+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
28.03.2017_organizaitsya_subektov.docx 23.65 КБ

Предварительный просмотр:

социальный педагог ГБОУ СОШ № 262

Красносельского района Санкт-Петербурга

Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ

Большую и важную роль в работе социального педагога занимает осуществление межведомственного взаимодействия с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. При осуществлении деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», а также на Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Следует обратить внимание на организации и учреждения, которые указаны в статье 4 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999. В этой статье указаны субъекты профилактики, деятельность которых направлена непосредственно на профилактику правонарушений и безнадзорности.

Следует обратить внимание на алгоритм осуществления межведомственного взаимодействия с Комплексными центрами обслуживания населения. При обращении в КЦСОН администрация школы направляет ходатайство о взятии семьи несовершеннолетнего на социальное сопровождение, в котором даёт краткую характеристику семьи, указывает уже проделанную работу с данной семьёй. Приблизительно через 2-3 недели с момента отправления документа по факсимильной связи специалистам первичного приёма социальному педагогу необходимо связаться со специалистами и проконсультироваться о проведённой ими работе. В течение двух недель специалисты отделения первичного приёма присылают ответ на наше ходатайство.

При осуществлении межведомственного взаимодействия необходимо помнить о сроках направления ответа на обращения, которые указаны в Федеральном законе № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».

Взаимодействие по работе с учащимися, состоящими на сопровождении в КЦСОН, в нашей школе осуществляется следующим образом. При получении из отделения помощи семье и детям запроса на характеристику учащегося, специалисты школы (классный руководитель, социальный педагог) связываются со специалистом, указанным в документе как исполнитель. Во время общения со специалистом проясняется вся я по интересующему учащемуся, после чего формируется ответ на запрос. Алгоритм работы именно такой, потому что каждый человек воспринимает одну и ту же информацию по-разному.

Также специалисты отделения помощи семьи и детям стараются всегда по просьбе школы осуществлять совместный выход в адрес проживания семьи своих подопечных.

С органами опеки и попечительства работа сводится к обмену информацией. В основном это характеристики учащихся. Хотя специалисты органов опеки и попечительства всегда стараются выйти в адрес проживания семьи по просьбе школы.

В области организации досуга несовершеннолетних значительную помощь оказывает Подростково-молодёжный клуб «Восход». 5 февраля 2016 года ПМК организовал на своей базе встречу субъектов профилактики с участие представителей от школ МО Красное Село и МО Горелово. На этой встрече было выдвинуто предложение для более успешного взаимодействия использовать в работе направления. Эти направления специалисты школы выдают родителям учащихся, когда рекомендуют организовать досуг ребёнка. На практике выявлено, что родители более серьёзно относятся к рекомендации, подкреплённой этим документом. Количество обратившихся в ПМК наших учащихся выросло.

Следующий субъект профилактики, с которым в нашей школе осуществляется тесное взаимодействие это СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ». Помимо обмена документацией, специалисты школы совместно со специалистом Центра проводят еженедельные беседы с учащимися, которые состоят на сопровождении в этом учреждении. Осуществляются совместные выходы в адрес проживания семьи и х подопечных.

Конечно, важным субъектом профилактики является отдел по делам несовершеннолетних. Ежемесячно социальный педагог школы осуществляет информирование инспектора ОДН об учащихся, состоящих на внутришкольном контроле. Инспектор ОДН регулярно совместно с социальным педагогом проводит мотивационные беседы с данными учащимися. Также в Единые информационные дни и месячники правовых знаний инспектор осуществляет выходы в классы, доя того, чтобы провести встречи с учащимися школы, ознакомить (или напомнить) об ответственности несовершеннолетних перед законом.

В заключении хотелось бы сказать о помощниках, которые не относятся к субъектам профилактики.

Во-вторых, неожиданным помощником в работе с трудными подростками – представителями других национальностей стало Представительство Республики Дагестан в Санкт-Петербурге. Здесь специалисты оказали помощь в привлечении несовершеннолетних к обучению и дальнейшему их обучению в колледжах Санкт-Петербурга, чего не в состоянии была сделать мать несовершеннолетних.

И последним интересным опытом стало привлечение к профилактике правонарушений родителей учащихся. Например, активно с учащимися школы работает сотрудник Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу, находящийся на пенсии – отец одной из учащихся школы: его лекции и профилактические беседы находят отклик среди учащихся.

Как мы все понимаем, система профилактики далека от совершенства и в её работе есть ряд проблем. Но от специалистов субъектов самой системы зависит её совершенствование.

53.Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Предупреждение преступности несовершеннолетних.

Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков – правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей. Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних — это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

-Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Российская газета» от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних: 1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних: -причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних; -личность несовершеннолетнего преступника; -причины и условия конкретного преступления; -группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни; -преступные группировки.

В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика:

1) безнадзорного — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

1) беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы. Индивидуальная профилактическая работай проводится в следующие сроки: -необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним; -либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних; -или до достижения ими возраста восемнадцати лет; -или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

1.уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2.обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

3.гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

4.поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

5.получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

6.обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Рубрика: 14. Социальная работа

Дата публикации: 04.06.2015

Библиографическое описание:

Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо

Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.

Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Деликвентное поведение — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации — семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.

Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

Причины появления детей с девиантным поведением.

Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:

— Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.

— Недостаточное взаимодействии семьи и школы

— Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

— Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

— Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;

— Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;

— Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.

— Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; школьная и социальная дезадаптации; проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство.Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних в школе ведётся согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012), закону «Об образовании в РФ» № 273, Конвенции о правах ребёнка, на основании локальных актов ОУ, плана работы социального педагога.

Основной целью организации этой работы является взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.

В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определён перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др. ведомства.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для продуктивной профилактической работы детьми в школе необходимо организовывать сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ПДН по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально — опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения школьников ведется в соответствии с общешкольным планом работы, планами классных руководителей, социального педагога, психолога, медицинского работника.

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» и в соответствии с индивидуальными планами с обучающимся девиантного поведения, проводится работа по следующим направлениям:

— создание банка данных на обучающегося;

— изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования) и профилактические беседы;

— контроль за посещением родительских собраний матерью;

— систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;

— обеспечение учебниками, беседы с учителями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

— индивидуальные беседы с обучающимся;

— вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в школьных мероприятиях, совместных с СДК, контроль за проведением досуга и свободного времени;

— приглашение на Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимся, а также профилактическая работа совместно с УУП;

— обеспечение бесплатным горячим питанием в школе;

— организация летней и каникулярной занятости (путёвки в загородные лагеря и лагеря санаторно-курортного типа, программа «Временная занятость подростков»);

— профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы.

Для осуществления профилактической работы с семьёй и подростком составляется индивидуально-профилактический план, по которому ведётся целенаправленная работа. Он включил в себя: беседы о поведении и успеваемости, контроль над посещаемостью и готовностью к учебным занятиям, вовлечение в кружковую работу и во внеурочную деятельность. Основная нагрузка в работе с данным подростком и семьёй ложится на классного руководителя, социального педагога, УУП отделения полиции МОМВД России, которые ведут постоянную индивидуальную работу, рейды в семью, профилактические воспитательные мероприятия.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем — добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения. Цели работы социального педагога с проблемными семьями — это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

Основная задача здесь — помочь семье удержаться на плаву, чтобы ребенок мог повзрослеть и вырасти все-таки в домашней обстановке. В отношении данной семьи осуществляются ежемесячные плановые обследования ЖБУ семьи, а также контрольные посещения. Составляются акты, протоколы. Регулярный патронаж семьи, постоянное наблюдение в определенной мере дисциплинирует её, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Приглашаем по мере необходимости семью на Совет по профилактике правонарушений.

Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех субъектов профилактики.

1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979.

2. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). — М., 1975.

3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М., 1994.

4. Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. — 1987.

5. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

6. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

7. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 1986.

8. Волков Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения. — Каз., 1985.

9. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК. — М., 1991.

10. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. — М., 1982.

11. Игошев К. Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. — М.: Юрид. Лит., 1980.

12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986.

13. Сухомлинский В. А. Трудные судьбы. — М., «Знание», 1969.

14. Шляпочников А. С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Социально—педагогическая профилактика девиантного.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог.

Роль социального педагога в организации профилактики.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики.

Сапрунов А. Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Саратовская область, дело, комиссия, защита, правонарушение, Российская Федерация, орган управления, профилактика безнадзорности, Ребенок, орган.

Управление процессом профилактики правонарушений.

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы.

5. Конфликт в учебном коллективе. Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

отклоняющееся поведение, уличная социальная работа, подросток, социальный педагог, профилактика отклонений

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования.

Международно-правовое регулирование профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей. Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма

профилактика, профилактика преступлений, российская Федерация, физическая культура, мера предупреждения, орган управления.

Роль неполной семьи в профилактике девиантного поведения.

профилактика., девиантное поведение, неполная семья, современные подростки.

Пути профилактики девиантного поведения детей.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

Актуальные проблемы педагогической профилактики.

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, предупреждение, девиантное поведение.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, moluch.ru, 55.xn--b1aew.xn--p1ai.

»

Это интересно:  Правовой режим ценных бумаг
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector