+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ситуационные задачи по медицинскому праву

Ситуационные задачи используются в процессе обучения для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков применения правовых норм. Решение задачи необходимо обосновать ссылкой на конкретные нормы права, подлежащие применению в данном случае.

Решение каждой из задач оценивается по пятибалльной шкале.

Если ответ не дан или дан полностью неправильный ответ, то ставится оценка «неудовлетворительно».

Если ответ дан со значительными недостатками, а также при отсутствии обоснования ответа — ставится оценка «удовлетворительно».

Если ответ дан с небольшими недочетами, имеются затруднения лишь в правильном обосновании суждений, то ставится оценка «хорошо».

Если дан полный мотивированный ответ, то ставится оценка «отлично».

Комитет по здравоохранению одного из субъектов РФ издал приказ, согласно которому государственным медицинским учреждениям предписывалось не оказывать плановую медицинскую помощь, входящую в территориальную программу ОМС, лицам, чьи страхователи не платят страховые взносы на ОМС. При этом, в случаях когда в лечебные учреждения поступали подобные пациенты, предлагалось брать с них или с их родственников деньги за оказание медицинской помощи, а в случае несогласия больных на эти условия — отказывать им в госпитализации.

Нарушает ли приказ Комитета по здравоохранению положения законодательных актов и каких?

Гражданина П., проживавшего в Н-ской области и находившегося в командировке, избили на одной из улиц трое неизвестных молодых людей. В связи с переломом костей черепа он обратился в травматологический пункт местной поликлиники, где ему оказали первую помощь (обработали рану, ввели обезболивающее и сняли отек). Однако врач травмпункта отказался выдать П. направление на госпитализацию, пояснив, что действительными являются только те страховые полисы, которые выданы на территории Н-ской области, а предъявленный им страховой полис был выдан на территории другого субъекта РФ.

Правомерны ли действия врача травмпункта?

Больная Д., 70 лет, обратилась к главному врачу поликлиники с требованием замены участкового врача-терапевта. В подтверждение своих слов она привела следующие аргументы: невнимательный, недобросовестный, низкоквалифицированный. Однако главный врач в удовлетворении ее просьбы отказал, мотивировав это отсутствием согласия других врачей в связи с их загруженностью.

Правомерен ли отказ главного врача? Как следует поступить Д. в данной ситуации?

К. находилась на лечении в одной из больниц Н-ской области в связи с общим заболеванием (язвой двенадцатиперстной кишки). В связи с отсутствием медикаментов, предусмотренных стандартом оказания медицинской помощи, в больнице К. вынуждена была их купить на свои личные средства и по окончании лечения предъявила в страховую медицинскую организацию чеки с требованием о возмещении ей расходов по оплате лекарств. Страховая медицинская организация в удовлетворении требований отказала, пояснив К., что она должна обратиться в ТФОМС Н-ской области. ТФОМС, в свою очередь, ее требования также не удовлетворил, ссылаясь на то, что оплата лекарств не была произведена по причине неуплаты работодателем К. взносов на обязательное медицинское страхования. Тогда К. обратилась в суд с иском о взыскании средств со страховой медицинской организации и ТФОМС.

Какое решение должен вынести суд?

В территориальной программе ОМС одного из субъектов РФ было предусмотрено оказание стоматологической помощи населению за счет средств ОМС без конкретизации видов стоматологической помощи, которые оказываются за счет этих средств и за счет личных средств граждан. В связи с неоднократной задержкой финансирования поликлиники СМ О ее директор обратившимся за медицинской помощью гражданам пояснял, что поликлиника бесплатно оказывает только экстренную стоматологическую медицинскую помощь, а плановая стоматологическая медицинская помощь в связи с недофинансированием средствами ОМС будет оказываться гражданам только за их личные средства. В связи с этим врачи этой поликлиники по его указанию оказывали плановую медицинскую помощь гражданам только после ее предварительной оплаты.

Правомерны ли действия директора стоматологической поликлиники?

В страховую компанию обратилась гражданка Б., 23 лет, с заявлением с просьбой провести проверку качества оказания ей медицинской помощи в районной больнице, так как, по ее мнению, наступление инвалидности напрямую связано с некачественно проведенной операцией по вживлению кардиостимулятора. Страховая медицинская организация назначила проверку качества оказания Б. медицинской помощи. Однако главный врач районной больницы отказался предоставить эксперту страховой компании историю болезни Б. и другие документы для проведения проверки, пояснив, что может это сделать лишь по разрешению органа управления здравоохранением.

Правомерны ли действия главного врача районной больницы?

В., командир в/ч, во время прогулки по парку упал с обрыва и сломал ногу. Так как по близости военно-медицинских учреждений не оказалось, жена доставила его в ближайшую поликлинику. Однако, узнав о том, что он военнослужащий, дежурный врач отказался осматривать пациента до тех пор, пока он не оплатит лечение.

Нарушены ли права В. и где ему должна быть оказана экстренная медицинская помощь?

Гражданка Г. обратилась в суд с жалобой на то, что ей было отказано в лечении тяжелой патологии беременности, в результате чего у нее наступили преждевременные роды. Женская консультация на запрос суда ответила, что гражданка Г. обращалась к ним за медицинской помощью, однако ей было отказано, так как у Г. — беженки из другого государства не было ни паспорта РФ, ни страхового полиса, ни прописки.

Это интересно:  Нормы права и нормы морали отличаются по

Нарушены ли права Г.?

Студент 1 курса университета П., 17 лет, нанес в ходе драки ножевое ранение в живот своему сокурснику С., 16 лет. Последний был доставлен в больницу, где проходит лечение. По окончании лечения больница предъявила счет за лечение в страховую медицинскую организацию, в которой был застрахован П. Страховая медицинская организация отказалась оплачивать оказанную потерпевшему медицинскую помощь, предложив больнице взыскать расходы с родителей либо иных законных представителей причинителя вреда.

Обоснован ли отказ страховой медицинской организации от оплаты лечения потерпевшего от преступления?

Больная 3., 45 лет, перенесла две неудачные операции на желчном пузыре. Желая лечиться в лучшей платной клинике, специализирующейся на имевшейся у нее патологии, но не обладая достаточными средствами, чтобы оплатить дорогостоящее лечение, обратилась в страховую медицинскую организацию, сотрудничающую с данной клиникой, с просьбой застраховать ее. Страховая медицинская организация отказала в заключении договора страхования. При этом больной 3. сообщили, что она не имеет права выбирать клинику и лечащего врача.

Какие права 3. нарушены страховой медицинской организацией?

Ситуационные задачи по медицинскому праву для студентов 2 курса стоматологического факультета

Ситуационная задача №1

Аспирант кафедры хирургии медицинского университета, находясь в отпуске, с семьей ехал на собственной машине на дачу. При выезде из города он остановился, так как дорога бьта перекрыта из-за аварии. Выйдя из машины, он увидел травмированного, лежащего на обочине дороги мужчину в тяжелом состоянии, заметил открытый перелом правой бедренной кости с кровотечением, слышал, как автоинспектор вызывал скорую помощь. Но тут дорогу открьти, и врач, решив, что в данный момент он не может оказать медицинской помощи, продолжил путь.

1. Обязан ли был врач в данной ситуации оказать медицинскую помощь?

2. Имеются ли основания для привлечения врача к юридической ответственности?

3. Какие причины могут считаться уважительными в случае неокаазания медицинской помощи лицами, обязанными ее оказывать в сооттветствии с законом?

Ситуационная задача № 2

В крупной городской больнице прооперирован больной Н., 60 лет, по поводу аденомы предстательной железы rr стадии. Последние годы гражданин Н. страдал также ИБС II стадии, фиброзом левого легкого, церебральным склерозом, глаукомой. После операции он был помещен в реанимацию, где находился в бессознательном состоянии. Через 2 дня, когда состояние больного резко ухудшилось, его жена обратилась к лечащему врачу, а затем к заведующему отделением с просьбой отмеенить ряд сильнодействующих препаратов, которые, как показал многоолетний опыт лечения, больной переносит плохо. В связи с категоричесским отказом и угрозой перевести больного из реанимации она пыталась рассказать врачам, какие из лекарств обычно помогают мужу, просила проинформировать о состоянии его здоровья и методах лечения, в чем ей было грубо отказано.

1. Были ли нарушены в данном случае права пациента, гарантироованные законодательством Российской Федерации?

2. К какому должностному лицу имеют право обратиться пациент или его родственникив случае нарушения своих прав?

Ситуационная задача № 3

В связи с юбилеем одной из больниц районного центра готовился сюжет об успехах данной клиники для местной печати и телевидения. Журналисты проводили беседы с медицинским персоналом, больными. На видеопленке фиксировались отдельные медицинские манипуляции и оборудование. Через месяц вышла газета, а на местном телевидении прошел сюжет, где рассказывал ось о достижениях, проблемах и перрспективах клиники, в том числе содержал ась информация о здоровье подростка 14 лет, страдавшего тяжелым недугом с неблагоприятным для излечения прогнозом. Возникшие случаи психологического давления со стороны сверстников, которым стала известна данная информации, привели подростка к попытке самоубийства.

1. Можно ли расценивать данный случай как пример нарушения прав пациента?

2. Есть ли основания для возникновения юридической ответственности в связи с разглашением врачебной тайны?

3. К кому могут быть применены меры юридической ответственности?

Задачи к экзамену по основам права для медиков 2

Билет № 12

Задача
Девочке 10 лет. По состоянию здоровья ей требовалось переливание крови. Родители девочки запретили осуществлять переливание крови, сославшись на свои религиозные убеждения.
Задания:
1. Определите, какими нормативно-правовыми актами регулируется
данная ситуация.
2. Со ссылкой на закон, определите:
1) Обязаны ли медицинские работники выполнить требование родителей?
2) Что может предпринять лечебное учреждение для спасения жизни ребенка?

Это интересно:  Конвенция 1993 года о правовой помощи

Ответ:
1. Данная ситуация регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2.1. Пункт 3. Статьи 20 указанного закона определяет, что
Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
Пункт же 9 этой же статьи определяет, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.
2.2. Возможности медицинского учреждения определяет пункт 10 статьи 20 указанного выше закона:
«Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

Ситуационные задачи по теме

1. Мужчине 38 лет проведена жизненно необходимая ему операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях. В результате операции наступила полная импотенция.

Оцените правомочность и этичность действий врачей в этом случае.

Ответ: Нарушены принцип информированного согласия и законодательство РФ.

2. Онкологического больного не предупредили о том, что противораковые препараты, которые ему были назначены, вызывают серьезные побочные действия (выпадение волос, бесплодие, диарея).

Оцените с правовой точки зрения действия врачей.

Ответ: Нарушен принцип информированного согласия.

3. Водитель трамвая, 40 лет, подвержен приступам эпилепсии, о которых знает только лечащий врач.

Обязан ли он сообщить о болезни пациента по месту его работы?

Ответ: Не обязан, соблюдая принцип конфиденциальности. При трудоустройстве водителям проводится медицинской освидетельствование, где и должен был выявлен факт нахождения человека на дисп. учете в психоневрологическом стационаре.

4. Пациент, больной СПИДом, просит не сообщать о его диагнозе партнеру или партнерше.

Какие правовые и этические нормы действуют в данном случае?

Какой оптимальный вариант поведения врача Вы можете предложить?

Ответ: действует принцип конфиденциальности (врачебная тайна). Врач должен провести беседу с пациентом, информировать о моральной и юридической ответственнотси больных СПИДом перед обществом и партнерами.

5. Хирург систематически проводит тестирование пациентов на ВИЧ без их ведома и отказывается их оперировать в случае положительной реакции.

Какие права врача и пациентов нарушаются или, напротив, соблюдаются в данном случае?

Ответ: Право на информированное согласие, право на получение медицинской помощи.

6. Семейный доктор курирует семьи, дети которых хотят пожениться. Однако в одной из семей имеет место заболевание крови, передающееся по наследству, о чем они умалчивают, т. к. надеются на благоприятный исход. Врач, из положительных морально-этических мотивов, рассказал второй семье о наследственном заболевании.

В какой нравственной ситуации оказался врач?

Ответ: Врач обязан соблюдать конфиденциальность. Руководствуясь принципом милосердия может попытаться убедить пациента не скрывать данный факт от будущих родственников.

7. Люди, не имеющие страхового медицинского полиса, часто не могут получить помощь в медицинских учреждениях. Врачи, которые оказывают помощь таким людям, формально совершают правонарушение.

Как с этической точки зрения оценить действия врачей?

Ответ: врачи руководствуются традиционными принципами медицинской этики о необходимости оказания медицинской помощи всем нуждающимся в ней.

8. В женскую консультацию обращается беременная женщина, срок — 34 недели, до этого нигде не обследованная. На УЗИ видно, что плод имеет пороки развития.

Должен ли врач сказать женщине в данной ситуации о пороках развития плода до родов или на данном сроке беременности не стоит волновать женщину?

Как можно определить нравственную ситуацию, в которой оказался врач?

Ответ: В соответствии с принципом правдивости врач обязан информировать пациентку, что обязательно нанесет ей значительную психологическую травму. Стресс может спровоцировать преждевременные роды.

9. Пациенту был назначен препарат, восстанавливающий ритм сердца и урежающий частоту сердечных сокращений (кордарон). Медсестра перепутала препарат и ввела пациенту норадреналин, после чего состояние пациента резко ухудшилось. После стабилизации состояния врач объяснил пациенту случившееся, солгав, что была аллергическая реакция на кордарон.

Как оценить поступок врача с точки зрения права и общепринятой морали?

Ответ: Врач скрыл факт медицинской ошибки, что является правонарушением и не соответствует принципам общепринятой морали. Нарушено правило правдивости.

Это интересно:  Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений

10. Ассистент кафедры кожных болезней, консультируя больного с псориазом, на вопрос пациента: «Сколько времени он будет страдать этим заболеванием?» ответил: «Всю жизнь!» Больной, не ожидавший такого ответа, очень расстроился, так как думал, что его заболевание легко вылечить.

Какой нравственный принцип нарушил ассистент, давая категорическое заключение о сроках течения болезни? Был ли он обязан подробно разъяснить больному, что заболевание у него хроническое, трудно излечимое, но при подборе адекватной терапии можно достигнуть стойкой ремиссии?

Ответ: Нарушен принцип милосердия и правдивости.

12. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС):

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Эта работа является неотъемлемой частью педагогического про­цесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта-получателя готовой, систематизиро­ванной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.

Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа яв­ляется исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая сущест­венная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.

От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес — публикуются или используются в преподавании.

Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.

Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта..

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты.

Обсуждение реферата на занятии проводится в соответствии с обычной процедурой защиты научных работ. Целесообразность детального обсуждения результатов учебного исследования студента определяется особенностью темы и интересом к ней воспринимающей аудитории, а при затрате на эту процедуру не регламентированного времени необходимо предусмотреть возможность проведения отдельных занятий (заседаний) по результатам научных изысканий студентов.

Такая форма организации обеспечивает уча­стие каждого студента в учебно-исследовательской работе, а также создает условия для приобретения студентами ряда профессиональных умений и навыков.

Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Врачебная тайна и права человека.

2. Биоэтические проблемы врачебной тайны в онкологии.

3. Врачебная тайна как охрана частной жизни пациента.

4. Биоэтические проблемы права граждан на информацию о состоянии здоровья

5. Моральные и юридические проблемы оказания медицинской помощи без согласия граждан.

6. Принцип «лжесвидетельства» — аргументы «за» и «против»

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.textfor.ru, mylektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector