четыре часа со старшими, в то время как начисления бухгалтер производил за большее количество времени: три часа с младшими группами и шесть часов со старшими;
  • главному бухгалтеру на основании приказа по учреждению от 3 сентября 2008 г. N 2 произведена оплата «за обеспечение безопасности учреждения 6 сентября 2008 г. с 10:00 до 19:00», однако в табеле учета рабочего времени за сентябрь 2008 г. 6 сентября 2008 г. значится как неотработанное время.

Премии

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Конкретный перечень стимулирующих выплат и премий законодательством не определен, соответственно коллективным договором и (или) положением о премировании могут быть установлены любые типы и разновидности премий .

См. статью «Чтобы работалось лучше» в журнале «Бюджетный учет» N 10/2009, с. 54.

Принятая в организации система оплаты труда может предусматривать выплату премий определенному кругу лиц на основании установленных конкретных показателей и условий премирования. Размер премии будет определяться конкретными результатами работы сотрудника и нормами, установленными в положении о премировании.

При проведении проверок правомерности выплаты премий ревизоры сопоставляют нормы локальных нормативных актов о порядке стимулирования труда, принятых в конкретном бюджетном учреждении, с нормами правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, ведомственных инструкций и приказов, а также выявляют случаи выплаты премий за выполнение основных функциональных обязанностей, за высокую квалификацию сотрудника (что уже учтено ставками единой тарифной сетки) и другие случаи необоснованного премирования.

Пример 6. Приказами по учреждению главный бухгалтер премирована из фонда экономии заработной платы по следующим основаниям: «за рациональное использование всех видов экономических ресурсов», «за обеспечение экономного расходования бюджетных средств», «за экономический анализ хозяйственной деятельности, разработку мероприятий по обеспечению режима экономии».

Данные виды выплат предусмотрены должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной директором бюджетного учреждения, в качестве основных функциональных обязанностей. Кроме того, в ст. 34 Бюджетного кодекса провозглашен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который должен соблюдаться в каждом бюджетном учреждении.

Таким образом, главный бухгалтер получала премии за исполнение своих прямых обязанностей, что является неправомерным.

При совершении дисциплинарного проступка сотрудником бюджетного учреждения или несоблюдении им трудовой дисциплины работодатель имеет право применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс не содержит запрета на поощрение работников, имеющих дисциплинарные взыскания, однако такая норма имеет место в локальных нормативных актах некоторых бюджетных учреждений, но не всегда соблюдается.

Пример 7. Приказом по учреждению от 10 января 2008 г. N 2 двум сотрудникам объявлены дисциплинарные взыскания. Положением о премировании, утвержденным директором учреждения, запрещено премирование сотрудников, допустивших дисциплинарный проступок в течение года. В соответствии со ст. 194 Трудового кодекса взыскание отменено не было, однако приказом от 4 мая 2008 г. N 30 указанные выше сотрудники необоснованно премированы в размере 500 руб. каждый.

Порядок премирования государственных гражданских служащих г. Москвы при наличии не снятого дисциплинарного взыскания определен Распоряжением Правительства Москвы от 12 сентября 2005 г. N 1776-РП «О повышении ответственности государственных гражданских служащих Аппарата Мэра и Правительства Москвы и органов исполнительной власти города Москвы» (далее — Распоряжение N 1776-РП) и содержит следующие нормы (п. п. 1.2.6, 1.2.7).

При применении к государственным гражданским служащим Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти г. Москвы мер дисциплинарного взыскания размеры их ежемесячных надбавок к должностным окладам за особые условия гражданской службы снижаются не менее чем на 50 процентов от установленных размеров соответствующих надбавок.

Изменение размера этой надбавки производится по результатам служебной деятельности гражданского служащего, но не ранее чем через месяц со дня установления ему надбавки в более низком размере.

Государственные гражданские служащие, которым были снижены размеры ежемесячных надбавок к должностным окладам за особые условия гражданской службы, к премированию за выполнение особо важных и сложных заданий в течение текущего квартала не представляются. Ревизоры выявляют случаи несоблюдения указанных выше требований.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение п. 1.2.8 Распоряжения N 1776-РП приказом по учреждению от 16 июня 2007 г. N 5 главный бухгалтер была необоснованно премирована за II квартал 2007 г.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является одним из видов государственных гарантий. В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени соответствующего месяца и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, то и оплата труда должна быть не менее соответствующей доли минимального размера оплаты труда. Некоторые бюджетные учреждения указанные требования не соблюдают и производят доплаты до минимального размера оплаты труда без учета фактической нагрузки и отработанного времени.

В состав заработной платы входит вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, размер доплаты до МРОТ должен осуществляться с учетом указанных выше выплат, а именно: доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, премий и т.п. Однако часто ревизоры выявляют случаи, когда разовые премии при расчете доплаты до МРОТ бухгалтерами по учету заработной платы бюджетных учреждений не учитываются.

Таблица 1. Расчет заработной платы

«Отпускные» ошибки

В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Порядок расчета среднедневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии со ст. 139 и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее — Положение N 922), исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). При этом календарным месяцем считается период с 1 по 30 (31) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28/29 число включительно), а из расчетного периода исключается время и начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством. Однако указанное положение не всегда соблюдается бюджетными учреждениями, и из расчетного периода время нахождения сотрудников в командировках или на больничных листах не исключается.

Расчет следовало произвести следующим образом:

  1. Заработная плата, учитываемая при расчете отпускных:

где 21 — количество рабочих дней в апреле согласно производственному календарю;

16 — количество дней, отработанных сотрудником в апреле.

  1. Средний заработок для исчисления отпускных:

где (29,4 дн. / 30 дн. x 25 дн.) — количество календарных дней, приходящихся на время, фактически отработанное в апреле.

  1. Сумма отпускных, подлежащих выплате работнику:

17 039,40 руб. (608,55 x 28 кален. дн.).

При исчислении среднедневного заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя в расчетном периоде, независимо от источников этих выплат. При расчете среднедневного заработка не учитываются выплаты социального характера, не относящиеся к оплате труда. Среди них материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др. (п. 3 Положения N 922). Однако некоторые бюджетные учреждения суммы материальной помощи и оплаты стоимости питания учитывают в полном объеме при исчислении среднедневного заработка, что является неправомерным и приводит к излишней выплате сумм отпускных.

В расчетном периоде сотруднику с 15 по 28 декабря 2008 г. был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск сроком на 14 календарных дней, а с 26 по 31 января 2009 г. он находился на больничном. В нарушение Положения N 922 в средний заработок при расчете отпускных в расчетном периоде с июня 2008 г. по май 2009 г. бухгалтер включил материальную помощь и произвел следующие расчеты.

  1. Заработная плата, учитываемая при расчете суммы отпускных: 262 559,78 руб. (22 000 руб. x 10 мес. + 12 434,78 руб. + 15 125 руб. + 15 000 руб.), где:
  • 12 434,78 руб. (22 000 руб. : 23 x 13) — заработная плата за 13 дней, фактически отработанных в декабре 2008 г.;
  • 15 125 руб. (22 000 руб. : 16 x 11) — заработная плата за 11 дней, отработанных в январе 2009 г.;
  • 15 000 руб. — сумма материальной помощи.
  1. Средний дневной заработок, по расчетам бухгалтера, составил 809,50 руб. (262 559,78 руб. : (29,4 x 10 мес. + 16,12 дн. + 14,23 дн.)), где:
  • 16,12 дн. (29,4 : 31 x 17) — количество календарных дней, приходящихся на время, фактически отработанное в декабре 2008 г.;
  • 14,23 дн. (29,4 : 31 дн. x 15) — количество календарных дней, приходящихся на время, фактически отработанное в январе 2009 г.

Расчет следовало произвести следующим образом:

  1. Заработная плата, учитываемая при расчете суммы отпускных: 247 559,78 руб. (22 000 руб. x 10 мес. + 12 434,78 руб. + 15 125 руб.).
  2. Средний дневной заработок составит 763,25 руб. (247 559,78 руб. : (29,4 x 10 мес. + 16,12 дн. + 14,23 дн.)).

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, в соответствии с п. 5 Положения N 922 премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.) (п. 15 Положения N 922).

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения N 922, не пересчитываются пропорционально отработанному времени только премии и вознаграждения, которые начислены за фактически отработанное время за месяцы расчетного периода. Иные премии и вознаграждения в этом случае учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, путем деления фактически начисленной суммы премиальных выплат, подлежащих пересчету, на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели в расчетном периоде по норме и умножения на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на отработанное время, а не пропорционально фактически отработанному времени в периоде, за который начислена премия. При проверках правильности распределения премий выявляются случаи нарушения указанных выше положений.

Кроме того, ревизоры выявляют случаи неверного расчета дней отпуска, включаемых в расчет отпускных.

Пример 14. В государственном образовательном учреждении два учителя физики и один учитель химии совмещали основную работу учителя с должностями лаборантов. При этом бухгалтер расчет суммы причитающихся сотрудникам отпускных произвел по обеим ставкам из расчета 56 дней, в то время как следовало считать из расчета 56 дней по ставке учителя и 28 дней по ставке лаборанта.

Согласно действующему трудовому законодательству право на использование отпуска за первый год работы возникает у сотрудника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у работодателя (по договоренности можно и раньше), отпуска за второй и последующий годы его работы могут предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью их предоставления, установленной в данном учреждении (ст. 122 ТК РФ). Возможна ситуация, когда работник, использовав ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения периода, дающего ему право на оплачиваемый ежегодный основной отпуск, подает заявление об увольнении. В этом случае учреждение вправе произвести удержание из заработной платы за неотработанные дни отпуска в соответствии со ст. 137 Трудового кодекса. Но не всегда указанное право используется на практике бюджетными учреждениями. Такое положение дел квалифицируется проверяющими как неприменение мер к взысканию задолженности сотрудника перед бюджетным учреждением и указывается в акте проверки в качестве нарушения.

В указанном случае не стоит забывать об ограничениях размера удержаний: их общий размер при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а при удержаниях по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработной платы (ст. 138 ТК РФ). Если сумма, подлежащая удержанию, превышает установленный размер в 20 процентов, то необходимо взять письменное заявление с сотрудника с указанием удерживаемой суммы в качестве доказательства того, что он не оспаривает основания и размеры удержания (ст. 137 ТК РФ).

Переплаты

Кроме описанных выше нарушений при проведении проверок выявляются случаи излишней выплаты заработной платы по иным причинам: отсутствие необходимого объема работ, арифметические ошибки, выполнение функциональных обязанностей по одной должности, а оплата по другой, несоответствие тарифно-квалификационным требованиям, расхождения между табелями учета рабочего времени и карточками лицевых счетов и другие. Приведем примеры таких нарушений.

Пример 16. Согласно должностной инструкции, утвержденной директором школы, в обязанности гардеробщицы входит прием и выдача одежды. В летний период объем работы по данной ставке отсутствует (дети находятся на летних каникулах). Соответственно, возникает необходимость в издании приказа об изменении функциональных обязанностей. В проверяемом бюджетном учреждении такой приказ издан не был. При отсутствии объема работ труд гардеробщицы оплачивался полностью.

Пример 18. Штатным расписанием детского сада предусмотрено 22 ставки воспитателя, которые заняты физическими лицами; со 2 февраля 2009 г. на работу принята Степанова Т.С. на должность воспитателя 3 группы, в то время как воспитатель Воронова М.В. не была переведена на другую должность или уволена. Таким образом, проверкой установлено: за период с 6 февраля 2009 г. по 31 мая 2009 г. при наличии в штатном расписании 22 ставок, физически на должность воспитателей были приняты 23 человека. Однако в период с 6 февраля 2009 г. по 30 апреля 2009 г. воспитатель Воронова М.В. находилась в административном отпуске и заработная плата начислена и выплачена ей не была.

В период с 1 мая 2009 г. по 31 июля 2009 г. Воронова М.В. фактически выполняла функции помощника воспитателя, что подтверждено табелями учета рабочего времени и табелями посещаемости детей за указанный выше период, а оплата ее труда производилась по ставке воспитателя. Таким образом, Вороновой М.В. излишне выплачена заработная плата.

Таблица 2. Расхождения между табелями учета рабочего времени и расчетными листками

Пример 20. Проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы путем сопоставления штатного расписания, карточек лицевых счетов, табелей учета рабочего времени установлена излишняя оплата педагогу-психологу: согласно приказу по учреждению от 2 июня 2009 г. N 40 сотруднику сразу же по истечении основного отпуска предоставлен административный отпуск 2 июня 2009 г. на один календарный день, в то время как оплачен он был в полном объеме как день очередного отпуска.

Нецелевое использование бюджетных средств

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса бюджетные учреждения должны осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в строгом соответствии с показателями бюджетной сметы. Смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и исполняется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, и в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

При этом показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Таким образом, если бюджетное учреждение расходует средства, направляя и используя их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то данное нарушение будет классифицировано проверяющими как их нецелевое использование (ст. 289 БК РФ).

«Расходы по заработной плате»

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

«Расходы по прочим выплатам»

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам».

Кроме того, ревизоры выявляют случаи оплаты услуг по договорам подряда за счет средств, предусмотренных на оплату труда.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть выявлено и при наличии расходования средств не того бюджета. Например, Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 814 «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений» предусмотрено предоставление субсидий образовательным учреждениям субъектов и муниципальным образовательным учреждениям на выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам. Если в ходе проверки выявляется факт расходования данных средств на выплату основной заработной платы педагогам, которая должна осуществляться за счет средств местного бюджета, то этот факт классифицируется проверяющими как нецелевое расходование. В данном случае не имеет значения то обстоятельство, что денежные средства расходовались по одной и той же подстатье 211 «Заработная плата», так как согласно ст. 161 Бюджетного кодекса бюджетные средства должны расходоваться строго в соответствии со сметными назначениями, предусмотренными для данного уровня бюджета.

Кроме вышеописанных нарушений, выявляемых при проведении проверки правильности начисления и выплаты заработной платы, контролирующие органы также выявляют следующие нарушения:

  • отсутствие системных документов (положений об оплате труда, о премировании, о материальном стимулировании, о надбавках и доплатах, коллективного договора, приказов руководителя и т.д.);
  • несоблюдение требований трудового законодательства;
  • отсутствие графиков работы сотрудников;
  • отсутствие подписей работников, подтверждающих ознакомление с приказами и иными документами, связанными с начислением и выплатой заработной платы (например, в личных карточках, приказах, трудовых договорах и т.д.);
  • отсутствие аналитического учета по каждому работнику;
  • некорректное ведение бюджетного учета, неправильное отражение операций в бюджетном учете и др.

Таким образом, несмотря на строгую регламентацию порядка начисления и выплаты заработной платы, бухгалтеры бюджетных учреждений допускают большое количество нарушений, влекущих за собой не только завышение планового фонда оплаты труда и неправомерные выплаты по подстатье 211 «Заработная плата», но и серьезные меры ответственности в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, а также череду проверок со стороны различных контролирующих органов. Этот участок проверки самый трудоемкий для ревизора и самый болезненный для учреждения, в связи с чем необходимо крайне серьезно отнестись к вопросам оформления первичных документов, соблюдения требований трудового законодательства, отнесения операций на счета бюджетного учета и другим не менее важным вопросам оплаты труда. Руководствуясь изложенной выше информацией, бухгалтеры смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими при начислении и выплате заработной платы своим сотрудникам.

Статья написана по материалам сайтов: printscanner.ru, glavkniga.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector