+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Соединение силы и справедливости

проверка самостоятельной работы учащихся по теме Правовое государство»

Скачать:

Вложение Размер
izrechenie_filosofov.pptx 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кто сказал ? Изречение философов!

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах — спасение государства и все блага.

Необходимо господство справедливых законов, права; При отсутствии власти права не может быть разумно организованного государства .

Обосновывает идею естественного права. Не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву. Государство должно признавать, уважать и защищать неотъемлемые права человека. Право появилось раньше государства и стало его источником. Государство должно подчиняться праву. Законы должны соответствовать интересам народа – быть справедливыми. Законы должны соблюдать все, в том числе и государство. Граждане должны уметь защищать свои права.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного само.

«Ночь чудес и справедливости»(По повестиН. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Статья для анализа быта, отношений в семье казаков, роли любьви в политической жизни.

Конспект урока литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Занятие преследует воспитательно-гуманистические, эмоционально ценностные, гражданско-правовые цели. Преподаватель делает ставку на прием сопоставления: есть и было, было и будет. На.

Основные цели проекта1.Содействовать мировоззренческому, нравственному и эмоциально-эстетическому воспитанию учащихся2.Способствовать пробуждению патриотизма-уважения и любви к своему народу, ка.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала.

§ 31. Правовое государство: Право выше власти

Замечательным достижением демократического устройства власти является правовое государство — о нем пойдет речь в этом параграфе.

Однако прежде напомним некоторые общие сведения о государстве.

Государство осуществляет публичную (всеобщую) власть в стране. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

Государство пользуется суверенитетом в осуществлении власти на территории своей страны, во внутренней и внешней политике. «Суверенитет» — значит независимость, самостоятельность, «суверенный» — независимый, самостоятельный. Объявив о суверенитете, государство тем самым заявляет о своем праве представлять всю страну, а также издавать законы и другие государственные юридические документы, осуществлять правосудие, взыскивать налоги, содержать армию и правоохранительные органы — суды, прокуратуру, милицию, органы безопасности, налоговую полицию, таможенные органы и др.

Для претворения в жизнь своих решений (а это самое трудное, ибо решение легче принимать, чем выполнять) государство нанимает специальных работников — государственных служащих, чиновников. Они трудятся в государственных учреждениях — органах государственного управления: министерствах, комитетах, ведомствах, департаментах, а также в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Эти учреждения принято называть государственным аппаратом. Чем выше компетентность, т. е. квалификация, профессиональный уровень, авторитет его работников, тем полнее воплощаются в жизнь государственные решения. (Более обстоятельная характеристика государства была дана в § 25 «Гражданин и государство». Вспомните признаки государства, его формы, политические режимы.)

Это самая общая характеристика государства. Если же вы захотите разобраться в сути какого-либо конкретного государства, вам нужно будет выяснить: в чьих руках находится власть, т. е. кого она представляет — весь народ или только какую-то группу, партию; чьи интересы эта власть выражает и защищает — всего народа или отдельных групп? Главное же, что необходимо выяснить,— каково положение человека, гражданина: обладает ли он всей полнотой прав и свобод, защищен ли правовыми законами от любого произвола, в том числе и со стороны государства. Только при этом условии можно разобраться в сути того или иного государства.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

А возникла эта теория много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве, познакомимся хотя бы с некоторыми из великих открытий, сделанных человечеством в поисках справедливого общественного устройства.

Соединение силы и справедливости. Как вы знаете из курса истории, уже в древности с появлением государства народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вы познакомитесь с трудами величайших мудрецов античности Платона (427—347 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.), Цицерона (106—43 до н. э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Подумайте подтверждает ли история идеи философов. Подкрепите свои соображения конкретными примерами.

Римского мыслителя Цицерона волновал вопрос: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, данное от рождения.

Обратите внимание: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек.

А как соотнести право и власть, т. е. кто кому должен подчиняться? Цицерон пришел к выводу, сблизившему его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Замечательная эта мысль опирается прежде всего на идею естественного права. Государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать и защищать их. Цицерон был убежден, что право появилось раньше, чем государство и писанные им законы. Именно право стало источником и основанием государства. Поэтому государство, сделал он вывод, есть дело народа (по-латыни — res populi; отсюда произошло слово «республика») и должно подчиняться праву. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам народа, его естественному праву — только такие законы справедливы.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство! — таков основной принцип, сформулированный Цицероном. Иначе говоря, все должны быть равны перед законом.

Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права.

Как вы полагаете, чему можно сегодня поучиться у римского гражданина, жившего более 2000 лет тому назад?

Завершая наш разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, отметим, что она не осталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого властью закона, силу с правом сочетая. (Вспомните, кого в античной Греции считали гражданами.)

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель — сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, т. е. быть правовым законом.

Власть в правовом государстве. Продолжим, однако, наше путешествие в историю правовых идей. Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас вновь ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие — управлять, а третьи — следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

Известный французский просветитель Ш. Монтескье (1689— 1755), исходя из этой теории, всю власть в государстве строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали»!) друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В заключение краткого экскурса в историю обратимся к мыслям великого И. Канта, имя которого вам хорошо известно. Он считал, что государство — это союз множества людей при господстве права.

Он даже сформулировал категорический императив в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей (кстати, и сам термин «правовое государство» одним из первых стал применять именно Кант).

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, мы завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права.

Идея соединения силы государства и справедливости права — идея правового государства — входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Признаки (принципы) правового государства. К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто — ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны — не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками — цензорами).

О принципе верховенства права юристы говорят так: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон!» — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего, беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный. Этим правовое государство отличается от неправового.

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран — в том числе и у нас — законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Законодательная власть — парламент. Напомним, что слово «парламент» произошло от французского parler — говорить.

О чем же «говорят» в парламенте? В первую очередь парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были признаны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из трех ветвей — конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы. Так практически обеспечивается господство права.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством — лучшего человечество пока не придумало.

Основные понятия

  • Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство.
  • Термины

  • Признаки (принципы) правового государства, права и свободы человека.
  • Вопросы для самопроверки

    1. Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали античных мыслителей?
    2. Каков смысл идеи «право выше власти»? Объясните, почему право должно быть выше власти.
    3. Почему употребляются две различные формулировки — «закон» и «правовой закон»? В чем смысл различия?
    4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
    5. Что вам известно о трех ветвях власти — законодательной, исполнительной, судебной?

    Задания

    1. В античные времена сложился аллегорический (иносказательный) образ богини права и правосудия Фемиды. Она изображалась в виде величественной женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой. И в наши дни нередко в правовых учреждениях мира (в судах, юридических конторах) можно увидеть изображение Фемиды. Попробуйте раскрыть смысл этой аллегории (почему с повязкой на глазах, почему с мечом и весами?).
    2. Когда юноше в Древних Афинах исполнялось 18 лет, он принимал гражданскую присягу. В ней были и такие слова: «И я буду слушаться властей. повиноваться. законам. которые установит. народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их. » (Аристотель).

    Выскажите ваше мнение, чем обусловлено включение этих строк в гражданскую присягу юношей. Дайте вашу оценку такому подходу к воспитанию молодежи. В чем его цель? Предлагаем вам поразмыслить над некоторыми суждениями Платона:

      Платон утверждал: там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью,— абсолютно неверно названо.

    Раскройте смысл этих утверждений. Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем построить рассуждения примерно следующим образом. Объясните, что значит: законы установлены в интересах нескольких человек. Что имеется в виду? Почему в этом случае речь идет не о государственном устройстве? А о чем же? Как точнее назвать такое устройство общества? И почему установление закона для узкого круга людей ведет к внутренним распрям? Что означает выражение «внутренние распри»? Попробуйте оценить актуальность (важность для настоящего времени) высказанных Платоном мыслей; подтвердите свое мнение примерами. Платон писал, что видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, Платон видел спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги.

    Постарайтесь раскрыть смысл прочитанного. В чем хочет убедить нас автор, что защищает? Как вы понимаете слова: «. закон . находится под чьей-либо властью»? Что это значит? Как понимать слова: «. закон — владыка над правителями, а они — его рабы»? Почему «владыка», почему «рабы»? Как это понять? И почему «закон — владыка» является спасением государства? Чем ценны сегодня для нас мысли античного философа?

  • Ш. Монтескье много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
    • в правильно устроенном государстве нет единой власти;
    • соединение власти в руках одного органа ведет к забвению общих интересов, к злоупотреблению и несовместимо со свободой личности;
    • соединение власти в руках одного органа означает «ужасный деспотизм»;
    • если судья будет не только судить, но и законодательствовать (т. е. издавать законы), то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

    Объясните, как вы понимаете мысли философа. Раскройте смысл каждого из приведенных положений. Интересные факты. Когда-то в СССР часто можно было услышать утверждение, что в стране перепроизводство юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу по специальности. А юридические факультеты, где готовят юристов, даже прозвали «факультетами ненужных вещей».

    В наши дни, напротив, постоянно говорят об огромной нехватке юристов повсюду — от парламента и правительства до самых разных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

    Подумайте, о чем свидетельствуют эти факты. В чем причины такого положения?

    Правовое государство

    Что такое политическая власть?

    Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

    На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

    Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Вот почему учёные и юристы подчёркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

    во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

    во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

    Понятие правового государства

    Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

    Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

    Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

    Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

    «Характеризуя правовое государство. надо признать, что основной [его] признак. заключается в том, что в нём власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определённых формах и носит строго правовой характер».

    Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

    Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

    Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

    Соединение силы и справедливости

    Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

    Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

    Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

    Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

    Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

    А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

    Соединение силы и справедливости

    Урок 5. Правовое государство: право выше власти

    Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей правового государства, причин, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

    Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (публичная власть, теория разделения властей, верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный суд), домашнее задание.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовая ответственность»

    1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 5-7

    1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    — Какими бывают правонарушения и правовая ответственность за них?

    2. Для этого подумайте над вопросами:

    — Что такое правонарушение?

    — Каковы признаки правонарушения?

    — Чем отличается преступное деяние от проступка?

    — Когда наступает ответственность за правонарушение, и какое наказание несут правонарушители?

    — Какой смысл несет понятие «правовая ответственность»?

    — Каковы виды юридической ответственности?

    3. Сделайте вывод.

    1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    — Какие правонарушения рассматриваются административным правом?

    2. Для этого подумайте над вопросами:

    — Что такое административное право?

    — Какие сферы жизни общества оно охватывает?

    — Где существуют и работают административные органы управления?

    — Какие формы могут иметь нормы административного права?

    — Приведите примеры административных правонарушений.

    — Какие наказания предусмотрены законом за административные правонарушения?

    3. Сделайте вывод.

    1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    — Какие общественные отношения регулирует уголовное право?

    2. Для этого подумайте над вопросами:

    — Когда был принят Уголовный кодекс РФ?

    — Почему отрасль уголовного права называют охраняющим правом?

    — Какие задачи, помимо охраняющей, выполняет уголовное право?

    — Что такое самооборона?

    — Примеры каких видов преступлений вы можете привести?

    — Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе?

    — Когда применяется наказание за преступление?

    — Какую цель преследует наказание?

    3. Сделайте вывод.

    2. Работа с классом (на выбор учителя)

    Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

    — Приведите примеры правовых и моральных норм.

    Отношения между работником и работодателем.

    Правила дорожного движения.

    Правила поведения в обществе.

    Отношения учеников и учителей.

    Выполнение тестового задания

    1. Что служит главным критерием правовой культуры человека?

    а) знание законов;

    б) юридическая ответственность;

    в) юридическое образование;

    г) чтение юридической литературы.

    2. Какое из приведенных правонарушений будет характеризоваться как преступление?

    а) переход улицы на красный свет;

    б) распитие спиртных напитков во дворе жилого дома;

    в) кража сотового телефона из школьной раздевалки;

    г) оскорбление прохожих.

    3. Кто ввел в право понятие «категорического императива»?

    4. Какую отрасль права можно назвать управленческим правом?

    а) уголовное право;

    б) трудовое право;

    в) административное право;

    г) семейное право.

    5. Что входит в функции уголовного права?

    а) охрана интересов личности;

    б) предупреждение преступления;

    в) запрет на общественно опасные деяния;

    г) все вышеперечисленное.

    6. Кто из перечисленных лиц не может быть подвергнут административному аресту?

    а) врач скорой помощи;

    б) государственный чиновник;

    г) учащийся 11 класса.

    7. Что из перечисленного является признаком правонарушения?

    а) опасные мысли;

    б) опасное поведение;

    в) угрожающий тон и смысл речи;

    г) подозрительный вид.

    Фронтальный опрос класса

    — Что такое административное право? (Это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфере охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.)

    — Какие наказания предусматривает Административный кодекс РФ? (Административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискация орудия правонарушения, исправительные работы, административный арест на срок до 15 суток.)

    — В чем отличие проступка от правонарушения? (Проступок — вид правонарушения. В отличие от преступления, проступок обычно лишен общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражданские, административные и дисциплинарные проступки.)

    — Что такое преступление? (Сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.)

    — Какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ? (1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества (отменена); 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.)

    — С какого возраста наступает ответственность по Уголовному кодексу РФ? (С 16 лет.)

    — Какую роль в судебном процессе играют присяжные заседатели? (Они имеют право рассматривать дело в суде и выносить вердикт.)

    — Что включает в себя уголовное право? (2 части: общую и особенную. Первая состоит из норм уголовного права. Вторая представляет собой перечень отдельных преступлений.)

    3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 5-7, отзывы одноклассников

    III . Изучение новой темы

    1. Что такое государство?

    2. Соединение силы и справедливости.

    3. Власть в правовом государстве.

    4. Признаки (принципы) правового государства.

    Задача для учащихся: выяснить, кто выше: право или власть? Зачем разделять единую власть?

    Происхождение государства ( Commonwealth ).

    Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas . Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. [18]

    Задание для учащихся: вспомнить и записать основные признаки государства. (Территория, столица; наличие публичной власти; суверенитет; органы государственного управления; налоги.) Какую форму государства считает наилучшей Т. Гоббс? (Абсолютную монархию.)

    2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

    Задание для учащихся: каковы признаки (принципы) правового государства? Почему право должно быть выше власти?

    Вопросы к дополнительному материалу:

    — Почему государство должно соблюдать права человека?

    — О каких признаках правового государства писал Джон Локк?

    — Какие права человека Дж. Локк считал незыблемыми?

    Знаменитый английский философ Джон Локк был первым писателем, собравшим в четкую форму базовые идеи конституционной демократии. Его идеи сильно повлияли на творцов Конституции США и на ведущих философов французского Просвещения.

    Локк родился в 1632 г. в Англии в городе Урингтон. Он обучался в Оксфордском университете, где получил степени бакалавра в 1656 г. и магистра в 1658 г. В молодости Локк живо интересовался наукой и в возрасте 36 лет был избран в Королевское общество. Сначала он подружился со знаменитым физиком Робертом Бойлем, а потом с Исааком Ньютоном. Еще Локк интересовался медициной и получил в этой области степень бакалавра, хотя практиковал лишь изредка.

    Поворотной точкой в жизни Локка стало знакомство с графом Шафтсбери, для которого он стал секретарем и личным врачом. Шафтсбери был важным выразителем либеральных политических идей и некоторое время был узником Карла II за свою политическую деятельность. В 1682 г. Шафтсбери бежал в Голландию, где умер на следующий год. Локк, который из-за своего близкого знакомства с Шафтсбери попал под подозрение, тоже бежал в Голландию в 1683 г.

    Там он оставался до тех пор, пока преемника Карла короля Якова не сместили после революции 1688 г. В 1689 г. Локк вернулся домой и прожил оставшуюся часть жизни в Лондоне. Он никогда не был женат и умер в 1704 г.

    Книга, которая принесла Локку первую славу, называлась «Эссе, касающееся человеческого понимания» (1690). В ней он обсуждал происхождение, природу и пределы людского познания. В основе мнения Локка лежала эмпирика, и также очевидно влияние Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. В свою очередь, идеи Локка повлияли на таких философов, как епископ Джордж Беркли, Дэвид Хьюм и Иммануил Кант. Хотя «Эссе» является наиболее самобытной работой Локка и одним из знаменитых примеров классической философии, она оказала меньшее влияние на развитие истории, чем его политические труды.

    В «Письме о терпимости» (впервые опубликованном анонимно в 1689 г.) он утверждал, что государство не должно вмешиваться в свободу вероисповедания. Локк был не первым англичанином, который предлагал религиозную терпимость всем ветвям протестантства, однако его сильные аргументы в защиту терпимости послужили причиной роста народной поддержки этой политики. Более того, Локк распространил принципы терпимости на нехристиан: «. Ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны лишаться гражданских прав Содружества из-за своей религии». Однако Локк считал, что такая терпимость не должна распространяться на католиков, поскольку был уверен, что те были в долгу за свое господство перед зарубежными монархами, а не перед атеистами. По современным представлениям, следовательно, этого философа посчитали бы очень нетерпимым, но справедливо судить его стоит лишь относительно его времени. Фактически аргументы, представленные им в защиту религиозной терпимости, были более убедительными для читателей, чем сделанные им исключения. Сегодня, частично благодаря работам Локка, религиозная терпимость распространилась даже на те группы, которые философ исключил бы.

    Еще более важное значение имеет труд Локка «Два трактата по управлению» (1689), в котором он представил основные идеи либеральной конституционной демократии. Влияние этой книги на политическую мысль англоязычного мира очень глубоко. Локк твердо верил, что каждый человек обладает естественными правами, которые включают в себя не только жизнь, но также личную свободу и право иметь собственность. Главная цель правительства, утверждал он, — защищать людей, а также их собственность. Эту точку зрения иногда называли «теорией правления ночного сторожа».

    . Когда бы законодатели ни стремились отобрать и разрушить собственность людей или обратить их в рабов под деспотической властью, они вводят себя в состояние войны с народом, который после этого свободен от любого дальнейшего подчинения, и ему остается право на общее убежище, которое Бог предоставляет всем людям от насилия.

    И еще: «. У людей остается высшая власть сместить или поменять законодателей, если они обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая оказанного им доверия. ». Защита Локком права на революцию очень сильно повлияла на Томаса Джефферсона и других американских революционеров.

    Локк верил в принцип разделения власти, однако чувствовал, что законодательство должно быть выше исполнительной власти (и, следовательно, выше власти судебной, которую он считал ветвью исполнительной власти). Верящий в старшинство законодательства, Локк оспаривал право судов объявлять внеконституционные законодательные акты.

    Хотя философ твердо верил в принцип правления большинства, тем не менее он ясно давал понять, что правительство не обладает неограниченными правами. Большинство не должно подвергать насилию естественные права людей, как не должно оно также лишать их права на собственность. Правительство может только на законных основаниях взять какую-либо собственность с согласия гражданина. (В Америке эта идея окончательно выражена в лозунге «Никаких налогов без утверждения».)

    3. Беседа по прочитанному тексту учебника и тексту дополнительного материала. Проверка записей в тетради

    Вариант ответа в тетради:

    Признаки (принципы) правового государства:

    • верховенство права (правового закона);

    • незыблемость прав и свобод человека;

    Справка для учителя Признаки (принципы) правового государства:

    1. Верховенство закона.

    2. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.

    3. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

    4. Сильная судебная власть. [41, С. 12]

    По мнению Локка, человека нельзя лишить его естественных прав и права собственности.

    IV. Закрепление изученного на уроке

    — Назовите признаки государства, его формы и политические режимы.

    — Что такое суверенитет?

    — Почему правовое государство остается идеалом для современного мира?

    — Что такое категорический императив?

    — Какой признак правового государства отражает существование в нашей стране Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда РФ?

    — Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Представительное правление — инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Клеменс Меттерних)?

    V. Подведение итогов урока

    — Зачем соединять силу и справедливость?

    — Что выше: право или власть?

    — Всеобщая связанность законом — в чем смысл?

    — Зачем разделять единую власть?

    2. Подготовить устные ответы на вопросы:

    — Зачем соединять силу и право?

    — Почему нужно разделять власть в государстве?

    — Каковы признаки правового государства?

    3. Выполнить в тетради задание 4 на с. 199 учебника 4 или практикум на с. 20 учебника 2.

    Назначенный на службу в Министерство внутренних дел, Сперанский наряду с гигантской законотворческой работой подготовил проекты, выдвинувшие его в ряд первых политических мыслителей: «Размышления о государственном устройстве империи», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», «О духе правительства» и др. В 1807 г. Сперанский стал статс-секретарем императора и в 1808 г. сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном.

    К 1809 г. Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого должны были стать конституция и отмена крепостного права. Суть реформ — разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также выборность части чиновников и расширение свободы печати, но «в известных, точно определенных размерах». Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский утверждал, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же — последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной Думе. Первым в России Сперанский заявил о необходимости создания конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод. Он предложил начать с учреждения Государственного совета, реорганизации министерств и Сената, а завершить призванием «народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной Думы».

    Попытка преобразовать самодержавную монархию в государство на конституционных началах не удалась. Войдя в конфликт с петербургским обществом (одним из противников был Н. М. Карамзин со своей «Запиской о древней и новой России»), Сперанский был обвинен в измене и сослан сначала в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. После ряда писем Александру I Сперанский в 1816 г. был назначен пензенским губернатором. Будучи талантливейшим администратором, в 1819 г. он стал генерал- губернатором Сибири и добился улучшения управления этой частью страны.

    Статья написана по материалам сайтов: tepka.ru, xn--24-6kct3an.xn--p1ai, compendium.su.

    »

    Это интересно:  Права и обязанности судебных приставов
  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector