+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управление правами на результаты интеллектуальной деятельности

Минэкономразвития России доработало рекомендации по управлению правами на РИД

Минэкономразвития России начало работу по обеспечению внедрения Рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в деятельность государственных корпораций, государственной компании и крупнейших организаций с государственным участием.

Рекомендации разработаны Минэкономразвития России совместно с Роспатентом и заинтересованными ведомствами и участниками для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития Организаций, в том числе в области инновационного и технологического развития. Применение компаниями Рекомендаций во многом оказало положительное влияние на достижение целевых показателей программ инновационного развития, содействовало созданию условий для совершенствования механизмов управления правами на РИД и устойчивого развития компаний в целом.

Утвержденные в 2014 году Правительством РФ Рекомендации были доработаны с учетом практики управления интеллектуальной собственностью в Организациях. В рамках проведенной работы добавлены четыре новых направления: управление правами на результаты интеллектуальной деятельности в дочерних и зависимых обществах, коммерциализация прав на РИД, особенности осуществления внешнеэкономической деятельности и применения патентных исследований и патентных ландшафтов.

Разработка новых направлений обусловлена необходимостью обеспечения создания эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон и поддержки компаний как при внедрении РИД в гражданский оборот, так и осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Управление правами на РИД в организациях ОПК: проблемы и пути их решения (Мазур Н.З., Дикуль Д.О.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Построение системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД), в том числе созданные за счет средств федерального бюджета в государственном масштабе, оказывает прямое влияние на деятельность сотрудников всех подразделений АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» (далее — Концерн) и его дочерних обществ, т.к. требует постоянного взаимодействия с государственными заказчиками и Роспатентом при осуществлении следующего перечня мероприятий, не являющегося исчерпывающим:

— инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности (далее — РНТД);
— подготовка сведений для государственного учета РИД;
— лицензионные отношения с РФ в лице государственного заказчика или иного органа.
Очевидно, что любое взаимодействие будет более эффективным, если имеются правила такого взаимодействия, понятные и принятые обеими сторонами. И именно здесь возникают трудности, на которых хотелось бы остановиться.

Инвентаризация прав на РНТД

Инвентаризация прав на РНТД (далее — инвентаризация РНТД) регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» (далее — Постановление N 7). Постановление N 7 требует серьезной доработки, как в понятийной, так и в процедурной части, однако хочется затронуть вопросы, которые поднимаются нечасто, поскольку не касаются трактовок и понятий, а непосредственно связаны с практикой выполнения мероприятий по согласованию результатов инвентаризации РНТД с членами инвентаризационной комиссии. Речь идет о процедуре формирования такой комиссии. Порядок ее формирования установлен ст. 5 Положения «Об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» (далее — Положение об инвентаризации РНТД), утвержденного Постановлением N 7. Между тем, если обратиться к указанной норме, становится ясно, что речь идет не о порядке формирования инвентаризационной комиссии, а лишь о рекомендациях, «пожеланиях» относительно того, представителей каких именно органов государственной власти необходимо включать в состав такой комиссии. Исходя из содержания нормы, к рекомендованным представителям органов государственной власти относятся:
— государственный заказчик (при этом ни одним нормативным актом не установлено, сотрудников какого именно департамента, управления, отдела необходимо включать в состав рабочей инвентаризационной комиссии);
— Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Практика проведения мероприятий по инвентаризации РНТД складывается таким образом, что кандидатуры в состав инвентаризационной комиссии представляются государственным заказчиком (в данном случае речь идет о Минобороны России) на основании обращений предприятий и в подавляющем большинстве содержат представителей заказывающего военного органа и Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России (далее — УИС МО).
Сама инвентаризация РНТД осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными распоряжением Минимущества РФ N 1272-р, Минпромнауки РФ N Р-8, Минюста РФ N 149 от 22 мая 2002 г. [1] (далее — Методические рекомендации). Разделом III Методических рекомендаций установлен порядок проведения инвентаризации, в частности:
— пунктом 10 установлено, какие именно документы рабочая инвентаризационная комиссия анализирует;
— пунктом 11 установлены порядок и цель проверки документов; пунктом 12 установлен перечень финализирующих инвентаризацию РНТД документов;
— пунктом 13 предусмотрена подготовка рекомендаций по итогам инвентаризации РНТД.
Объединяет все вышеперечисленные итерации одно — данные мероприятия осуществляются рабочей инвентаризационной комиссией, которая формируется, как было указано выше, в соответствии с Положением об инвентаризации РНТД. Отсюда следует, что работа должна осуществляться всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии.
Однако при согласовании результатов инвентаризации РНТД от членов инвентаризационной комиссии — представителей УИС МО поступают вопросы и предложения, связанные с проверкой результатов инвентаризации РНТД военными представительствами (далее — ВП МО РФ) предприятий кооперации, вовлеченных в процесс инвентаризации РНТД, при этом никакого основания для такого рода проверок со стороны ВП МО РФ нет, поскольку, как было отмечено выше, инвентаризация осуществляется рабочей инвентаризационной комиссией, состав которой утверждается руководителем организации.
Согласно ст. 6 Положения об инвентаризации РНТД, контроль за деятельностью рабочей инвентаризационной комиссии осуществляется собственником имущества или юридическим лицом, обладающим этим имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, предложения со стороны государственного заказчика о ревизии результатов инвентаризации ВП МО РФ противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В целях урегулирования данного вопроса Концерном введена практика обращения в Минобороны России, содержащая просьбу о включении в состав инвентаризационной комиссии сотрудников военных представительств всех дочерних обществ Концерна. Это, пусть и незначительный, но очень важный, облегчающий работу и сокращающий временные затраты момент, в связи с чем хотелось бы, чтобы он нашел отражение в обновленных методических рекомендациях по инвентаризации РНТД, инициативу по разработке которых мог бы на себя взять Роспатент.
Отдельно хотелось бы остановиться на нечасто возникающем вопросе, касающемся правил формирования инвентаризационной комиссии при обязательной инвентаризации РНТД. В Положении об инвентаризации РНТД предусмотрены два случая:
— проведение обязательной инвентаризации в организациях оборонно-промышленного комплекса и организациях, выполнявших работы, связанные с обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, когда в состав рабочей инвентаризационной комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками, и Федеральной службы по интеллектуальной собственности;
— проведение обязательной инвентаризации в случае приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, когда в состав рабочей инвентаризационной комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками.
Совершенно непонятно, является ли второй случай частным случаем первого или специально выделенным, при этом присутствие в составе инвентаризационной комиссии представителей Роспатента во втором случае может быть подвергнуто сомнению, в связи с чем для однозначности трактовки требуется уточнение Положения об инвентаризации РНТД в этой части.
Исходя из вышеизложенного, соответствующим госорганам представляется необходимым разработать и принять в виде законодательного акта правила формирования инвентаризационных комиссий, в которых учесть опыт, накопленный при проведении инвентаризаций РНТД организациями промышленности.

Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

Подходы Минобороны России к реализации лицензионных отношений в рамках обеспечения государственного заказа и при поставках объектов вооружения, военной и специальной техники иностранным заказчикам в рамках военно-технического сотрудничества

ЛИТЕРАТУРА:

1. Распоряжение Минимущества РФ N 1272-р, Минпромнауки РФ N Р-8, Минюста РФ N 149 от 22 мая 2002 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

Управление правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальными правами)

Интеллектуальные права являются разновидностью гражданских прав. Участники гражданского оборота ‑ граждане (физические лица) и юридические лица ‑ приобретают интеллектуальные права в результате предпринимаемых ими целенаправленных действий, а также по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В силу творческого характера труда, которым создаются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальные права первоначально возникают у авторов таких результатов – граждан, например, при написании научной статьи, разработке новой технологии, создании программы ЭВМ. В отличие от граждан, юридические лица не в состоянии создавать результаты интеллектуальной деятельности непосредственно, но могут приобретать их на основании договоров, например, авторского заказа, издательского или лицензионного договора, а также в рамках трудовых отношений с конкретным работником в результате создания последним служебных объектов интеллектуальной собственности.

К основаниям приобретения интеллектуальных прав, предусмотренным действующим законодательством относятся, в том числе, наследование, обращение взыскания на имущество обладателя интеллектуальных прав, а также реорганизация юридического лица – обладателя интеллектуальных прав.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению вопросов управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, следует иметь в виду следующее,

граждане и юридические лица всегда действуют в своем интересе. Они приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров, условия которых не должны противоречить законодательству.

В то же время, гражданские права могут быть ограничены федеральным законодательством, но только в ограниченном числе случаев, а именно тогда, когда возникает необходимость в обеспечении защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Касаясь содержания интеллектуальных прав, следует отметить, что они включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) в случаях, предусмотренных законодательством.

Личные неимущественные права принадлежат автору, которым признается лицо, создавшее своим творческим трудом результат интеллектуальной деятельности. К личным неимущественным правам в первую очередь относится право авторства (право признаваться автором произведения) и право на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или без указания имени). Данные права являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе, при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права. Отказ от личных неимущественных прав ничтожен.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора. Данное право может быть передано автором другому лицу по договору или может перейти к другим лицам по иным вышеупомянутым основаниям. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.

В случае создания автором в рамках своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на такой результат принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником-автором не предусмотрено иное. В соответствие с законодательством работодателю могут принадлежать исключительные права на следующие результаты интеллектуальной деятельности: служебное произведение, в том числе, программа ЭВМ, служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец, служебное селекционное достижение, служебная топология интегральных микросхем, служебный секрет производства (ноу-хау). При этом работнику-автору принадлежат личные неимущественные права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Кроме того, у него возникают иные права, в том числе, право на получение вознаграждения.

Это интересно:  Основные признаки нормы права

Управление интеллектуальными правами не ограничивается установлением действительного автора (первоначального правообладателя) результатов интеллектуальной деятельности или обеспечением их правовой охраны. Необходимо также обеспечить поддержание в силе исключительных прав в течение всего срока их действия. Кроме того, учитывая имущественный характер исключительных прав, правообладатель для защиты своих интересов осуществляет контроль соблюдения своих прав другими лицами, и, в случае установления фактов их несанкционированного использования, принимает меры по прекращению нарушения своих исключительных прав и возмещению причиненного ему ущерба.

При управлении интеллектуальными правами следует также учитывать, что публикация информации, относящейся к результату интеллектуальной деятельности, в том числе, в текстах его охранных документов (патентов, свидетельств), не всегда экономически оправдана. Для предотвращения преждевременного и/или нежелательного раскрытия информации и защиты ее от несанкционированного доступа юридические лица вводят в своей организации режим коммерческой тайны. Работодатель заключает договор о неразглашении (конфиденциальности) информации с каждым из работников, имеющим доступ к такой информации. Режим коммерческой тайны предполагает принятие как технических, так и организационно-правовых мер по обеспечению конфиденциальности информации.

К наиболее содержательному аспекту управления интеллектуальными правами следует отнести распоряжение (передачу и приобретение) исключительными правами. Так, при формировании «портфеля» объектов интеллектуальной собственности каждая организация должна стремиться включать в него только те объекты (изобретения, полезные модели, программы ЭВМ, ноу-хау и т.д.), которые необходимы ей для осуществления экономической деятельности. Такой «портфель» может формироваться как за счет собственных разработок, так и в результате приобретения разработок других лиц. Вместе с тем, организации необходимо регулярно проводить инвентаризацию данного «портфеля» для оптимизации его содержания, отказываясь от неиспользуемых объектов интеллектуальной собственности. Подобная деятельность может не только значительно сократить издержки организации на поддержание в силе исключительных прав, но и принести доход от их реализации.

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности путем его отчуждения, заключив договор об отчуждении исключительного права, или предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Договор об отчуждении исключительного права на изобретение и лицензионный договор подлежат государственной регистрации.

Все договоры, относящиеся к управлению интеллектуальными правами, в том числе, договоры об отчуждении исключительного права, предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности (лицензионные договоры), договоры конфиденциальности и т.п. должны заключаться в письменной форме.

Выводы:

– Интеллектуальные права ‑ разновидность имущественных гражданских прав, которые приобретаются в результате целенаправленных действий граждан и юридических лиц, а также по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

– Интеллектуальные права первоначально возникают у авторов таких результатов – граждан.

– Юридические лица не создают результаты интеллектуальной деятельности, но могут приобретать их на основании договоров, а также в рамках трудовых отношений с конкретным работником-автором.

– Для использования результатов интеллектуальной деятельности необходимо обеспечить их правовую охрану и поддержание в силе в течение всего срока действия исключительных прав.

– Правообладатель защищает свои интересы путем выявления фактов несанкционированного использования исключительных прав и принимает меры по прекращению их нарушения и возмещению причиненного ему ущерба.

– Для предотвращения преждевременного и/или нежелательного раскрытия информации и защиты ее от несанкционированного доступа юридические лица вводят режим коммерческой тайны, принимая технические и организационно-правовые меры по обеспечению конфиденциальности информации.

– В «портфель» результатов интеллектуальной деятельности организации должны включаться только такие результаты, которые необходимы организации для осуществления экономической деятельности.

– Организация должна регулярно проводить инвентаризацию «портфеля» интеллектуальных прав для оптимизации его содержания.

– Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора

СОХРАНЕНИЕ В СИЛЕ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Исключительное право на использование результата интеллектуальной собственности предоставляется правообладателю на ограниченный срок. По истечении этого срока результат интеллектуальной деятельности перестает охраняться законом, и любое лицо может правомерно использовать его без согласия прежнего правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Исключительное право может прекратиться/быть утрачено и до истечения срока правовой охраны результата интеллектуальной деятельности при наступлении предусмотренных законодательством фактов и событий, в том числе, в результате действия/бездействия как самого правообладателя, так и действий других лиц.

Фирменное наименование

Правообладатель в течение всего срока действия правовой охраны фирменного наименования имеет право на его защиту. Фирменное наименование охраняется со дня государственной регистрации юридического лица и действует до тех пор, пока не будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц. Внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц, как правило, связано с прекращением деятельности юридического лица либо изменения его фирменного наименования.

Фирменное наименование (его элементы) может использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и товарного знака и охраняется независимо от действия правовой охраны коммерческого обозначения и товарного знака.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц вправе потребовать юридическое лицо изменить фирменное наименование в случае, если фирменное наименование:

— включает официальные наименования и их производные, в том числе, иностранных государств, органов государственной власти и местного самоуправления, международных, межправительственных и общественных организаций и объединений;

— включает обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали объединений.

Юридическое лицо обязано прекратить использовать тождественное фирменное наименование другого юридического лица или сходное с ним до степени смешения при осуществлении аналогичных видов хозяйственной деятельности, если оно было включено в единый государственный реестр юридических лиц позднее, чем фирменное наименование другого юридического лица, и возместить причиненные в связи с этим убытки.

В отличие от других прав ИС фирменное наименование можно передавать только в связи с передачей хозяйственной деятельности. Не допускается отчуждение или предоставление другому лицу права использования фирменного наименования.

Товарный знак

Правовая охрана товарного знака действует в течение 10 лет и может продлеваться на 10 лет неограниченное число раз.

Исключительное право на товарный знак может быть досрочно прекращено в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, если:

— обладатель исключительного права на товарный знак не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

— правовая охрана была предоставлена обозначению, которое не обладало различительной способностью или состояло только из элементов, в отношении которых государственная регистрация не допускается;

— правовая охрана была предоставлена товарному знаку с более поздним приоритетом по отношению к признанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку иного лица;

— товарный знак стал общеупотребительным;

— товарный знак не использовался непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации;

— связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны недобросовестной конкуренцией;

— правообладатель подал заявление о прекращении правовой охраны товарного знака.

Исключительное право на товарный знак (договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор) может быть передано отдельно или совместно с предприятием. Соответствующие договоры должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации.

Изобретение

Защита исключительного права на изобретение возможна после его государственной регистрации и выдачи патента.

Исключительное право на изобретение действует в течение 20 лет со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента. На изобретения, относящиеся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется разрешение, действие исключительного права может быть дополнительно продлено на срок до пяти лет.

Для поддержания патента на изобретение в силе уплачивается ежегодная государственная патентная пошлина. С увеличением срока действия патента размер пошлины возрастает, что объясняется стремлением государства мотивировать правообладателя использовать принадлежащее ему изобретение.

Действие патента на изобретение может прекратиться досрочно по заявлению патентообладателя, а также в случае неуплаты в установленный срок патентной пошлины за поддержание его в силе.

Патент на изобретение может быть признан недействительным полностью или частично в случаях:

— несоответствия изобретения условиям патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость);

— наличия в формуле изобретения признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании и/или формуле изобретения;

— выдачи патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения и/или полезные модели, имеющих одну и ту же дату приоритета;

— выдачи патента на имя ненадлежащего автора или патентообладателя.

Допускается безвозмездное использование изобретения, тождественного запатентованному, без расширения объема такого использования при условии, что оно было создано независимо и использовалось (были сделаны необходимые приготовления для его использования) до даты приоритета тождественного запатентованного изобретения (право преждепользования). Право преждепользования может быть передано другому лицу только вместе с предприятием, на котором использовалось изобретение.

Патент на изобретение, прекративший свое действие вследствие неуплаты патентных пошлин, может быть восстановлен в течение трех лет со дня истечения срока уплаты патентной пошлины. Если в период между датой прекращения действия патента на изобретение и датой публикации сведений о восстановлении его действия началось использование (сделаны необходимые к этому приготовления) изобретения, право на его дальнейшее безвозмездное использование без расширения объема такого использования (право послепользования) сохраняется и после восстановления патента.

Полезная модель

Срок действия исключительного права на полезную модель составляет 10 лет (с возможным продлением на 5 лет) со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента при условии, что такая заявка была подана после 01.01.2008.

Правовое регулирование других вопросов сохранения в силе и продолжительности срока действия исключительных прав на полезную модель осуществляется в соответствие с теми же основаниями, что и для изобретения. Это касается необходимости уплаты государственных патентных пошлин, оснований досрочного прекращения патента на полезную модель, а также признания его недействительным.

Патентообладатель вправе уступить или передать исключительное право на охраняемую патентом полезную модель путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат государственной регистрации.

В отношении использования полезной модели действуют такие же правовые механизмы, как и для изобретения.

Промышленный образец

Исключительное право на промышленный образец действует в течение 15 лет (с возможным продлением на 10 лет) со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента при условии, что такая заявка была подана после 01.01.2008.

Остальные вопросы сохранения в силе и продолжительности срока действия исключительных прав на промышленный образец решаются в соответствие с теми же основаниями, что и для изобретения и полезной модели.

Авторское право

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства (далее ‑ произведение) имеет ограниченный срок действия. После его истечения произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются государством бессрочно.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора или автора, пережившего других соавторов, если произведение было создано в соавторстве. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Исключительное право на произведение может быть передано в полном объеме (договор об отчуждении исключительного права), в установленных договором пределах (лицензионный договор), с обязанностью издать произведение (издательский лицензионный договор), с обязанностью создать обусловленное договором произведение (договор авторского заказа).

Это интересно:  Нужно ли менять права при смене прописки

Передача исключительных прав на произведение не означает предоставления права внесения в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями, если такие условия не были явно предусмотрены условиями договора о передаче исключительных прав.

Как правило, договор о передаче исключительных прав заключается в письменной форме.

Передача авторского права не распространяется на случай передачи экземпляра произведения. Право на владение экземпляром произведения и авторское право на произведение являются совершенно разными правами, которые необходимо четко разделять. Это означает, что экземпляр книги или CD-диск можно перепродать, но ни книгу, ни CD-диск нельзя копировать для дальнейшего распространения.

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующее произведение. При переходе права собственности на материальный носитель предоставление интеллектуальных прав на произведение не происходит. Поэтому экземпляры правомерно опубликованных произведений (книги, CD, DVD-диски и т.п.) могут в дальнейшем перепродаваться без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (СЛУЖЕБНЫЕ)

Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом. Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору).

Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю,

Работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента, не передаст право на получение патента другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования этих результатов в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой соответствующей компенсации.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ДОГОВОРЫ

Под лицензией понимают разрешение на пользование, которое дает право, например, на пользование компьютерной программой, патентом или другим защищенным объектом. Самыми типичными являются лицензионные договоры на программное обеспечение, товарный знак и патент.

За лицензию первоначальному владельцу (лицензиару) выплачивают возмещение, которое может быть как в качестве единовременного платежа (паушальный платеж), так и в качестве периодических платежей (роялти). Право владения сохраняется за владельцем права.

Правом пользования может быть исключительное право (когда выдается единственная лицензия), неисключительное (когда может выдаваться неограниченное количество лицензии) или стороны могут лицензировать права друг у друга (перекрестное лицензирование).

Несмотря на свободу сторон в установлении своих договорных прав и обязанностей, законодательство требует включения в договоры обязательных (императивных) условий. Так, в лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности; срок, на который он заключается; размер вознаграждения и порядок его выплаты; предмет договора с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат; способы использования результата интеллектуальной деятельности.

Право пользования, которое обеспечивает лицензия, может действовать бессрочно, в таком случае получатель лицензии (лицензиат) при вступлении лицензионного договора в силу выплачивает определенную сумму и далее не делает никаких платежей. После этого лицензионный договор действует неограниченный срок, пока договор не будет расторгнут.

Лицензия может быть выдана и на определенный срок. По истечении срока получатель лицензии может по своему выбору либо выкупить постоянное право пользования, либо отозвать договор.

Право пользования действует до тех пор, пока лицензиат вносит платежи за право пользования. Если платежи вносят ненадлежащим образом, договор могут отозвать или в худшем случае расторгнуть.

Границы права пользования могут быть различны. Они могут быть определены согласно территориальным границам или организационным границам (в зависимости от того, ограничивается ли право пользования юридической единицей или его могут использовать в масштабе всего концерна).

Лицензионный договор должен в любом случае содержать следующие пункты:

— Объект и тип лицензии

— Границы права пользования

— Временной характер лицензии и способ ее оплаты

— Нарушение условий договора

Лицензионные договоры на передачу коммерческой тайны (ноу-хау) называют иногда беспатентной лицензией. Границы и обязательства по неразглашению коммерческой тайны необходимо определить и записать в договоре на выдачу лицензии, чтобы эти вопросы регулировались только на основании данного договора.

Любое лицо, заинтересованное в использовании изобретения при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии, если соответствующее изобретение не использовалось патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента.

Выводы:

Лицензии могут быть исключительные и неисключительные

Лицензионный договор обязательно оформляется в письменном виде и регистрируется в Роспатенте

Платежи за право использовать результаты интеллектуальной деятельности могут быть в форме единовременных платежей и роялти.

Обязательные пункты заключения лицензионного договора: объем передаваемых прав, срок действия договора, территория, предмет договора (результат интеллектуальной деятельности), форма оплаты и условия прекращения договора.

Источник: Он-лайн-курс «Основы охраны и использования интеллектуальной собственности».- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

I. Общие положения

Настоящие рекомендации предназначены для организаций, реализующих программы инновационного развития (далее соответственно — Рекомендации, Организации), а также могут применяться иными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Рекомендации разработаны в целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития Организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее — права на РИД).

Для целей настоящих Рекомендаций под управлением правами на РИД в Организации понимается, в том числе деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, инвентаризации и коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю ненарушения Организацией прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.

Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности Организации, в том числе в области инновационного и технологического развития, в целях осуществления бизнес-стратегии на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, которая осуществляется в целях повышения их эффективности и достижения целевых показателей.

Для обеспечения внедрения настоящих Рекомендаций целесообразно решением совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Организации утвердить Основные положения по управлению правами на РИД в Организации (далее — Основные положения) и план мероприятий по их реализации (далее — План) с учетом настоящих Рекомендаций, а также утвержденной программы инновационного развития.

Организациям (холдинговым компаниям) также рекомендуется обеспечить разработку аналогичных документов дочерними и зависимыми организациями с учетом Основных положений и Плана, одобренных головной Организацией, в случае если указанные Основные положения и План на них не распространяются.

В целях координации при реализации Основных положений и Плана Организациям, имеющим дочерние и зависимые общества, рекомендуется сформировать совет(ы) из представителей дочерних и зависимых организаций, работников Организации и независимых экспертов (по возможности), который будет на регулярной основе проводить свои заседания.

Система управления правами на РИД Организации должна обеспечить выполнение, в том числе следующих задач (функций):

— содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, в том числе путем нормативно-методического, информационно-аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР) Организации;

— обеспечение правовой охраны РИД, в том числе выявление потенциально охраноспособных РИД, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, поддержанию охранных документов в силе, а также организация учета прав на РИД;

— коммерциализация прав на РИД, в том числе определение перспективных направлений и рынков;

— предотвращение нарушения прав на РИД Организации, а также Организацией прав на РИД третьих лиц.

Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД в Основных положениях и Плане целесообразно, в том числе предусмотреть положения, касающиеся:

определения оптимальной организационной структуры управления правами на РИД (внутренние подразделения; аутсорсинг);

способов стимулирования персонала;

обеспечения финансирования системы управления правами на РИД;

мониторинга эффективности системы управления правами на РИД.

Указанные положения рекомендуется формировать с учетом результатов анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации.

В целях обеспечения эффективного внедрения утвержденных Основных положений в Плане целесообразно установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов (в том числе положений о подразделениях Организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД), устанавливающие необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.

В Основных положениях должно быть определено должностное лицо Организации, которое несет ответственность за эффективное функционирование системы управления правами на РИД, реализацию Основных положений и Плана. В случае наличия в Организации локальных нормативных актов, регулирующих вопросы управления правами на РИД, рекомендуется провести анализ соответствия указанных нормативных актов настоящим Рекомендациям и при необходимости внести в них соответствующие изменения.

II. Анализ конъюнктуры рынка и особенности функционирования Организации

Основные направления анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации:

а) исследование рынка поставщиков и потребителей продукции, работ, услуг Организации, деятельности компаний-конкурентов с целью определения существующего спроса и предложения на продукцию, работы, услуги, перспективных направлений проведения НИОКР с учетом особенностей деятельности Организации, с целью определения перспектив коммерциализации РИД Организации;

б) анализ существующих в Организации процессов управления правами на РИД, в том числе линейных, функциональных связей, процессов принятия решений по созданию, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации и защите исключительных прав, анализ состояния изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, проведение инвентаризации прав на РИД Организации, анализ трудовых ресурсов, осуществляющих деятельность по управлению правами на РИД, включая функционал и квалификацию соответствующих работников;

в) анализ существующей системы регламентирования отношений между авторами РИД и Организацией, исполнителями НИОКР и Организацией, в том числе по вопросам распределения и закрепления прав на РИД, мотивации и вознаграждения авторов, обеспечения режима коммерческой тайны в отношении РИД, созданной в рамках выполнения служебных обязанностей, повышения квалификации работников, участвующих в процессе создания и коммерциализации РИД;

Это интересно:  Споры о праве на воспитание детей

г) анализ финансирования деятельности по управлению правами на РИД, в том числе определение источников, объема и направлений финансирования указанной деятельности, анализ системы планирования доходов и расходов, определение направлений оптимизации расходов;

д) анализ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по управлению правами на РИД в Организации, в том числе о порядке стимулирования авторов РИД, об организации изобретательской деятельности, об организации коммерциализации РИД, об обеспечении коммерческой тайны, о взаимодействии со сторонними организациями по вопросам создания РИД и управления правами на РИД.

В целях обоснования выбора направлений реализации утверждаемых Организацией Основных положений представляется необходимым включить в Основные положения результаты проведенного анализа, а также использовать их при разработке Плана.

III. Реализация задач (функций) в сфере управления правами на РИД

При реализации задач (функций) в сфере управления правами на РИД целесообразно проводить следующие мероприятия:

а) в рамках деятельности по содействию созданию, выявлению РИД:

— определить направления интеграции системы управления правами на РИД и имеющихся в Организации подходов к созданию, выявлению РИД с учетом возможности выбора Организацией различных способов их получения (собственные разработки, выполнение НИОКР по государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с государственным или муниципальным заданием, размещение заказов в других организациях или приобретение исключительных прав или прав на использование РИД);

— провести анализ целесообразности и возможности финансирования собственных исследований, при выполнении которых возможно создание РИД, и наличия необходимого кадрового потенциала в Организации, а также перспектив выполнения НИОКР;

— осуществлять регулярное проведение патентно-информационных исследований, в том числе построение патентных ландшафтов в сфере деятельности Организации, в том числе мониторинг объемов и динамики охраняемых РИД (прежде всего патентных заявок и патентов) компаний-конкурентов, как в Российской Федерации, так и в странах, являющихся важнейшими производителями аналогичной продукции или текущими и перспективными рынками Организации;

— определить направления использования РИД, возможности проведения дополнительных исследований в целях создания решений, необходимых для внедрения уже имеющихся РИД;

— осуществлять мониторинг внешней среды с целью выявления перспективных для Организации РИД и получения прав на РИД, использование которых в деятельности Организации целесообразно, в том числе в отношении РИД, созданных в рамках государственных заказов, по которым государственными заказчиками принято решение об отчуждении исключительных прав и (или) предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на РИД;

— взаимодействовать с третьими лицами по вопросам приобретения/отчуждения прав на РИД, заключения соглашений по использованию РИД, в том числе лицензионных.

б) в рамках обеспечения правовой охраны РИД:

— проанализировать целесообразность предоставления правовой охраны РИД, определяемую в том числе с учетом:

наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;

востребованности РИД на рынке, в том числе за рубежом, потенциальных направлений коммерциализации РИД и его особенностей, закрепления за Организацией исключительных прав на перспективные технические (технологические) решения;

— ограничивать доступ к информации о РИД и не допускать ее разглашения или опубликования до проведения анализа коммерческой ценности РИД и принятия решения о форме запрашиваемой правовой охраны. В случае принятия решения о патентовании режим коммерческой тайны устанавливается для информации о РИД до публикации заявки;

— определить порядок уведомления автором соответствующего подразделения Организации (уполномоченных должностных лиц) о созданных потенциально охраноспособных РИД;

— рассмотреть особенности процедуры оформления прав на РИД и возможные сроки предоставления правовой охраны, наличие альтернативных способов охраны РИД и достигаемую каждым из них степень охраны РИД, в том числе возможность пресекать нарушения исключительных прав;

— выбрать оптимальный вариант охраны РИД, в том числе с учетом конкурентной среды и необходимости обеспечения комплексного подхода к правовой охране РИД, обеспечить подготовку и подачу заявок на выдачу патентов на РИД, способные к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, их сопровождение, введение режима коммерческой тайны и другое;

— обеспечить учет исключительных прав на РИД Организации (в том числе прав на РИД, приобретенных у сторонних организаций; государственный учет результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета), в том числе бухгалтерский, актуализацию учетных данных, а также взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения реестров прав на РИД в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

в) в рамках реализации мероприятий по коммерциализации РИД:

— определить возможные эффекты от коммерциализации РИД с учетом приоритетов Организации на рынке и с учетом возможности:

расширения существующего рынка, выхода на новые для Организации рынки или создания нового рынка;

реализации разработок путем продажи лицензий или отчуждения прав на РИД;

— определить возможные механизмы коммерциализации создаваемых или приобретаемых прав на РИД, к которым могут быть отнесены следующие:

применение РИД в собственном производстве;

осуществление с другими компаниями, в том числе конкурентами, кросс-лицензирования для получения легитимного доступа продуктов и технологий Организации на существующие и новые рынки, технологического встраивания в существующие отраслевые цепочки создания продуктов;

заключение лицензированных договоров или отчуждение исключительных прав на РИД;

внесение исключительных прав на РИД в уставные капиталы проектных компаний (организаций), в том числе дочерние, реализующие соответствующий проект, в том числе с привлечением средств соинвесторов;

— размещать в информационных источниках сведения о РИД Организации, по которым Организация готова заключить лицензионные соглашения, договора об отчуждении прав.

г) в рамках защиты исключительных прав на РИД:

— осуществлять регулярное проведение мониторинга реализуемой третьими лицами продукции (оказываемыми услугами, выполняемыми работами), который позволит выявить нарушение исключительных прав на РИД Организации, в том числе путем анализа разработок основных конкурентов, продукции, представляемой на соответствующих выставках;

— обеспечить принятие своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД Организации;

— проводить проверку патентной чистоты производимой и/или реализуемой Организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в целях недопущения нарушения Организацией прав третьих лиц;

— обеспечить защиту прав на РИД Организации, в том числе в административном, досудебном и судебном порядке, с привлечением, в случае необходимости, экспертов, иных заинтересованных лиц.

IV. Структура управления правами на РИД

Распределение полномочий и функций по управлению правами на РИД, которое должно быть закреплено в Основных положениях, необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности Организации, наличия или отсутствия отдельных подразделений по управлению правами на РИД, объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, требуемой для осуществления указанной деятельности.

В целях обеспечения построения эффективной системы управления правами на РИД в Организации целесообразно закрепить основные функции в указанной сфере за отдельным структурным подразделением, наделив его полномочиями по координации и контролю в соответствующей сфере, с учетом возможности при необходимости передачи ряда функций другим структурным подразделениям и (или) сторонним организациям, экспертам.

Достижение реализации всех функций (задач) системы управления интеллектуальной собственностью в Организациях рекомендуется осуществлять в том числе путем взаимодействия финансовых, юридических, технических, маркетинговых, кадровых служб с подразделением, ответственным за формирование стратегической и инновационной политики Организации по вопросам управления правами на РИД Организации.

V. Управление персоналом

В Основных положениях и Плане рекомендуется предусмотреть реализацию, в том числе следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности управления персоналом:

— создание корпоративной культуры, поощряющей изобретательскую активность работников, в том числе периодическую организацию мероприятий, направленных на повышение мотивации работников в соответствующей сфере, путем проведения конкурсов, присуждения почетных званий, награждения грамотами и благодарностями;

— материальное стимулирование изобретательской активности работников, в том числе за участие в деятельности по созданию РИД и коммерциализации РИД, путем определения условий и порядка предоставления материального вознаграждения работникам, минимальных ставок вознаграждения и порядка его расчета в зависимости от сложности РИД, вклада работника в их создание и положительных эффектов в том числе в части получаемых доходов, снижения издержек, которые достигаются путем использования прав на РИД;

— обучение работников Организации по профилю их деятельности, а также по программам и курсам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности;

— уточнение трудовых договоров с работниками либо заключение отдельных соглашений с ними в части регламентации вопросов, касающихся:

обеспечения режима коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью работника;

распределения и закрепления прав на РИД, созданных или доработанных работником в связи с выполнением служебных обязанностей (в том числе в соавторстве), включая основания, условия и порядок закрепления прав, недопущения нелегитимного использования прав на РИД работниками после увольнения из Организации;

вознаграждения за создание РИД в связи с выполнением служебных обязанностей, их использование в деятельности Организации.

VI. Финансовое обеспечение системы управления правами на РИД

В целях обеспечения эффективной реализации разрабатываемых Организацией Основных положений целесообразно предусмотреть в них подходы к финансовому обеспечению системы управления правами на РИД Организации, в рамках которых может быть предусмотрено следующее:

а) выделение при планировании бюджета Организации расходов на финансирование мероприятий по:

— созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны, инвентаризации прав на РИД, поддержанию охранных документов в силе, коммерциализации РИД;

— мониторингу патентного ландшафта, выявлению новых перспективных направлений, по которым осуществляется технологически и коммерчески оправданная патентная активность;

— стимулированию изобретательской активности среди работников, а также повышению их квалификации и мотивации;

— созданию и поддержанию материально-технической и информационной базы, необходимой для управления правами на РИД;

б) использование различных источников финансирования, в том числе внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКР), внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов, прибыль);

в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления правами на РИД Организации.

VII. Мониторинг эффективности системы управления правами на РИД

В Основные положения рекомендуется включить положения, определяющие порядок проведения мониторинга и оценки эффективности системы управления правами на РИД, выполнения Плана.

Организациям рекомендуется разработать комплекс ключевых показателей эффективности (далее — КПЭ), включающий количественные и качественные показатели (среди которых могут быть следующие: количество поданных заявок на получение охранных документов, в том числе за рубежом; количество полученных охранных документов, в том числе за рубежом; доля РИД, используемых в собственном производстве; число заключенных лицензионных договоров в отношение прав на РИД Организации; доля выручки от реализации продукции, при производстве которой применяются РИД Организации), и определить их целевые значения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, позволяющие оценить эффективность реализации Основных положений, выполнения Плана, а также эффективности функционирования системы управления правами на РИД. Указанные КПЭ также рекомендуется увязать с реализацией программ инновационного развития в целях содействия достижению отраженных в них целевых показателей.

При этом целесообразно закрепить периодичность проведения такого мониторинга (не реже 1 раза в год), возможность проведения бенчмаркинга и оценки рисков недостижения установленных КПЭ.

На основе данных мониторинга с целью повышения эффективности деятельности по управлению правами на РИД Организациям рекомендуется определять наличие или отсутствие необходимости корректировки Основных положений и созданной системы управления правами на РИД.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, superinf.ru, normativ.kontur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector